Глава 20. Предвидения и пророчества в истории
Предвидение явлений и событий составляет важнейшую и вместе с тем труднейшую функцию любой науки. Именно по надежности и обоснованности научных предсказаний и прогнозов судят о возможности и эффективности применения результатов науки для решения практических задач. Эту мысль неоднократно подчеркивали многие философы. Известный афоризм «знание - сила», принадлежащий английскому философу Ф. Бэкону, ясно указывает на огромную роль научного знания в развитии производительных сил общества. Один из родоначальников социологии О. Конт в своем афоризме «знать, чтобы предвидеть», особое внимание обращает на роль научного знания именно в предсказании будущего в развитии общества.
Поскольку история изучает события прошлого, то проблема предвидения в ней до сих пор является предметом острых дискуссий. Одни историки допускают возможность существования в ней предвидения в форме ретросказаний, т.е. предсказаний прошлых событий. Авторы концепции научного объяснения К. Гемпель и его последователи идут дальше и настаивают, что наряду с объяснением в истории должно существовать и предвидение будущих событий. Другие философы и историки предпочитают говорить об извлечении уроков из прошлого с тем, чтобы лучше подготовиться к будущему. Некоторые наиболее радикально настроенные философы рассматривают исторические предвидения как простые пророчества, основанные на явно ложных или необоснованных предпосылках.
В настоящей главе мы рассмотрим общую логическую структуру предвидения, сравним её со структурой объяснения и выясним, в какой мере она может быть использована для исторических ретросказаний и прогнозов, а затем обсудим конкретные программы социального предсказания, которые выдвигались в рамках общественных наук и выявим их отношение к истории. В заключение проанализируем, в чем состоит необоснованность и ложность исторических пророчеств.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 955;