Глава 6. Цивилизации и их место в истории
Термин «цивилизация» происходит от латинского слова civilis, т.е. гражданский, государственный и общественный, и впервые появился во французской литературе в XVIII в.[60] Французские просветители употребляли его для обозначения общества, устроенного на основах разума и справедливости. В дальнейшем он приобрел другие значения. Так, историки стали использовать его для характеристики общества, возникшего из первобытнообщинного строя. Таким обществом, как известно, стало -классовое рабовладельческое общество. В отличие от первобытного общества, основанного на кровнородственных отношениях между людьми, исторически первая форма развития цивилизованного общества - рабство - характеризуется установлением классовых отношений между его членами. Возникновение этой цивилизации с экономической точки зрения было подготовлено развитием производительных сил. Сначала переход от собирательства съедобных растений, охоты и рыболовства, присущих дикости, а затем - систематическое выращивание хлебных злаков в земледелии и одомашнивание скота в животноводстве в эпоху варварства - характеризуют длительный период качественного преобразования средств жизнеобеспечения людей. Появление частной собственности и эксплуатации человека человеком обусловило возникновение рабовладельческого общества как исторически первую форму классового общества. В отличие от первобытного общества такое общество стали называть цивилизованным.
Дальнейшее развитие производительных сил и общественных отношений привело к появлению более совершенных форм цивилизации, в частности гражданского общества, для обозначения которого и был впервые введен термин «цивилизация». Именно в этом смысле чаще всего и употребляют его, когда говорят об обществе, основанном на праве и законе. Однако историки используют указанный термин в более широком смысле для классификации культурно-исторических типов обществ.
Представление о том, что единицами исторического исследования являются не отдельные общества, нации и другие общественные образования, а более обширные социально-исторические системы, названные цивилизациями, возникло в начале XX века. Бесспорно, спорадически такого рода взгляды высказывались и раньше, но тогда они не представляли цельной концепции. Наиболее полное выражение данная концепция получила в трудах известного британского историка А. Тойнби (1889-1975), который называет своим предшественником немецкого историка О. Шпенглера (1980-1936), выступившего после первой мировой войны с нашумевшей книгой «Закат Европы». Однако еще до О. Шпенглера в конце прошлого века с аналогичными идеями выступил русский публицист и социолог Н.Я. Данилевский (1822-1885).
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 991;