Религиозная интерпретация смысла истории
На протяжении XIX и XX столетий религиозная интерпретация смысла истории получила более рафинированное выражение в различных теологических концепциях исторического процесса. По существу близки к ним разные варианты объективно-идеалистической интерпретации истории, хотя они представлены в более усложненной форме. Так, христианско-социалистическое истолкование нашло свое продолжение в социалистических учениях и программах, направленных на такое преобразование общества, в котором будет достигнута христианская цель о всеобщей справедливости, свободе и равенстве.
Как уже отмечалось, религиозные представления о характере исторического процесса возникли как прямое отрицание идеи циклического развития общества, вечного круговорота в истории. В качестве основного религиозного постулата выдвигалось положение о том, что цель и направление истории предопределены божественным провидением. С ним непосредственно связан прогресс в истории, который должен привести к царству божьему на земле. «Идея прогресса, - указывает Н.А. Бердяев, - и есть идея смысла истории, истории как пути к Богу, к благодатному концу, к Царству божьему»[31]. Такая идея предполагает, однако, неизбежное завершение истории, ее конец, а, следовательно, ту или иную эсхатологию, содержащую пророчества о конце истории и мира в целом.
В христианской религии эти пророчества содержатся в Апокалипсисе, или откровении от св. Иоанна. Они говорят о грядущем разделе мира в конце истории и образовании в результате этого царств Христа и Антихриста.
«Смысл истории согласно Апокалипсису, - пишет Н.А. Бердяев, - заключается в освобождении человеческих сил для последней борьбы добра и зла, Христа и Антихриста»[32]. После этого, согласно пророчеству, должна наступить эпоха тысячелетнего царства божьего, царства правды и справедливости на земле. «Сама возможность пророчеств, - продолжает Бердяев, - основана на религиозном преодолении противоположности между свободой и необходимостью, которая для рационалистического сознания остается непримиримой антиномией. Необходимый, роковой конец истории, который открывается в пророчествах, и будет делом свободы, постигнутой не как произвол. Христос уничтожил противоположность между человеческой свободой и божественной необходимостью, и христианские пророчества открывают конец истории и путь к нему по ту сторону этой противоположности. Конец истории в такой же мере предопределен и провиденциален, в какой и свободен. Провиденциальный план истории не может быть насилием над свободой индивидуального, а лишь ее исполнением»[33].
С научной точки зрения такое решение проблемы свободы и необходимости иллюзорно и не выдерживает критики. Не подлежит сомнению, что свобода в действиях людей не означает произвола; она детерминируется необходимостью, но последняя имеет не божественное, а объективно-историческое происхождение и определение.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 816;