Прогрессистский подход к смыслу истории
Основные принципы прогрессистского подхода сформировались еще в эпоху Просвещения, но наибольшее развитие они получили в XIX в. Вместо религиозной идеи о движении истории к предустановленной Богом цели многие ученые в XVIII-XIX вв. стали говорить о прогрессивном развитии общества. Идея прогресса настолько охватила сознание многих философов и историков, что она превратилась в своеобразную религию прогресса, а ее сторонников стали называть прогрессистами.
Согласно идее прогрессистов, развитие истории происходит в направлении постоянного совершенствования социально-исторических систем, роста производительной силы труда и развития духовной культуры общества, Если иногда и имели место попятные движения, наблюдался застой или регресс, то все эти процессы рассматривались, как некоторые исключения из общего правила в целом история развивается прогрессивно, и движется к своей цели по восходящей линии. Такой целью считалось построение общества на рациональных основах справедливости, равенства и свободы.
Подобное понимание прогресса внутренне противоречиво. В самом деле, допущение о достижении установленной цели предполагает конец истории. Интуитивно каждый прогрессист сознает, что для осуществления своих целей история должна иметь определенное завершение, свой конец. Однако, будучи рационалистом, он должен отстаивать идею непрерывного прогресса общества и отрицать возможность его конца, а значит отказаться от рациональной идеи о смысле истории, ибо этот смысл не может быть сведен к бесконечному процессу изменения и совершенствования общественно-исторических систем. Тем не менее, идея об отождествлении или сведении смысла истории к прогрессу была широко распространена среди философов и историков позитивистского направления, а также теоретиков социалистического движения. Один из лидеров революционного народничества в России П.Л. Лавров по этому поводу писал: «Развитие нашего нравственного идеала в минувшей истории человечества составляет для каждого единственный смысл истории, единственный закон исторической группировки событий, закон прогресса, считаем ли мы этот прогресс непрерывным или подверженным колебаниям, верим ли в его реальное осуществление Или только в его сознание»[34].
Такой подход не остался незамеченным критиками прогрессистов. «Мировая социальная катастрофа, наступление социалистического рая, - заявляет Н.А. Бердяев, - все это вывернутая наизнанку религиозная идея конца истории, начало уже сверх исторического. В сознании своем социалисты утверждают, что прогресс будет бесконечным; но в стихии своей утверждают конец, социалистический конец, исход, спасение человечества от всех бед и зол, обоготворение человечества. В этом ожидании конца весь пафос социализма»[35].
Разумеется, не все социалистические учения ориентируются на пассивное ожидание конца истории, однако многие утопические его варианты, также как натуралистические и позитивистские теории общества, верят во всемогущество неких' исторических законов развития. Можно поэтому сказать, что если для сторонников религиозной интерпретации история имеет смысл потому, что является целью Бога, то для прогрессистов этот смысл заключается в признании неких всеобщих законов прогрессивного развития общества. Однако, никаких таких законов в действительности не существует и, следовательно, прогрессисты выдают желаемое за действительное. Можно говорить об экономических, социологических, даже нравственных законах развития общества, но вряд ли разумно предполагать, что существуют некие универсальные законы развития общества вроде закона всеобщего непрерывного прогресса.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 1191;