Теория социализма и коммунизма
Практически все работы К. Маркса и Ф. Энгельса были проникнуты идеей построения будущего социалистического общества. Однако наиболее полное представление классиков марксизма о будущем справедливом социально-экономическом устройстве отражено в работах «Национализация земли» (1872), «Критика Готской программы» (1875) К. Маркса и «Анти-Дюринг» (1878) Ф. Энгельса. Понимая, что предусмотреть будущую реальную жизнь в детализированном виде не возможно, ученые ограничились характеристикой лишь важнейших черт коммунистического общества и тенденций движения к нему.
В работе «Национализация земли» К. Маркс пишет, что в социалистическом обществе собственность будет не групповой, а общенародной. Такая форма собственности сможет стать национальной основой общества и позволит свободным и равным производителям заниматься общественным трудом по общему плану. Итак, важнейшими чертами будущего общества, по мнению Маркса, будут общественная собственность на средства производства и планирование.
В работе «Критика Готской программы» автор доказывает, что новое общество не может появиться сразу в готовом виде. Между капиталистическим и коммунистическим обществом существует период революционного преобразования первого во второе. Этому периоду соответствует особый переходный период, в границах которого будут осуществляться сложные социально-экономические преобразования, и в первую очередь – обобществление средств производства и слом старой государственной машины. Государство переходного периода может стать выразителем интересов пролетариата, орудием его диктатуры.
В этой работе Маркс впервые отметил, что коммунистическое общество в своем развитии может пройти две фазы:низшую и высшую. Позже среди приверженцев марксизма они получили название «социализм» и «коммунизм» или «полный коммунизм».
Уже на первой стадии будет ликвидирована частная собственность, уничтожена эксплуатация, отомрут товарное производство, рынок, конкуренция, деньги. Хозяйствование будет вестись планомерно, не зная экономических кризисов. Распределение будет осуществляться по труду. Рабочий за свой труд будет получать квитанции, которые удостоверяют затраты им определенного количества труда и дают ему возможность приобрести на общественных складах необходимые потребительские блага. Качество труда при распределении не учитывалось, поскольку образование, профессиональная подготовка будут осуществляться за счет общества, то и плоды квалификации, по мнению классиков, должны принадлежать обществу, а не рабочему. В процессе распределения совокупного общественного продукта фонд индивидуального потребления будет формироваться только после отчислений в другие фонды: фонд замещения потребленных средств производства, фонд расширения производства (накопления), резервный или страховой фонд, фонд управления, фонд общественного потребления (содержание нетрудоспособных, больниц, школ и т.п.). В итоге «каждый отдельный производитель, - пишет Маркс, - получает снова от общества после всех отчислений ровно столько, сколько сам дает ему».
На высшей фазе коммунистического общества производительные силы становятся настолько развитыми, что «все источники общественного богатства польются полным потоком», индивиды будут «всесторонне развитыми», а их труд перестанет быть средством к жизни и станет первой жизненной потребностью, принципом же распределения станет принцип: «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
Более развернутая характеристика основ коммунистического общества представлена Ф. Энгельсом в работе «Анти-Дюринг». Она касается механизма действия экономических законов, отношений собственности, беспрерывного и быстрого роста производительных сил, ликвидации различий между умственным и физическим трудом, между городом и селом.
Кроме вопросов, непосредственно связанных с проблемами социализма, в работе автор указывает на всевозрастающие антагонистические противоречия. Основным противоречием капитализма, по мнению Энгельса, является противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением. Оно обусловливает глубокие экономические кризисы, которые являются наглядным доказательством исторической ограниченности капиталистического способа производства.
Энгельс указывает и на рост роли монополий. Высокий уровень монополизации, считает ученый, обусловливает зарождение элементов плановости. Указывая на возможность и необходимость планирования при социализме, Энгельс отмечает: «...анархия в производстве изменится общественно-планомерным регулированием производства соответственно потребностям как общества в целом, так и любого его члена в частности».
Модель коммунистического общества, разработанная Марксом и Энгельсом, среди ученных воспринимается неоднозначно. Одни из них считают, что теория социализма и коммунизма является самой слабой составляющей марксистского учения, недостаточно аргументированной и похожей на фантазии утопистов. Другие исследователи это учение оценивают довольно высоко. Так, Й. Шумпетер отмечал, что социализм не был для Маркса идеей, которая «стирает все краски жизни и порождает нездоровую и тупую ненависть или презрение к другим цивилизациям. Во многих смыслах присущий Марксу тип социалистического мышления и социалистического выбора, соединенный вместе с его фундаментальной позицией, действительно заслужили названия научного социализма».
Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 1263;