Женщины в ранней социологии

Одновременно с достижениями Чикагского университета, описанными в преды­дущем параграфе, и порой даже в согласии с ними, в то же самое время, когда Д юрк-гейм, Вебер и Зиммель создавали европейскую социологию, а иногда и единодуш­но с ними, новаторские социологические теории разрабатывала группа женщин. Входившие в эту группу основали обширное и на удивление сплоченное объеди­нение социальных реформаторов. Среди них были Джейн Эддамс (1860-1935), Шарлотта Перкинс Джилман (1860-1935), Анна Джулия Купер (1858-1964), Ида Уэллс-Барнетт (1862-1931), Марианна Вебер (1870-1954) и Беатрис Поттер Вебб (1858-1943). За исключением, может быть, Купер, всех их можно объединить на основе отношения к Джейн Эддамс. То, что сегодня их не знают или не признаю! социологами или теоретиками социологии в рамках принятой истории данной дисциплины, — пугающее свидетельство силы внутридисциплинарной тендерной политики, а также во многом бездумной и некритичной трактовки социологией своих собственных разработок. В то время как социологическая теория каждой из этих женщин основывается на результатах индивидуальных теоретических уси-

1 Лига плюща {Ivy League) — группа самых престижных частных колледжей и университетов на се­веро-востоке США, известные высоким уровнем обучения и научных исследований, Название свя­зано с тем, что по английской традиции стены университетов — членов Лиги — увиты плющом. — Примеч. перев.


[75]

лий, взятые вместе, они представляют собой последовательное и целостное изло­жение ранней феминистской социологической теории.

Главными признаками этих теорий, отчасти, возможно, объясняющими невни­мание к ним со стороны профессиональной социологии, являются: 1) акцент на опыте женщин, жизни женщин и их работе, равной по значению мужской; 2) осо­знание того, что они выступают с локальной и частной точки зрения и поэтому, по большей части, без оттенка высокомерной объективности, которую мужская социологическая теория считала частью авторитетной теории; 3) идея о том, что целью социологии и социологической теории должны быть социальные реформы, т е. улучшение жизни людей с помощью знания, и 4) заявление, что главной про­блемой в совершенствовании жизнеустройства в их время было неравенство. Ран­них теоретиков феминизма в наибольшей степени отличает их видение природы и средства борьбы с неравенством, стоявшим в центре их внимания: тендерным, расовым или классовым либо их совокупностью. Но все эти женщины воплотили свои взгляды в социально-политическую деятельность, помогавшую приводить к гармонии и изменять североатлантические общества, где они жили, и их актив­ность была столь же неотъемлемой частью значения, которое они придавали за­нятию социологией, как и само создание теории. Они считали общественную нау­ку частью и своего теоретического творчества, и своей практической деятельности в области социологии и были очень изобретательны в создании новаторского ме­тода социальной науки.

Хотя развивавшаяся социологическая дисциплина сочла этих женщин не бо­лее чем второстепенными социологами и теоретиками социологии, она нередко включала их методы исследования в свою практику, в то же время используя их деятельность, чтобы оправдать определение этих женщин как «не социологов». Таким образом, скорее о них помнят как об активистках и общественных деятель­ницах, а не как о социологах. Их наследием стала социологическая теория, при­зывающая не только к размышлению, но и к действию.








Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 970;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.