I. Тема: «Печальные комедии» как особый жанр драматургии А. Н. Островского
(на материале пьесы «Невольницы»)
Человеческое,
слишком человеческое.
Ф. Ницше
1.
«Печальные комедии»... Да разве комедия может быть печальною? Не парадокс ли это? Что же хотел сказать нам этим их автор? На мой взгляд, эта тема очень интересна, и принадлежит к средствам, с помощью которых можно облегчить себе бремя жизни, а упражнение в этом искусстве дарует присутствие духа в трудных положениях и развлечения в скучной среде. Более того, в самых тернистых и безотрадных полосах своей собственной жизни можно находить поучения и чувствовать себя гораздо лучше. Сама я не принадлежу к тем, кто «мыслит с непросохшим пером», и еще меньше к тем, кто полностью отдается страстям с ручкой в руке, сидя на своем стуле и глядя на бумагу. Но эта тема до глубины души взволновала меня, само произведение настолько потрясло своей близостью с моей жизнью, что невозможно остаться безучастной и не писать. Писание на данную тему есть для меня естественная потребность. Ведь Островский показал нам самих себя! Это же все мы, во всяком случае я! Где они: Жанны де'
2.
Арк, Елены Инсаровы? Нет, мир наполнен Софьями и Евлампиями! Конечно, я оставляю место долгу, чести, супружеской верности и любви, но так или иначе, хотим мы того или нет, вся эта жизнь... человеческая, история... слишком человеческая – хождение по кругу. Потому что в жизни всегда встречаются натуры интеллектуальные и эмоциональные – личности рассуждающие и личности чувствующие. Из числа первых выходят люди действия из числа вторых – мечтатели, откликающиеся на легчайшие дуновения фантазии. Для них законы и требования житейской морали слишком строги. Они постоянно прислушиваются к зову любви и готовы следовать за ней, пока в долгом пути им откажут ноги, и время не покажет, что представления были ложные... Эти щемящие сердце мысли, которые овладевают и моим сознанием, жаждут выхода. Возможно, этого предисловия и недостаточно для раскрытия сущности данной работы, но может ли помочь предисловие тому, кто сам не пережил чего-либо подобного, может ли оно приблизиться к переживаниям этой работы.
Но начнем все попорядку.
3.
Страной давних драматических традиций всегда считалась Франция. Эти традиции сложились уже в XVII в., в эпоху классицизма. Они опираются на канонические принципы построения драмы, восходящие к Аристотелю и его последователям. На основе их в XVII – XVIII вв. были созданы превосходные драмы и комедии. [...]
Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 2441;