Иррациональной интуицией.
Врождённой необходимостью.
Прекрасным образованием.
13.В переводе с латинского языка слово «мораль» означает:
Нравственный.
Безнравственный.
Чувственный.
Разумный.
Психический.
14.«Правда» есть эквивалент истины в аспекте:
1. Прагматическом.
2. Эстетическом.
3. Космологическом.
4. Этическом.
5. Аналитическом.
15.Вся культура по утверждению Ф. Ницше характеризуется:
1. Политико-волевым началом.
2. Дионисийским началом.
3. Аполлоновским началом.
4. Синтезом аполлоновского и дионисийского.
5. Индивидуально-личностным началом.
16.Автор разграничения двух типов морали: «мораль господ» и «мораль рабов»:
Шпенглер.
Ницше.
Шопенгауэр.
Шеллинг.
Фихте.
17.В переводе с латинского языка «цивилизация» означает:
Общество.
Гражданин.
Техника.
Общность.
Технология.
18.Философское определение понятия «цивилизация»:
1. Цивилизация - это материальная культура общества.
2. Цивилизация - это совокупность материальных и духовных достижений общества в процессе его исторического развития.
3. Цивилизация – это синоним культуры общества.
4. Цивилизация – это смерть культуры.
5. Цивилизация – это ступень развития человечества, следующая за периодом дикости и варварства.
19.Точка зрения, что цивилизация ведёт к моральной деградации общества, принадлежит:
1. Гегелю.
2. Конту.
3. Фихте.
4. Руссо.
5. Ламетри.
20.В русской культуре западничество ориентируется на:
1. Интуитивизм в познании мира.
2. Европейские ценности.
3. Общину и православие.
4. Самобытность пути развития России.
5. Богочеловечество.
21.Кризис традиционной культуры казахов Шортамбай, Дулат, Мурат назвали:
1. Ренессанс.
2. Коллапс.
3. Зарзаман.
4. Просвещение.
5. Гюлстан.
22.Создатель психоаналитической концепции культурогенеза:
К. Маркс.
З. Фрейд.
Э. Кассирер.
А. Тойнби.
И. Хейзинга.
23.Культура в концепции З. Фрейда:
1. Психологическое состояние общества.
2. Материальные и духовные ценности.
3. Механизм подавления бессознательных влечений.
4. Уровень исторического развития.
5. Духовный мир личности.
24.Деррида предлагает в своей философии:
1. Ренессанс европейской культуры.
2. Деконструкцию европейской культуры.
3 Обращение к казахской культуре.
4. Реформацию европейской культуры.
5. Обращение к европейской культуре.
25.Культура как система символов, знаков характерно для подхода:
1. Гуманистического.
2. Функционального.
3. Семиотического.
4. Социологического.
5. Структуралистского.
26.Цивилизация как старость культуры понималась:
1. А. Шопенгауэром.
2. А. Тойнби.
3. Г. Гегелем.
4. Ф. Ницше.
5. О. Шпенглером.
27.Для Шпенглера, цивилизация – это:
1. Восстание масс.
2. Стабилизация культуры.
3. Рассвет культуры.
4. Прогресс культуры.
5. Закат культуры.
28.В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:
1. Государству.
2. Нации.
3. Экономике.
4. Науке.
5. Культуре.
29.Философ, приверженец цивилизационной концепции общественного развития:
1. Локк.
2. Лейбниц.
3. Фейербах.
4. Платон.
5.Тойнби.
30.Человечество идёт в своём движении вперёд:
Коэволюция.
Провиденциализм.
Общественный договор.
Прогресс.
Географический детерминизм.
31.Прогресс в развитии предполагает:
Отсутствие изменений.
Возникновение нового качества.
Возврат к прошлому состоянию.
Наличие упадка.
Потерю качества.
32.Высший критерий общественного прогресса:
1. В развитии свободы человека.
2. В материальном благосостоянии.
3. В гуманистических ценностях.
4. В развитии техники.
5. В развитии культуры.
33.Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движении (прогресса) описывался в трудах:
1. Немецкого философа К. Ясперса.
2. Новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта.
3. Французского историка и культуролога Ф. Броделя.
4. Русского историка и учёного Л. Гумилева.
5. Казахского просветителя А. Кунанбаева.
34.Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:
1. К. Сен-Симон и Г. Спенсер.
2. Н.К. Михайловский и П.Л. Лавров.
3. А. Букейханов и А. Байтурсынов.
4. К. Маркс и Ф. Энгельс.
5. Ф. Ницше и А. Камю.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1 Введение в философию. М. 1990 г. часть 2 раздел «Культура и цивилизация».
3.Спиркин А.Г. Основы философии. М 2000 г.
4.Фромм Э. Искусство любви. Отд. Изд.М. 1992 г.
5.Философия . изд. Ростов н/ Д. 2001 г.
ТЕМА № 14 «ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ, ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель занятия:определить понятие «исторического процесса» и трактовки исторического процесса, знать концепции (формационная Маркса, цивилизационная (Вебер, Парсонс, Дюркгейм) и локальных культур (Шпенглер, Тойнби), уметь рассматривать единство и многообразие истории. А также политику как определенную сферу отношении в обществе определенную непосредственно экономическими отношениями, рассматреть политическое сознание как отражение политики.
Организационный момент -3 минуты
Опрос студентов -35 минут
Решение тестовых заданий –9 минут
Подведение итогов занятия –3 минуты
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Сущность истории и исторического процесса.
2. Концепции исторического процесса; формационная цивилизационная, локальных культур, их трактовка единства и многообразие исторического процесса.
3. Понятие политики, её связь с экономикой.
4. Политическое сознание, его структура. Политическое воспитание.
5. Право и правовое сознание. Правовое воспитание.
При подготовке к данному занятию студент должен изучить литературу по философии и её соотношение к истории, политики и образовании, усвоить основные понятия, сущность и значение. Студент должен сопоставить периодизацию и подразделить по этапам развитие философии, философскую политику, а также показать влияние философии на систему образования в высших учебных заведениях. и место челочека в системе цивилизации. Поощряется использование иллюстраций, схемы, таблицы.
Тестовые задания:
1.По Шеллингу, история может быть определена, как:
1.Воплощение абсолютной свободы.
2.Постепенная реализация правового закона.
3.Проявление необходимости.
4.Воплощение божественного замысла.
5.Проявление случайности.
2.По Шеллингу, в основе мира лежит:
1.Бессознательное.
2.Абсолютная идентичность.
3. Апейрон.
4. Беспредельное.
5. Атом.
3.Смысл мировой истории, по Гегелю:
1.Становление техники и технологии.
2.Смена способов призводства материальных благ.
3.Процесс становления «Мирового духа».
4.Становление научных знаний.
5.Становление мировых цивилизаций.
4.Автором какой философско-исторической концепции является Тойнби:
1. «Осевого времени».
2. «Пассионарного толчка» как условия появления этноса.
3. Развития цивилизаций через Вызовы и Ответы.
4. Всемирной истории как единого духовного процесса.
5. Истории как практической деятельности человека.
5.Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движении (прогресса) описывался в трудах:
1. Немецкого философа К. Ясперса.
2. Новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта.
3. Французского историка и культуролога Ф. Броделя.
4. Русского историка и учёного Л. Гумилева.
5. Казахского просветителя А. Кунанбаева.
6.Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:
1. К. Сен-Симон и Г. Спенсер.
2. Н.К. Михайловский и П.Л. Лавров.
3. А. Букейханов и А. Байтурсынов.
4. К. Маркс и Ф. Энгельс.
5. Ф. Ницше и А. Камю.
7.Раздел философии изучающий цель, движущие силы, смысл и нравственность исторического процесса:
1. Гносеология.
2. Социальная философия и философия истории.
3. Методология и философия науки.
4. Философская антропология.
5. Онтология.
8.По Фихте, целью истории человечества является:
1.Побуждение идентичности.
2.Устремление к субординации.
3.Установление координации.
4.Определение диспозиции.
5.Воспроизведение рода.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия. Алматы 2003 г. Разделы «Единство и многообразие истории,» «Политическое и правовое сознание».
2.Введение в философию. М 1990 г. часть 1.
3. Спиркин А.Г. Основы философии. Москва 2000 г.
4. Философия. Ростов н/Д. 2001 г.
5. Шпенглер О. Закат Европы / Мир философии. Часть 2/.
ТЕМА № 15 «ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ДИАЛЕКТИКИ И ЭПИСТЕМИОЛОГИИ. ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА»
Цель занятия:знатьопределение «диалектики», исторические формы диалектики (Гераклита, Н. Кузанского, Гегеля, Маркса, XX века – трагическая, негативная диалектика Адорно, когерентная, неогегельянская, немарксистская), современные концепции развития: диалектику, формальную логику, сингернетику, универсальную логику, а также методологическое значение диалектики.
Организационный момент -3 минуты
Опрос студентов -35 минут
Решение тестовых заданий –9 минут
Подведение итогов занятия –3 минуты
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики.
2. Современные концепции развития, их взаимосвязь.
3. Диалектика как учение о связи и взаимосвязи. Понятие закона. Классификация законов.
4. Диалектика как система законов:
а) Закон единства и борьбы противоположности. Понятие противоположности, единства противоположностей, противоречие. Этапы развития противоречия, типы противоречии. Значение данного закона для медицины.
б) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Понятия качества, количества, меры, скачка. Трактовка механизма развития в преформизме, катастрофизме, диалектики. Значение данного закона для медицины.
в) Закон отрицания отрицания (ЗОО). Понятия отрицания и отрицания отрицания. Триада Гегеля. Формально-логическое и диалектическое понимание отрицания, сущности ЗОО. Значение данного закона для медицины.
5. Диалектика как система категории. Понятие категории. Роль категорий в культуре.
Диалектика как система категорий (общее и единичное, сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.
При подготовке к данному занятию студент должен изучить литературу, усвоить основные понятия, сущность и значение диалектики. Студент должен сопоставить по периодам и систематизировать по категориям. Поощряется использование иллюстраций, схемы, таблицы.
Тестовые задания:
1.Предмет онтологии - это:
1. Учение о бытии.
2. Учение о прекрасном.
3 Нравственно-этические теории.
4 Теория познания.
5 Учение о ценностях.
2.Определение бытия:
Мир чувств.
Система происходящего.
Многообразие материального и духовного мира.
Воля.
Мир разума.
3.Часть реального бытия, подвергающаяся анализу и изучению:
Объект познания.
Субъект познания.
Метод познания.
Средство познания.
Цель познания.
4.Два основных подрода бытия:
Бытие материальное и духовное.
Бытие первичной и вторичной природы.
Бытие субъективного и объективного духа.
Бытие физического и химического строения.
Бытие живой и мёртвой материи.
5.Субъективно-идеалистическая трактовка бытия:
Быть, значит существовать.
Мыслю, следовательно, существую.
Быть, значит быть воспринимаемым.
Быть, значит воспринимать.
Быть, значит чувствовать.
6.Слово «материя» в переводе с латинского языка означает:
«Вода».
«Идея».
«Вещество».
«Ткань».
5. «Земля».
7.Категория «материя» обозначает реальность:
Потустороннюю.
Социальную.
Идеальную.
Субъективную.
Объективную.
8.Учение о дискретном состоянии материи:
1. Атомизм.
2. Идеализм.
3. Материализм.
4. Дуализм.
5. Реализм.
9.Суждение, характерное для научно-философского определения материи:
Материя есть объективная реальность, отражаемая нашим сознанием.
2. Материя есть вещество, образующее все вещи и явления.
3. Материя есть совокупность наших ощущений объективного мира.
4. Материя есть реальность наших мыслей, чувств, ощущений самих по себе.
5. Материя есть идея любой вещи, её сущность.
10.Отражение можно определить как:
1. Свойство неживой природы.
2. Всеобщее свойство материи.
3. Свойство живой природы.
4. Свойство человеческого сознания.
5. Движение.
11.Всеобщим свойством материи является:
Притяжение.
Отражение.
Мышление.
Существование.
Движение.
12.Движение в философском смысле слова – это:
Поездка на транспорте.
Отсутствие перемещения.
Способ существования сущего.
Изменение положения тел.
Покой.
13.Любое изменение, преобразование, процесс - это:
Эволюция.
Движение.
Реформа.
Инволюция.
Развитие.
14.Согласно атрибутивной концепции материи, движение:
Прерывно.
Равноценно покою.
Совершается по кругу.
Временно.
Абсолютно.
15.Атрибут материи, характеризующий протяжённость, структурность материальных систем есть:
Развитие.
Время.
Пространство.
Покой.
Движение.
16.Научно-философское понимание пространства и времени:
Это формы субъективных переживаний.
Это объективная характеристика бытия.
Это порождение абсолютной идеи.
Это абсолютное начало мироздания.
Это формы познания реальности.
17.Определение с позиции материалистической диалектики:
Пространство и время – априорные формы чувственности.
Пространство и время – формы человеческого существования.
Пространство и время – формы бытия материи.
Пространство и время – вместилище предметов и явлений.
Пространство и время – субъективные восприятия.
18.«Пространство и время существуют сами по себе, независимо от материи» выражена концепция:
Субстанциальная.
Объективистская.
Субъективистская.
Реляционная.
Метафизическая.
19.Отражение социальной формы движения материи:
Механическое перемещение тел.
Общественное развитие.
Теплота, свет, электричество.
Химические реакции.
Рост и размножение живых организмов.
20.Первоначальное понимание диалектики:
Знание противоречивости человеческого бытия.
Мировой разум.
Мировой интерес.
Умение вести беседу.
Способ ведения дискуссии.
21.Общепринятое определение диалектики:
Учение о логических противоречиях.
Учение об общих законах природы, общества и мышления.
Учение о законах мышления.
Учение о развитии материального и идеального бытия.
Учение о законах движения в природе.
22.О характере изменений мира в целом учит:
Астрология.
Диалектика.
Астрономия.
Химия.
Биология.
23.Основной принцип диалектики:
Согласование.
Развитие.
Неопределённость.
Обратимость.
Отрицание.
24.Категории диалектики:
Пространство.
Сущность и явление.
Эклектика.
Атомарность, валентность.
Круговорот.
25.Потенциальное и актуальное существование предмета, явления выражают:
Часть и целое.
Сущность и явление.
Необходимость и случайность.
Возможность и действительность.
Причина и следствие.
26.Сформулировал основные законы диалектики:
1. К. Маркс.
2. Гераклит.
3. Ф. Шеллинг.
4. Г. Гегель.
5. Платон.
27.Диалектическое единство количественных и качественных характеристик - это:
Тождество.
Различие.
Мера.
Сущность.
Связь.
28.Сущность категории мера:
1. Накопление количественных изменений.
2. Переход количественных изменений в качественные.
3.Граница, где происходят количественные изменения соответствующие данному качеству.
4. Переход от одного качества к другому.
5. Отрицание старого новым.
29.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает:
Направленность.
Механизм.
Источник.
Постепенность.
Линейность.
30.В процессе развития закон единства и борьбы противоположностей раскрывает:
1. Постепенность.
2.Источник.
3. Механизм.
4. Линейность.
5. Направленность.
31.В процессе развития закон отрицания отрицания раскрывает:
Постепенность.
Механизм.
Линейность.
Направленность.
Источник.
32.Закон, согласно которому новое всегда диалектически преодолевает старое:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон исключённого третьего.
3. Закон отрицания отрицания.
4. Закон тождества.
5. Закон перехода количественных изменений в качественные.
33.Детерминизм как философский принцип – это признание:
Скачкообразности в природе и обществе.
Воли как побудительной силы.
Причинно-следственной зависимости.
Безусловности развития.
Стихийности социальных процессов.
34.Позиция индетерминизма:
Причиной всего существующего является атом.
Всё в мире возникает случайно.
В природе нет ни причин, ни следствия.
Все явления в мире причинно обусловлены.
Причиной всего существующего является Бог.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Введение в философию. М 1990 часть 2 (диалектика)
2. Спиркин А.Г. М. 2001 г.
3. Гегель. Энциклопедия философии. М 1984 г. Введение.
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 1362;