Экономика и культура государств позднего средневековья

Основным занятием населения в XIV - XV веках было кочевое ското­водство. Соотношение трех типов скотоводства - кочевого, полукоче­вого и оседлого, менялось в зависимости от экологических условий, от политических событий, миграций племен и народов. Маршруты кочевок изменялись в соответствии с естественно-географическими ус­ловиями и историческими традициями. В XIV-XV веках произошли коренные изменения в хозяйстве населения Юго-Восточного Казахста­на. Длительное господство монгольских ханов и феодалов к концу XIV в. уничтожило оседло-земледельческую и городскую культуру в Се­миречье. Кочевое скотоводство стало главной отраслью хозяйства ме­стного населения.

Выгоднее положение Южного Казахстана на стыке оседло-земле­дельческого мира с кочевой степью, на перекрестке магистральных торговых путей сделали его центром хозяйственно-культурных и эко­номических контактов соседствующих народов.

На кыпчакском языке в XIII-XIV вв. было создано большее количе­ство литературных памятников, например, «Кодекс куманикус». В XIV в. был создан первый учебник на кыпчакском языке. В 30-е годы XIV в. при Узбек-хане был издан сборник стихов поэта Кутба«Хосров и Ширин», являющийся тюркоязычным памятником эпохи Золотой Орды. В XIV-XV вв. из кыпчакско-ногайской подгруппы тюркских языков выделился казахский язык.

В Дешт-и-Кыпчаке развивалось творчество певцов (жырау). Извес­тны имена Сыпыра-жырау и Кодана-Тайши (XIV в.), Асана-Кайгы и Казтугана (XV-XVI вв.), Доспамбет-жырау и Жиембет-жырау (XVI-­XVII вв.). Самыми знаменитыми жырши (мастерами художественно­го слова, поэтами) Дешт-и-Кыпчака были Кодан-Тайши, Асан-Кайгы и Казтуган. Сыпыра-жырау в своих произведениях воспел столкнове­ния между Тохтамышем и Тимуром.

В XIV-XV вв.завершился процесс складывания казахской народ­ности. Господствующей религией стал ислам, распространяли свое вли­яние суфийские ордена «ясавийя» и «накшбандия». Кочевое население придерживалось также шаманизма и культапредков. Кочевники вери­ли, что у каждого вида скота был свой хранитель. Хранителя коровы называли Зенги-баба.

В ХV в. на берегах рек Сырдарья и Арысь вновь появилось более 20 городов. В XIV в. был восстановлен Отрар. В XIV-XV вв. сформировался новый архитектурный стиль: купо­ло- и шатрообразные системы. Наиболее ценным произведением зод­чества этого периода являются мавзолеи Ахмеда Яссауи и Рабиги-Сул­тан-бегим.

КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В XV - начале XVIII ВВ








Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 682;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.