Тема 16. Монастыри и колонизация Тамбовского края. Основание Тамбовской епархии.
Шитье проволокой — это способ скрепления с геометрическим замыканием. При скреплении посредством шитья проволокой проволочные скобы проталкиваются через листы блока, и на обратной стороне ножки скоб загибаются внутрь (рис.75).
Из-за качественных недостатков продуктов для читателя, сшитых проволокой, таких, как:
· окисление проволоки;
· опасность травм концами скоб;
· плохой эстетический вид скрепления,
этот способ на обычном переплетно-брошюровочном предприятии применять избегают. В таких его достоинствах, как:
· простой и надежный принцип действия;
· возможность прямой послепечатной обработки на поточных линиях;
· надежное скрепление тетрадей блока и
· высокая экономичность,
можно видеть причину, по которой способ обладает неограниченным приоритетом при изготовлении журналов, многостраничных рекламных брошюр и подобной продукции. Доминирующим способом проволокошвейное скрепление является при шитье брошюр, у которых используются две или больше скоб в корешковом сгибе. Загибание концов скоб внутрь — это обычный способ скрепления издания. Издания в разговорной речи называют брошюрой, сшитой внакидку.
Рис. 72
Схема агрегатов для фальцовки и скрепления тет радей термонитями
Рис. 73
Технология шитья термонитями
Рис. 74
Машина для скрепления тетрадей термонитями c фальцевальным аппаратом (Heidelberg)
Основная область использования шитья проволокой:
Рис. 75
Принцип шитья проволокой
· изготовление массовых журналов. При производстве массовых журналов используются так называемые вкладочно-швейные машины. Это — поточные линии, которые в своей основе состоят из вкладочной машины, проволокошвейного агрегата и модуля для трехсторонней подрезки. Для журналов с небольшим объемом полос применяются также проволокошвейные модули, интегрируемые в рулонные ротационные печатные машины;
· изготовление и отделка простой печатной продукции. Отделочный цех — это специальная область брошюровочно-переплетного предприятия. В нем производят исключительно простые изделия, такие, как рекламные листовки, брошюры, сшитые внакидку, брошюры, состоящие из отдельных листов, скрепленных между собой, и пр. Новейшая область производства — это обработка листов, отпечатанных на цифровых печатных системах. Здесь используются преимущественно поточные линии, которые состоят из цифровой печатной системы, вертикальной подборочной машины, проволокошвейного агрегата и резального устройства.
Проволокошвейные агрегаты, включенные во вкладочно-швейные машины. Рабочий орган для скрепления скобами во вкладочно-швейных машинах называется швейной головкой. Задачи швейной головки состоят в том, чтобы поступающую с катушки проволоку для шитья разрезать по длине скобы, сформировать скобу и проколоть ее через корешок. Под швейной головкой находится приспособление для загиба скоб, которое обеспечивает сгибание находящихся выше ножек скоб. Наряду со стандартными швейными головками, которые встроены вовкладочно-швейные машины различных производителей, существуют, в частности, головки специальных конструкций для высокопроизводительных машин. Во всех швейных головках скрепление скобами можно реализовать одинаковыми приемами (табл. 22).
Таблица 22
Функции швейной головки в подборочно-швейных машинах
При прокалывании блока в проволочных ножках возникают напряжения изгиба, которые тем больше, чем тверже подлежащая обработке бумага и чем толще блок. В том случае, если выдерживаемое напряжение, которое зависит также от длины ножки, меньше, чем сопротивление тетради, скоба изгибается или надламывается перед загибом ножек. Этот дефект обработки устраняется применением более толстой или твердой проволоки. Проволока различается по форме (круглое, прямоугольное сечение) и по площади поперечного сечения. Дополнительной операцией швейных головок является формирование отверстий для вставки скоб.
Во время процесса шитья следует обращать внимание на то, чтобы не было никакого относительного движения между швейной головкой и блоком. При этом:
· подобранная вкладкой тетрадь останавливается подстанцией шитья;
· устанавливается перемещающаяся швейная систе ма (так называемые плавающие швейные головки) .
Проволокошвейные машины в отделочном цехе. В подразделениях, работающих по полному циклу изготовления печатной продукции, следует различать:
· аппараты и агрегаты для пооперационного производства. Устройства для шитья и тачалки (название в разговорной речи проволокошвейных машин) ис пользуются для малых и минимальных тиражей (и единичной продукции).Они имеют одну или две швейные головки и один швейный стол для бокового шитья проволокой. Швейные устройства обрабатывают предварительно сформованные скобы с различными длинами ножек и различными формами головок скоб (петли), которые в виде пакетов скоб вставляются в швейную головку. Швейные машины предлагаются с различной степенью технического оснащения;
· швейные модули для вкладочно-швейно-резальных линий. Послепечатная обработка четырехстраничных печатных листов шитьем тетрадей внакидку до 100 страниц на блок производится в отделочном подразделении на поточных линиях. При этом в противоположность обычному изготовлению подбираются несфальцованные листы. В одном швейно-фальцевальном агрегате выполняются шитье в корешковом поле двумя проволочными скобами и фальцовка блоков. После обжима фальца блок подвергается обрезке. Используются швейные головки, которые работают с проволокой, намотанной на катушки.
Тема 16. Монастыри и колонизация Тамбовского края. Основание Тамбовской епархии.
План:
1. Роль монастырей в колонизации Тамбовского края.
2.Основание Тамбовской епархии.
В 1627 году на высоком берегу реки Лесной Воронеж по именному указанию царя Михаила Федоровича Романова старцем Иосифом был основан мужской Троицкий монастырь. Обитель старца находилась посреди дубовой рощи на берегу реки, ее противоположный берег называли «ногайской стороной». Сподвижниками старца Иосифа были старцы Пафнутий, Агафоник и Нифонт. Монастырю были отведены лесные и сенные угодья, в 1635 году ему принадлежало семь крестьянских дворов. В 1636 году монахи получили благословение архиепископа Антония Рязанского на сооружение храма во имя Святой Троицы с приделом во имя Успения Пресвятой Богородицы. Первая церковь была деревянной и небольшой. 5 сентября того же года царь и великий князь всея Руси Михаил Феодорович повелел своим ясельничим и воеводам Ивану Биркину и Михайлу Спешневу ехать в Дикое поле и строить новый город Козлов как одно из звеньев в цепи городов Белгородской засечной черты. Тульская засечная черта уже не сдерживала натиска крымских и ногайских татар. «Ведомо нам учинилось, что степью меж Воронежских и Ценских верхов, мимо Урлапова городища, приходят в Русь войною крымские и ногайские люди… и православных крестьян побивают и в полон емлют…».
Под личной опекой царя находилась Козловская обитель в 1641 году. По грамоте Михаила Феодоровича монастырь получил «рыбные ловли и бобровые гоны» на Лесном Воронеже и место для постройки мельницы, позже — участок земли вдоль берега для просушивания неводов и для причала.
К середине XVII века Белгородская засечная черта была построена. Монастырь, расположенный с южной стороны Козлова, был вынужден принимать на себя тяжесть татарских и калмыцких набегов.
В первые годы своего существования, до прихода в монастырь игумена Кирилла, обитель не была общежительной. «Братии было немногое число, и кормился всяк собою», — сообщал позже в Пушкарский приказ в своей челобитной архимандрит Дорофей. С 1660 года игумен Кирилл «учинил общую трапезу», при нем же началось и большое каменное строительство. «Своею работою и добрым подвигом, — по словам архимандрита Дорофея, — построил Кирилл в монастыре каменного строения церковь Успения Пресвятой Богородицы, а под нею — другую церковь же великих чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких, и поварни и кельи, и около монастыря ограду каменную».
Игумен Кирилл начал и строительство соборной церкви Живоначальной Троицы «на погребах и сделал до прагов», то есть заложил фундамент. «Всех чинов люди» города Козлова, видя «большую добродетель и радения» игумена Кирилла, принимали участие в строительстве монастыря, многие для того, чтобы им в старости «в этом монастыре постригаться». В середине XVII века там было двадцать монахов, вокруг монастыря селились монастырские служители, которые работали на пашне, сенокосах, в лесу и на мельнице, принадлежавших монастырю.
В 1658 году по просьбе игумена Дионисия монастырь получил право ловли рыбы в реках Иловай, Лесной и Польной Воронеж, а при игумене Кирилле — при Кривецком плесе. В 1662 году монастырю было отведено подворье в Козлове. Переписная книга Троицкого монастыря содержит сведения о наличии во второй половине XVII века у него бобровых гонов (урочищ в реках, где водились бобры и производилась их ловля). Они были обычным явлением в центральной, западной и южной полосе России, доходы от этого промысла облагались оброком в пользу казны. В писцовой книге Разрядного приказа Белгородского стола записано, что в середине века монастырь владел землями на «ногайской стороне» реки, «около ржавца» (болота).
В 1667 году царь Алексей Михайлович прислал в монастырь святыни — принесенный ему из Афона «перст от Гроба Господня», частицы мощей апостолов Андрея, Тита, архидиакона Стефана, великомученика и Победоносца Георгия, великомученика и целителя Пантелеймона, мучеников Иакова Персианина, Киприана, Меркурия, Акепсима, великомученика Феодора Стратилата, мученика Лукиана, равноапостольного царя Константина, преподобного Онуфрия Великого, патриарха Иоанна Милостивого, преподобного Михаила Малеина, святителей Феодора Сикеота, Иоанна Новгородского, преподобного Александра Свирского, мучениц Варвары и Феодосии.
В 1672 году было закончено строительство двухэтажной каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В 1682 году повелением царя Феодора Алексеевича была открыта Тамбовская епархия, а настоятели монастыря возведены в сан архимандрита. На следующий год в Троицком монастыре скончался игумен Кирилл, и архиепископ Тамбовский Леонтий поставил на его место игумена Дорофея. Тридцать человек братии было в тот год в монастыре: «…многие люди старые, и на ваших, Государи, — обращался архимандрит Дорофей к царям Иоанну и Петру Алексеевичам в челобитной, — службах раненные». В этой челобитной в Пушкарский приказ архимандрит «с братиею» просил выделить монастырю железо, «пудов с четыреста», на завершение строительства соборной церкви, для чего «сарай и всякие заводы кирпичные готовы близко монастыря». Государи пожаловали монастырю железо: 50 пудов «железа тянутого, саженного» — было отмечено в приходно-расходной книге Троицкого монастыря.
С 1684 года монастырь стал выплачивать в государеву казну «откупные деньги» за пользование рыбными «ухожами». 31 августа 1685 года, накануне нового года, в казну было уплачено 104 рубля 4 алтына, «да подьячему было дано за работу» в приказной избе города Козлова. Откупной платеж составил чуть более 21 % общего дохода монастыря за тот год.
«Что у пчел в соту, то Зосима и Савватий дали», — известна была поговорка на Руси. Для козловских монахов монастырский «пчельник» (пасека) был второй статьей регулярного дохода. Пасекой заведовал старец Илия, она постоянно расширялась за счет дарений жителей и постригавшихся в монахи. Немаловажной статьей дохода была и плата окрестных жителей за пользование монастырской мельницей, где работали специально нанятые работники. На скотном дворе монастыря были лошади, коровы, куры.
Существенный процент дохода монастыря составляли пожертвования богомольцев и жителей Козлова и окрестных сел. Монастырь был и культурных центром, покупал и продавал книги. В феврале 1682 года он приобрел книгу святителя Григория Назианзина, христианского писателя IV века, борца против арианской ереси, за два с лишним рубля (средняя цена лошади). За три года в монастыре были проданы Требник, Служебник, Минея общая, Шестоднев «старыя печати», Часослов.
Расходно-приходная книга дает представление и о церковных связях монастыря в тот период, о событиях, происшедших в Тамбовской епархии. Монахи часто ездили в Москву, преимущественно осенью и зимой. А в апреле-мае 1684 года в Козловском монастыре пребывал архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Феодосий, который «служил всенощную о своем брате».
В 1686 году назначенный в Тамбов святитель Питирим прибыл в Козлов из Москвы и несколько дней пребывал в Козловском монастыре. 3 апреля 1686 года он благословил строившуюся церковь, в 1692 году пожертвовал ей образ Святой Троицы в окладе с «венцами и гривнами». В течение всего своего служения в Тамбовской епархии епископ Питирим оказывал посильную помощь Козловскому монастырю.
В последней четверти XVII века Козловский монастырь стал крупным хозяйственным центром: по государеву указу пахотные и сенокосные земельные владения увеличились вдвое, архимандрит Дорофей добился освобождения от оброка доходов с пчельников и криво-полянской мельницы, в 1687 году было приобретено подворье в Тамбове, монастырская пасека насчитывала 200 ульев.
Мамонтова пустынь. История Мамонтовой пустыни тесно связана с историей распространения и укрепления Православия в Тамбовском крае. Пустынь располагалась в 70 верстах от Тамбова по моршанской дороге у села Мамонтово. Село и монастырь носили имя основателя — инока Маманта. В документах Шацкого архива указывалось, что старцу Маманту в 1629 гг. по велению местной землевладелицы инокини Марфы Ивановны было разрешено открыть пустынь во имя Святителя Николая на Никольской поляне.
В первые десятилетия своего существования монастырь был беден и убог. Грамотой 1634 года запрещалось взыскивать налог с 30 четвертей монастырских земель, поскольку «старец в тоей пустыне живет только сам друг со старцем и питается Христовым именем, а служебников и работников и крестьян нет никого, и с тое земли ему, старцу Маманту, за даточные люди дати нечего».
Постепенно земли заселялись пришельцами из соседней Рязанской области, из-под Наровчата и из Звенигородского уезда; были среди них вольные люди, бобыли и кабальные крестьяне. Всем им оказывалось гостеприимство, на обильных свободных территориях всего было достаточно, а рабочих рук не хватало. Здесь закладывались основы культуры земледелия, впоследствии передаваемые новым поселенцам.
В 1652 году пустынь была приписана к Звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю с крестьянами, бобылями, их детьми, братьями и племянниками. В писцовых книгах 1677 года указывалось, что в Мамонтовской пустыни у Глубокого озера были две церкви с колокольней, иконами и утварью. Располагались они в одном здании; главная — во имя Николая Чудотворца, придельная — во имя Алексия, Божьего человека. Первым строителем церквей в пустыни был ее основатель старец Мамант. К храму примыкала трапезная и паперть, круглый пятистенный алтарь был прирублен отдельно. С правой стороны располагался Алексеевский придел. Церковные главы были отделаны чешуей, кресты — железом. Придельная церковь не случайно была освящена во имя Алексия — ведь наибольшее число вкладов монастырь получил в царствование Алексея Михайловича «для ради покоя вечных благ будущего века». Монастырские владения быстро обогащались; к концу XVII века обитель владела многочисленными коровьими, птичьими, пчелиными дворами. В каждой монастырской деревне были свои старосты, назначенные монастырем, и управляющие-монахи. Хотя пустынь официально была достаточно рано упразднена (1764 г), храмовые и хозяйственные постройки еще долгое время являлись монастырскими.
Новый однопрестольный Николаевский храм был построен по храмозданной грамоте епископа Феодoсия (Голосницкого) в 1768-1775 годах. Это была прочная и красивая постройка, существовавшая до первой четверти XX столетия. Она располагалась в пяти саженях от обветшавшего храма на небольшом взгорье возле озера Глубокого. Церковь была срублена из соснового леса.
Среди тамбовских монастырей большой известностью пользовался Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный святителем Питиримом в нескольких километрах от Тамбова на берегу реки Цны в живописной дубраве тамбовского Трегуляевского леса.
Предание связало с этой обителью замечательное событие, напоминающее о близкой духовной связи и дружбе святителя Питирима и святителя Митрофана Воронежского.
При аскетическом настроении, особенно любя уединение, Преосвященный Питирим, как только дозволяло время, удалялся за Тамбов, в густые Тамбовские леса, и там наедине предавался богомыслию и молитве. Однако такие уединенные прогулки не могли полностью удовлетворять монашескую потребность в молитве, поэтому св. Питирим определил устроить в уединенном, лесистом месте особую обитель и для того избрал лучшее место во время своих уединенных странствований. Эту мысль он передал прибывшему к нему дорогому гостю, Воронежскому святителю Митрофану, прося его «освидетельствовать и благословить во славу Божию избираемое им место для обители». Таким образом, два великих друга — оба истинные отшельники и постники — посетили то место, где впоследствии стала красоваться святая обитель Питирима. К двум достопамятным мужам предание присоединяет еще и третьего, который известен только именем — Иннокентий. Быть может, он был одним из келейников святителя Питирима. Все трое избрали и благословили своей сердечной молитвой место для святой обители. С тех пор место это так и стало называться — Трегуляй, а мужская обитель, устроенная здесь, — Трегуляевским монастырем.
В ознаменование этого замечательного события, связанного с избранием и освящением места для Трегуляевской обители, в Тамбовской летописи был отмечен не только год, но и число освящения места — второй день по Воздвижению Креста Господня, 15 (28 н. ст.) сентября 1688 года. Выбрав вместе со святителем Митрофаном пустынное и уединенное место, вполне соответствующее требованию устройства монастыря, святитель Питирим посвятил новостроящуюся обитель великому пустыннику и постнику — Предтече и Крестителю Господню Иоанну — как бы в воспоминание о любимой своей Вяземской обители Смоленской епархии, где он начинал свое монашеское служение.
Первый монастырский храм был построен в 1691 году и освящен епископом Питиримом во имя Иоанна Предтечи. Строительным материалом для него служил широко используемый в крае сосновый брус. Крупнейший пожар в 1717 году полностью уничтожил все монастырские постройки, но уже в 1720 году обитель была полностью восстановлена на добровольные пожертвования жителей Тамбова. На месте сгоревшей появилась новая двухэтажная Предтеченская церковь. Через 53 года в монастыре появилась другая — Введенская церковь.
С 1791 года деревянное строительство в монастыре уступает каменному. Первой каменной постройкой стал флигель длиною в 23 сажени, в котором разместился Предтеченский храм, трапезная и кухня. В 1792 году такой же флигель был построен для братских келий. Монастырскую территорию в 1795 году ограничила каменная стена. Конец XVIII столетия был временем широкого каменного строительства не только в Трегуляевском монастыре, но и во всей епархии. Оно было связано с деятельностью Тамбовского епископа Феофила (Раева), который заложил первый камень в фундамент главного монастырского храма во имя Рождества Иоанна Предтечи. Основной храм, сооружавшегося на щедрые пожертвования тамбовских дворян Ф. Ф. Севостьянова и М. С. Бегичевой, служил высокий куб, оформленный с фасадов портиками со сдвоенными колоннами. Высокие барабаны центрального и угловых куполов были плотно сгруппированы. С западной стороны на небольшом расстоянии от храма была возведена многоярусная колокольня. Предтеченская церковь и колокольня не подвергались перестройкам до начала XX века и сохраняли чистоту архитектурного стиля конца XVIII — начала XIX веков, характерного для провинциального зодчества. Главный храм Трегуляевской обители имел некоторое сходство с Успенским храмом Саровской пустыни, так как строительство осуществлялось под руководством бывшего послушника Нафанаила из Сарова.
Второй храм во имя Спаса Нерукотворного, возведенный в русско-византийском стиле, стал настоящим украшением Трегуляевского монастыря. Он был заложен в 1895 году, но из-за ограниченности средств строился около десяти лет. Главы храма были обложены алюминием, кресты и звезды на главах вызолочены, крыши выкрашены шашечками темно- и светло-зеленого цветов. Дубовый иконостас в русском стиле сиял позолотой, в том же стиле были выполнены рамы для храмовых икон.
История города Тамбова и его главной святыни – Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря. Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю.
Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством. Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.
Постепенно экономическое благосостояние Тамбовской епархии улучшалось, и у епископа Питирима появлялись возможности для развития миссионерства и храмового строительства. Одной из первых церквей, построенных по храмозданной грамоте святителя Питирима, стала Предтеченская в Пяшкильской слободе (село Донское). Как священную реликвию хранил Предтеченский храм до конца XIX столетия деревянный крест, исполненный руками святителя Питирима и подаренный храму в мае 1687 года.
К концу XVII века число приходских храмов значительно возросло, они находились в селах Вихляйка, Дубровка, Ишеево, Русское, Ачадово, Вярвиль, Селищи, Кириллово, Веденяпино, Пахотный Угол, Романове, Добры, Ширингуши, Перкино, Алгасово, Пичаево, Горелое, Бокино, Лысые Горы.
Много внимания святитель Питирим уделял устройству монастырей. Обители сыграли немалую роль в освоении Верхоценской волости и значительно способствовали христианскому просвещению народов, населявших край. При содействии монастырей, особенно самых крупных из них, епископ Питирим укреплял в Тамбовском крае православную веру. Монастыри активно помогали епископу развивать недавно созданную Тамбовскую епархию.
В семи верстах от Тамбова епископ Питирим основал Предтеченский монастырь, ставший тихим приютом тамбовского подвижника, любившего монашеское уединение и молитву. По древнему преданию, у монастыря в Трегуляевском лесу епископ Питирим ископал колодец, вода которого обладала целительными свойствами.
Заботами архипастыря в Тамбове расширились владения Казанского мужского монастыря. Его трудами обустроен Вознесенский женский монастырь, настоятельницей которого была родная сестра святителя Питирима – Екатерина.
Умелой хозяйственной распорядительностью епископ Питирим укреплял и благоустраивал Тамбовскую епархию. В результате просьб по жалованным грамотам епархии были переданы Рождественский и Матвеев монастыри, Сергиева и Вышенская пустыни. Обстоятельства обратили внимание святителя Питирима на Николаевский Черниев монастырь, основанный донским казачеством в XVI веке. Монастырь имел прочные связи с Москвой, его исключительное положение чрезвычайно усложняло жизнь насельников из-за зависти соседей. По настойчивому прошению епископа Питирима Черниев монастырь был приписан к Тамбову. С этого времени исчезла над монастырем казачья опека, а рачительный хозяин учел все монастырское имущество с немалыми покосами и богатыми лесными угодьями.
Главным делом жизни в Тамбове святителя Питирима стало возведение величественного кафедрального Спасо-Преображенского собора, заложенного им в камне в 1694 году. В течение лета были устроены фундаменты и подняты стены с подкупольными столбами на 20 аршин. Внутреннее расположение и фасад собора были составлены применительно плану и фасаду кафедрального Рязанского собора. Новый собор стал любимым детищем святителя Питирима, он ревностно следил за строительными работами, был и архитектором, и строителем, и рабочим. Поднимавшийся ввысь Преображенский собор становился сердцем тамбовской земли и символом укрепившейся Церкви на территории, совсем недавно называвшейся «Диким полем».
Одновременно строящийся собор свидетельствовал и о возрастающем влиянии Тамбовской епархии. После десятилетия самоотверженных трудов по управлению епархией архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго прекратилось.
Тамбовская паства скорбела о своем епископе и искренне возносила молитвы пред иконой Казанской Божией Матери о возвращении его к жизни. Тамбовская летопись повествует, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плачь Царицы Небесной – от очей иконы Казанской Богородицы явились слезы, текущие до пелены. Поднявшись с одра болезни, епископ Питирим продолжил строительство собора и изменил его план, сделав собор двухэтажным, отделал южный придел, освятил его во имя Николая Чудотворца и подготовил его для своего погребения.
Тамбовский архипастырь отошел ко Господу 28 июля (ст. ст.) 1698 года в день памяти почитаемой им Смоленской иконы Божией Матери. «Истинный основатель Тамбовской церкви и возлег в основу перваго ея храма, чтобы сообщить ей полную крепость и силу», — отмечал один из жизнеописателей святителя. Над местом его упокоения была установлена резная гробница, золотой вязью на ней были означены важнейшие даты жизни епископа Питирима, на боковой стороне было написано: «Не забывайте мя, егода молитеся Господу».
Постепенно гробница тамбовского архипастыря стала местом благоговейного почитания. Сюда, в Спасо-Преображенский собор, стекались многие паломники не только из окрестных сел и городов Тамбовского края, но и из соседних епархий. При гробнице святителя Питирима сложилась традиция, когда люди перед началом какого-либо дела приходили в собор, заказывали заупокойные панихиды о епископе Питириме и просили его о помощи в добром деле или нужде. В кафедральном соборе многие десятилетия велись специальные книги, в которые записывались чудесные исцеления людей, происходившие после совершения молитв у гробницы святителя.
Первопоселенцами Тамбовского края, по некоторым данным, были мордовские племена, известные с VI века. После падения Хазарского каганата из причерноморских степей стали вторгаться половцы. Набеги кочевников вынудили мордву отойти в бассейн реки Мокши под защиту лесов.
Славяне появились в этих краях предположительно около X века, но активное освоение земель началось со второй половины XII века выходцами из Рязани. Они расселились в бассейнах рек Дона, Воронежа, Матыры, Цны и ее притоков Нару-Тамбова, Липовицы, Кариана. Русские люди, жившие в этих поселениях, были христианами. Об этом говорят многочисленные находки археологов, такие, как фрагмент энколпиона (мощевика) с изображением святой равноапостольной Елены, металлические образки, нательные кресты. О жизни христиан на Тамбовской земле в XIII веке свидетельствуют захоронения, обнаруженные при раскопках Никольского городища в Знаменском районе.
Расселение славян в Тамбовских пределах было прервано татаро-монгольским нашествием. Однако большая часть славян осталась на прежних местах жительства, и лишь после того как в XIV – начале XV века начались массовые набеги татарских орд, территория, некогда населенная русскими людьми, стала приходить в запустение, так как, спасаясь от набегов татар, люди покидали обжитые места и уходили все дальше на север.
Начиная с XVI века русские стали возвращаться на территории в бассейне реки Цны. Первыми туда пришли монахи. Известно, что в 1573 году в Шацком уезде старцем Матфеем был основан Свято-Никольский Чернеев мужской монастырь. Несколько позже было создано еще несколько монастырей: Сергиевская Проломская, Вышенская Успенская, Мамонтовская Никольская, Троицкая пустыни, насельники которых активно вели миссионерскую работу среди местных язычников.
Грамота епископа Тамбовского и Пензенского Феодосия о возведении в епископский сан,1761 годИз фонда Тамбовского областного краеведческого музея (ТОКМ) |
Изображение Святителя и Чудотворца Николая на пелене,XVI векИз фонда Моршанского историко-художественного музея (МИХМ) |
XVII веке Тамбовские земли были включены в состав Рязанской епархии и управлялись Рязанскими епископами. Большой вклад в становление православных традиций этого края внес архиепископ Рязанский Мисаил – яркий проповедник христианства среди мордвы. Он посещал мордовские деревни, рассказывал о христианской вере и крестил почти четыре тысячи человек. В 1656 году во время одной из своих миссионерских поездок он был смертельно ранен язычниками и спустя десять дней скончался в Чернеевом монастыре. Святитель Мисаил стал первым мучеником Тамбовской земли. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых.
Святитель Николай (Никола Можайский) Деревянная скульптура, XVII век (МИХМ) |
Икона Святителя и Чудотворца Николая ийз села Мамонтово XIX век (МИХМ) |
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 1691;