ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ ВНД
Сильно ошибаются те родители, которые думают, что настоящее культурное воспитание составляет обязанность школы и общества, а семья в этой области ничего сделать не может.
Приходится иногда наблюдать такие семьи, которые больше внимания уделяют питанию ребенка, его одежде, играм и в то же время уверены, что до школы ребенок должен нагуляться, набрать сил и здоровья, а в школе он уже прикоснется к культуре.
На самом деле семья не только обязана как можно раньше начать культурное воспитание, но имеет для этого в своем распоряжении большие возможности, которые и обязана использовать как можно лучше.
Культурное воспитание в семье - дело очень нетрудное, но это справедливо только в том случае, если родители не думают, что культура нужна только для ребенка, что воспитание культурных навыков составляет только педагогическую их обязанность.
В той семье, где сами родители не читают газет, книг, не бывают в театре или кино, не интересуются выставками, музеями, разумеется, очень трудно культурно воспитывать ребенка. В этом случае, как бы родители ни старались, в их стараниях будет много неискреннего и искусственного, ребенок сразу это увидит и сразу поймет, что это не такое уж важное дело.
И наоборот, в той семье, в которой сами родители живут активной культурной жизнью, где газета и книга составляют необходимую принадлежность быта, где вопросы театра и кино задевают всех за живое, там культурное воспитание будет иметь место даже тогда, когда родители как будто и не думают о нем. Отсюда, конечно, не нужно делать вывода, что воспитание культурных привычек может идти самотеком, что это – самая лучшая форма работы. Самотек и в этом деле, как и во всяком другом, может принести большой вред, понизит качество воспитания, оставит много неясностей и ошибок. Именно самотек бывает причиной таких положений, когда родители начинают разводить руками и спрашивать себя: откуда это взялось? Откуда у мальчика или у девочки такие мысли, такие привычки?
Культурное воспитание будет только в том случае полезно, когда оно организовано сознательно, сопровождается некоторым планом, правильным методом и контролем. Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить.
Хорошо рассказанная сказка - это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке каждой семьи был сборник сказок. В последнее время вышло много хороших сборников. Для рассказывания малым детям многие сказки нужно, конечно, сокращать, изменять язык, доводить сказку до полного понимания.
Может быть, и родители знают сказки, слышанные ими еще в молодости.
Выбор сказки имеет большое значение. Прежде всего нужно отбросить те сказки, в которых говорится о нечистой силе, о черте, бабе-яге, о лешем, водяном, русалке. Такие сказки можно предложить детям только в старшем возрасте, когда они уже хорошо вооружены против древней темной выдумки. Это вооружение позволит им увидеть в сказке только художественную выдумку, скрывающую за образами разных чудовищ вообще нечто враждебное и злое по отношению к человеку. В младшем же возрасте образы представителей нечистой силы могут быть восприняты ребенком как реальные образы, могут направить воображение ребенка в сторону мрачной и пугающей мистики.
Лучшими сказками для малышей всегда будут сказки о животных. В русском сказочном богатстве этих сказок очень много. и они очень хороши. Точно также и у других народов СССР имеется богатый запас сказок. По мере роста ребенка можно переходить к сказкам о человеческих отношениях.
Много есть интересных повестей об Иванушке-дурачке, но из них нужно выбирать такие, где не выпячивается человеческая глупость, а Иванушка называется дурачком иронически. К этой серии нужно отнести прекрасную сказку Ершова "Конек-горбунок". Более серьезным сказочным отделом является тот, где в сказке уже изображается борьба между богатыми и бедными, где уже отражена классовая борьба. По отношению к этим сказкам мы рекомендуем родителям также некоторую осторожность: не нужно рассказывать сказок мрачных, описывающих гибель хороших людей или детей. Вообще, нужно сказать, что предпочитать нужно такую сказку, которая возбуждает энергию, уверенность в своих силах, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. Симпатия к угнетенным не должна сопровождаться представлением об их обреченности, последнем отчаянии. Картины печальные, говорящие о кошмарных формах насилия и эксплуатации, могут быть показаны детям только в старшем возрасте.
Очень важное значение для развития детского воображения и широких представлений о жизни имеет рассматривание иллюстраций. Для этого не обязательно выбирать детские журналы, можно воспользоваться любым воспроизведением картины, или гравюры, или фотографии, если они по своему содержанию подходят. Обычно, рассматривая такие картинки, дети много спрашивают, интересуются подробностями, зависимостями, причинами. На эти вопросы всегда необходимо отвечать в такой форме, которая доступна пониманию ребенка. Если при этом задает вопрос, на который действительно нельзя ответить, то нужно так и сказать: ты еще не поймешь, подрастешь - узнаешь. Подобные ответы нисколько не вредны, они приучают ребенка даже в постановке вопросов соразмерять свои силы и обещают ему более интересное и серьезное будущее. Картинки для такого рассматривания можно найти в любом журнале-двухнедельнике и в таких журналах, как "Смена", "Огонек" и др.
В младшем возрасте можно допустить посещение детьми театра и кино только в исключительных случаях и на специальные пьесы, для таких детей предназначенные. Вообще же говоря, лучше в это время воздержаться от театра и кино, так как количество подходящих пьес очень незначительно. Например, пьеса символиста Метеринка "Синяя птица" не нужна для малых детей. Очевидно, родители считают: раз написано, что "Синяя птица" - сказка, нужно показать ее детям. На самом деле эта пьеса совершенно недоступна для детей младшего возраста, а в некоторых местах и для детей среднего возраста. В пьесе - сложная и напряженная символика, усложненные характеры вещей и животных, много надуманных и натянутых образов ("Ужасы").
Значительный переломный момент в работе семье по воспитанию культурных навыков наступает во время обучения грамоте. Обычно этот перелом происходит уже в обстановке детского коллектива, в школе. Этот момент имеет большое значение в жизни ребенка. Ребенок вступает в область книги и печатного слова, иногда вступает неохотно, с трудом преодолевая те технические затруднения, которые ставят перед ним буква и самый процесс чтения. Не нужно насиловать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями.
Книги нужно приобретать самые доступные, напечатанные крупным шрифтом, с большим количеством иллюстраций. Если даже ребенок еще не может прочитать их, то они, во всяком случае, возбуждают у него интерес к чтению и желание преодолеть трудности грамоты.
С обучения грамоте начинается второй отдел детства – отдел, посвященный учебе и приобретению знаний. В это время школа приобретает в жизни ребенка виднейшее место, но это вовсе не значит, что родители могут забыть о своих обязанностях, и положиться только на школу. Как раз родительская культработа и общий культурный тон в семье имеют громадное значение для школьной работы ребенка, для качества и энергии его учебы, для установления правильных отношений с учителями, товарищами и всей школьной организацией. Именно в это время приобретают большое значение газета, книга, театр, кино, музей, выставки и другие формы культурного воспитания. Перейдем к рассмотрению каждого из этих установлений в отдельности.
Г а з е т а. Когда ребенок еще неграмотен, когда он может только слушать прочитанное, газета уже должна занять прочное место среди его впечатлений. Семья должна выписывать одну из газет. Чтение газеты не должно происходить в отдалении от ребенка, родители не должны просматривать газету каждый для себя. В каждой газете найдется материал, который можно прочитать вслух и поговорить о нем если не специально для ребенка, то обязательно в его присутствии. Будет даже лучше, если вы по поводу прочитанного будете говорить с таким видом, как будто не думаете специально о ребенке. Он все равно будет вса слушать и тем внимательнее, чем безыскусственнее будете вы держаться. В каждой газете вы найдете такой материал: международные события, демонстрация трудящихся в праздник, пограничные эпизоды, стахановские достижения, героические и мужественные поступки отдельных
людей, строительство и украшение городов, новые законы.
В дальнейшем, с развитием ребенка и в особенности с того времени, когда он уже и сам научился читать, газета должна приобретать все большее и большее значение. Конечно, хорошо, если можно выписать для ребенка пионерскую газету, но, если этого почему-либо нельзя сделать, тоже небольшая беда: советские газеты пишутся языком, доступным для всякого грамотного человека, и в них всегда можно найти материал, интересный и для ребенка. Надо при этом стараться, чтобы он и сам читал газету, чтобы она сделалась необходимым элементом его быта. Но обязательно и семейное обсуждение прочитанного или, по крайней мере, разговор будет по поводу его. Никогда это обсуждение не нужно делать формальностью, посвящать ему определенные часы, тем более не нужно посвящать ему много времени. Во время такого разговора не нужно родителям употреблять специальный поучительный тон.
Обсуждение прочитанного должно иметь характер свободной беседы, и будет лучше, если такая беседа возникает как будто нечаянно по поводу того или иного домашнего дела или сказанного кем-нибудь слова. Если таких хороших поводов не найдется, можно просто спросить, что сегодня интересного в газетах.
В старшем возрасте газета должна быть уже совершенно привычным и необходимым признаком советской культурности, активного и живого, близкого и горячего интереса мальчика или девочки к жизни его Родины.
К н и г а. Знакомство с книгой также должно начинаться с чтения вслух. И в дальнейшем, как бы хорошо ни был грамотен ребенок, чтение вслух должно составлять одно из самых широких мероприятий семьи. Чрезвычайно желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней. При этом если сначала чтецами выступают родители, то в дальнейшем эта работа должна быть передана ребятам. Но как вначале, так и потом очень полезно, если такое чтение происходит не специально для слушателя-ребенка, а в кругу семьи, с расчетом на то, что оно вызовет и коллективный отзыв и обмен мнениями. Только при помощи такого коллективного чтения можно направить читательские вкусы ребенка и выработать в нем привычку критически относиться к прочитанному.
Независимо от чтения вслух необходимо прививать ребенку и охоту самому посидеть за книжкой. Самостоятельное чтение ребенка направляется преимущественно школой, особенно в старшем возрасте, но и родители могут принести много пользы, если не оставят это чтение без своего внимания. Это внимание должно выражаться в следующем:
а) должен контролироваться самый подбор литературы, так как еще теперь приходится наблюдать, как наши дети держат в руках книги, неизвестно откуда пришедшие;
б) родители должны знать, как ребенок читает книгу; в особенности нужно бояться бессмысленного проглатывания страницы за страницей, безвольного следования только за внешней интересностью книги, за тем, что называется фабулой;
в) наконец, необходимо приучать ребенка к бережливому отношению к книге.
Многие родители слишком скромны в своем отношении к книге. Они считают, что для этого нужно специально учиться, быть специалистом-книжником. Это неверно. Как показал опыт изучения нашего советского читателя, наши люди умеют прекрасно разбираться в книге, очень часто нисколько не хуже записных критиков. Во всяком случае, по всем вопросам, относящимся к книгам, можно получить консультацию учителя или библиотекаря, и в такой консультации никто никогда не откажет.
К и н о. В наше время кино является самым могучим воспитательным фактором по отношению не только к детям, но и к взрослым. В Советском Союзе каждый кинофильм создается исключительно в государственных киностудиях и даже в случае самой большой художественной неудачи не может принести большого вреда для слушателя-ребенка.
В подавляющем числе наши кинофильмы являются прекрасным и высокохудожественным воспитательным средством. Тем не менее это вовсе не значит, что кино можно предложить детям в неограниченном количестве без контроля.
Прежде всего, родители должны обратить внимание на самое отношение ребенка к кино. Приходится иногда видеть, как кино делается главным содержанием жизни ребенка, когда он из-за кино забывает о своих других обязанностях и о школьной работе, не пропускает ни одной картины, на кино тратит все свои карманные деньги и даже деньги, которые украдкой берет в семье.
Обычно в таком случае можно наблюдать и другие несимпатичные стороны такого увлечения. Ребенок привыкает к пассивному удовольствию, которое часто не идет дальше простого безвольного зрительного впечатления; он "глазеет" и только; художественные впечатления у него пробегают поверхностно, не задевая личности, не вызывая мысли, не ставя перед ним никаких вопросов. Польза такого посещения кино чрезвычайна незначительна, а иногда обращается в большой вред. Поэтому от родителей и по отношению к кино требуется направляющее внимание, требуется постоянное руководство ребенком.
Мы рекомендуем позволять ребенку бывать в кино не больше двух раз в месяц. До 14-15 лет желательно, чтобы посещение кинотеатра происходило вместе с родителями или со старшими братьями или сестрами. Это нужно не столько для контроля поведения, а для того же, для чего мы советовали совместное чтение. Каждый кинофильм должен хотя бы на несколько минут сделаться предметом обсуждения и высказывания в семье, родители должны добиваться, чтобы ребенок высказал о нем свое мнение, рассказал, что ему понравилось, что не понравилось, что произвело сильное впечатление. Если при этом родители увидят, что ребенка увлекают только внешние события, занимательность сюжета, история приключений того или другого героя, они должны при помощи одного-двух вопросов навести его на более глубокие и важные стороны кинофильма. Иногда даже не нужно задавать ребенку никаких вопросов, а нужно только в его присутствии высказать свое мнение. В известной мере родители должны и выбирать, на какой фильм более желательно направить ребенка. Почти всегда можно встретить человека, который уже посмотрел картину и кое-что может о ней рассказать. Некоторых картин уже потому нужно избегать, что они трудны по теме, ребенок в них не разберется, в других будет предложена такая тема, которая может вызвать неправильные реакции, в третьих слишком рано для ребенка предлагается тема любви или тема медицины. Разумеется, при выборе картины нужно принимать во внимание и состояние ребенка, его работу в школе, его поведение. В очень редких случаях можно отложить посещение кино, если ребенок вел себя плохо или регулярно не выполняет школьных работ. Но очень часто бывает, что как раз просмотр хорошего кинофильма помогает ребенку восстановить правильное отношение к школе и к работе.
Т е а т р. Все, что относится к кино, может быть отнесено и к театру. Но театр гораздо чаще предлагает темы, непосильные и для интеллекта, и для чувства ребенка. Такие спектакли, как "Отелло" или "Анна Каренина" должны быть признаны абсолютно противопоказанными для среднего возраста. С большой осторожностью нужно рекомендовать и посещение детьми некоторых балетов. В нашем обществе это достигается прежде всего запрещением входа в театры на вечерние спектакли до определенного возраста.
Вопросы выбора театральной пьесы не представляют труда, так как у нас во многих городах есть специальные театры для детей и специальный репертуар. Посещение этих театров представляет собой весьма желательное явление. Пьеса в театре требует от ребенка более серьезного и длительного напряжения внимания, в этом отношении театр гораздо сложнее кино. Уже то, что он подает пьесу с перерывами (антрактами), вызывает и более внимательное отношение зрителя к частностям темы, поддерживает в нем более активный анализ.
Посещение театра требует целого вечера, в известной мере он организует событие в жизни ребенка. Этим обстоятельством родители в особенности должны воспользоваться.
Еще больше, чем кинофильм, пьеса должна сопровождаться обсуждением и обменом мнений в семье.
М у з е и и в ы с т а в к и. Почти в каждом городе у нас есть какой-нибудь музей или галерея. В некоторых городах очень много музеев, но родители редко пользуются ими. А между тем музей, выставка, галерея представляют собой очень важное воспитательное средство. Они требуют от ребенка серьезного внимания, развлекательный момент в них очень незначителен, они организуют работу детского интеллекта и вызывают большие и глубокие чувства. Нужно только стараться, чтобы осмотр музея не превратился в такое же "глазенье", относительно которого мы предупреждали, когда говорили о кино. Поэтому никогда не нужно большие музеи осматривать за один раз. Третьяковской галерее нужно обязательно посвятить несколько дней. Музей Революции также нужно осматривать в течение двух-трех дней.
Д р у г и е ф о р м ы к у л ь т у р н о г о в о с п и т а н и я. Мы коснулись только главных форм культурного воспитания, при этом тех, которые организуются Советским государством. Родителям не нужно ничего придумывать в этих областях, они должны только как можно лучше использовать все культурные блага нашей страны.
Если родители полностью используют газету, книгу, кино, театр и музей, то они очень много дадут детям и в области знания, и в деле воспитания характера.
Но многие родители могут и прибавить. Формы культурного воспитания в семье гораздо разнообразнее, чем кажется с первого взгляда. Возьмите обыкновенный выходной день, зимний или летний. Прогулка за город, знакомство с природой, с городом, с селом, с людьми, с такими великолепными темами, как реконструкция городов, как жилстроительство, как проведение дорог, как строительство заводов, - все это замечательные темы для наполнения или дня отдыха. Разумеется, не нужно обращать эти темы в специальные лекции или доклады. Прогулка так и должна остаться прогулкой, она должна быть отдыхом прежде всего, не нужно насиловать ребенка и заставлять его выслушивать ваши поучения. Но во время прогулок внимание ребенка останавливается невольно на том, что он видит, и несколько ваших слов, подкрепляющих его впечатления, даже шутливых, какой-нибудь рассказ, представляющий параллель с прошлым, даже рассказ смешной сделают незаметно свое большое дело.
Всеми мерами семья должна поощрять интерес к спорту. Нужно, однако, следить за тем, чтобы этот интерес не сделался интересом наблюдателя-болельщика. Если ваш сын с горячей страстью рвется на все футбольные матчи, знает имена всех рекордсменов и цифровые выражения всех рекордов, но сам не принимает участия ни в одном физкультурном кружке, не катается на коньках, не бегает на лыжах, не знает, что такое волейбол, - польза от такого интереса к спорту очень невелика и часто равняется вреду. Точно так же мало смысла в интересе, проявляемом к шахматам, если ваш ребенок в шахматы не играет. Каждая семья должна стремиться к тому, чтобы ее дети были спортсменами не только по интересу, но и в своем собственном опыте. Конечно, в этом случае всего лучше, если и сами родители принимают участие в спорте. По отношению к пожилым родителям это требование, может быть, уже запоздало, но родители молодые имеют полную возможность втянуться в тот или иной вид спорта, и в таком случае спортивная дорога их детей будет гораздо лучше оборудована.
Здесь уместно несколько слов сказать о том, что если наши отцы отдают известную дань спорту, то наши матери очень редко имеют к нему отношение, а между тем для молодых матерей спорт - очень полезное дело. Точно так же наши девушки гораздо меньше втянуты в спорт, чем мальчики.
Кроме прогулок и спорта в семье возможны такие формы культурного воспитания: устройство домашних спектаклей, выпуск стенгазеты, ведение дневников, организация переписки с друзьями, участие детей в политических кампаниях, участие детей в благоустройстве дома, организация детей во дворе, встреч, игр, прогулок и т.д.
Во всех видах домашнего культурного воспитания нужно отличать не только содержание его, но и формы. В каждой работе нужно добиваться наибольшей активности детей, необходимо воспитывать умение не только смотреть и слушать, но и желать, хотеть, добиваться, стремиться к победе, преодолевать препятствия, втягивать товарищей и младших детей. В то же время такой активный метод должен отличаться вниманием к товарищам, отсутствием какого бы то ни было чванства, хвастовства.
Очень часто бывает, что первый успех в той или другой работе вызывает у ребенка преувеличенное представление о своих силах, пренебрежение к другим, привычку к быстрым победам. В дальнейшем это может отозваться неумением преодолевать длительные препятствия. Поэтому всегда хорошо, если родители нарисуют перед ребенком план на ближайшее будущее, если они заинтересуют его этим планом и будут следить за его выполнением. В такой план может быть введено и чтение книг и газет, и посещение кино, театров и музеев и т.п.
Во всяком случае, родители должны следить внимательно за тем, чтобы в практике культурного воспитания не начинали преобладать только интересы развлечения, убивания времени. Конечно, каждое культурное начинание должно доставлять и радость. Умение соединить эту радость с большой воспитательной пользой и должно составить главное умение родителей. В этом деле от родителей требуется некоторая изобретательность по своим качествам вовсе не затруднительная.
Даже в читку газет можно ввести много нового и занятного для ребенка. Можно, например, побудить его делать вырезки по определенным вопросам, можно его научить, как сделать домашнюю карту Испании с обозначением фронта. В более старшем возрасте можно заняться составлением альбомов с монтажом главных вырезок и рисунков из журналов по тому или иному вопросу.
При помощи самых разнообразных методов культурную работу в семье можно сделать очень интересной и важной, имеющей большое значение для воспитания. Но решительно и всегда необходимо, чтобы за любой культурной темой, за любым делом и родители и ребенок видели советский народ и наше социалистическое строительство. Вся эта работа должна иметь постоянное направление от активности культурной к активности политической. Ребенок все больше и больше должен чувствовать себя гражданином нашей страны, должен видеть героические подвиги наших людей, должен видеть ее врагов, должен знать, кому он вместе с другими обязан своей сознательной культурной жизнью.
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ ВНД
1. История исследования высших функций мозга тесно связана с изучением психической деятельности, начало которого относится к временам глубокой древности, со времен античных мыслителей и философов (от греч.psychics).
Первые обобщения, касающиеся сущности психики можно найти в трудах древнегреческих и древнеримских ученых (Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Гален и др.). Среди них были материалисты, считавшие, что психика возникла из естественных начал (воды, огня, земли, воздуха) и идеалисты, выводившие психические явления из нематериальных субстанций (души).
Материалисты Гераклит и Демокрит считали, что душа и тело едины, и между душой человека и животных нет разницы. Древнегреческий философ Демокрит (430-370 гг. до н.э.) полагал, что ощущение и мышление являются результатом воздействия на организм атомов, отрывающихся от поверхности предметов, эти атомы проникают в мозг, образуя копии предметов, что и порождает душевную (психическую деятельность).
Идеалисты Сократ и Платон рассматривали душу как явление, не связанное с телом и имеющее божественное происхождение. Древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) считал, что у человека имеется душа божественного происхождения. Она двойственна: состоит из смертной и бессмертной части. Человек наделен обоими видами душ, а животные - только смертной.
На протяжении многих веков между представителями этих двух направлений в философии велась непримиримая идеологическая борьба, которая продолжается и в настоящее время.
Первые экспериментальные исследования на животных связаны с именем римского врача Галена (129-201 гг. н.э.), по мнению которого душевная деятельность осуществляется мозгом и является его функцией. Он наблюдал поведение животных после перерезки нервов, идущих от органов чувств и описал некоторые мозговые центры, управляющие движением конечностей, мимикой лица, жеванием, глотанием. Он первым выдвинул предположение о врожденных и приобретенных формах поведения, о произвольных и непроизвольных мышечных реакциях.
Рене Декарт (1596-1650 гг.) обосновал рефлекторные механизмы взаимодействия организма и среды. Он открыл рефлекторный механизм простых двигательных актов, считал, что двигательные реакции возникают в ответ на внешнее воздействие.
Французский мыслитель Ф. Кювье (1769-1832 гг.) впервые стал рассматривать поведение как видовой признак, связанный с развитием мозга. Он считал, что определенным видам животных свойственны определенные формы инстинктивного поведения, и эта деятельность является врожденной. Он пришел к выводу, что с развитием мозга значение индивидуального опыта, обучения в жизни животных возрастает.
В начале XIX в. Чешский анатом, физиолог и врач И. Прохазка (1749-1820 гг.) изучал физиологические механизмы ВНД. Он ввел в науку термин «рефлекс» (от лат рефлекс - отраженный) и впервые дал классическое описание рефлекторной дуги. Но его прогрессивные взгляды, не подкрепленные экспериментальными исследованиями, не получили широкого распространения и признания.
Начиная с середины XIX века из философии выделилась психология как самостоятельная наука. Пользуясь физиологическими, физическими, математическими и другими методиками, экспериментальная психология стала интенсивно изучать психические проблемы восприятия, ощущения, памяти, эмоций, произвольных движений и т.д. Был накоплен большой экспериментальный материал о деятельности головного мозга. Однако, взгляд на психику как на особое явление, не имеющего ничего общего с физиологическими процессами, привел к тому, что полученные факты стали объясняться с субъективистских позиций.
По своему происхождению и на всех ступенях своего развития идеализм тесно связан с религией, является выражением религиозного мировоззрения, и в последующие этапы служил, как правило, философским оправданием и обоснованием веры. Естествознание по своей природе стоит на позиции естественнонаучного материализма.
Конец XIX века - появление нового направления - бихевиоризма. Один из основоположников Э. Торндайк (1874-1949 гг.) изучал поведение животных объективным путем. Животное помещалось в ящик и могло выйти из него к пище или на свободу, научившись открывать дверцу. Торндайк сформулировал 3 главные законы обучения -пользы, эффекта и упражнения. Суть - полезные движения животных в силу связи их с приятным чувством закрепляется, а вредные, вызывающие неправильные чувства, исчезают. Полезные действия становятся тем прочнее, чем больше организм в них упражняется. Торндайк обратил внимание на ассоциацию между стимулом и реакцией организма как основу поведения животного.
В 1862г. И.М. Сеченов написал книгу «Попытки ввести физиологические основы в психические процессы», которая после незначительной переделки была издана в 1863 г. Под названием «Рефлексы головного мозга».
XX в. - новое учение - необихевиоризм широко стало пользоваться достижениями нейрофизиологии, физики, химии, математики и их методами при объяснении результатов своих экспериментов. Недостаток учения: связь стимула и реакции понималась не как результат причинно-следственной зависимости, а как корреляционное отношение.
Иной подход к изучению психических явлений предлагало направление гештальтпсихологии (главным образом немецкие ученые К. Коффка (1886-1941 гг.), К. Левин (1890-1947 гг.) и др.). Основная идея: восприятие всегда целостно, и в связи с этим обучение должно рассматриваться не как образование ассоциаций между стимулом и реакцией, а как некоторая «реорганизация перцептивной деятельности» (перцепция -восприятие). Однако гештальтисты, также как и бихевиористы не пытались связать свои представления с конкретными механизмами мозговой деятельности.
Первые научные познания физиологических механизмов ВНД связаны с именем И.П. Павлова, которому наука обязана всесторонними исследованиями физиологии головного мозга и созданием материалистического учения о ВНД.
2. Первой предпосылкой возникновения учения о физиологии ВНД являются исследования русских мыслителей, которые поднимали вопрос о всестороннем изучении человека (Радищев, Добролюбов. Белинский).
Второй предпосылкой возникновения учения о физиологии ВНД следует считать научную деятельность русского клинициста С.П. Боткина (1832-1889 гг.) заложившего начало научного направления о решающей роли нервной системы в регуляции абсолютно всех функций организма.
Третья предпосылка - появление работы И.М. Сеченова (1863г.) «рефлексы головного мозга». В ней выдвигает гипотезу о рефлекторной природе всех без исключения психических процессов человека, и показал, что их материальным субстрактом являются нервные процессы, происходящие в головном мозге. Таким образом, этой книге И.М. Сеченов изложил основы современной рефлекторной теории, выдвинув два основных положения:
1.Все формы нервной деятельности, в том числе и психической, являются рефлекторными.
2. Любая рефлекторная деятельность детерминирована, возникает под действием материальной среды.
Сеченов впервые в истории естествознания высказал мысль о том, что сознание представляет собой лишь отражение реальной действительности, и познание окружающей человека среды возможно лишь при помощи чувств, продукты которых являются первоначальным источником всей психической деятельности. Сеченов писал, что все акты сознательной и бессознательной жизни по своему происхождению есть рефлексы. Непосредственным началом рефлекса является чувственное возбуждение, вызываемое извне, а концом - движение.
С деятельностью больших полушарий головного мозга И.М. Сеченов связывал 4 категории: инстинкты (внутреннее побуждение), осмысленное чувствование, осмысленное движение и согласование двух последних в осмысленное действие (поведение). Он открыл один из функциональных механизмов деятельности мозга - центральное торможение, механизм, необходимый для точной координации движений.
Развивая идеи Сеченова, И.П. Павлов открыл совершенно особый класс проявлений работы головного мозга - условные рефлексы. Именно в этих рефлексах закрепляется и реализуется индивидуальный опыт высших животных существ от элементарных поведенческих актов до грандиозной системы специально человеческих речевых сигналов. Павловское учение подняло рефлекторную теорию на качественно новую ступень.
В результате изучения ВИД, И.П. Павловым были сформулированы три основных принципа рефлекторной три основных принципа современной рефлекторной теории:
1. Принцип детерминизма, материальной причинности всех процессов, протекающих в нервной системе.
2. Принцип структурности: все процессы, происходящие в нервной системе, должны быть приурочены к определенной, конкретной структуре.
3.Принцип анализа и синтеза: центральная нервная система (ЦНС) является не простым «мозговым экраном», на котором отражаются нервные импульсы, идущие от рецепторов нашего организма, в ней происходит анализ и синтез поступающих раздражений, анализ и синтез ответной деятельности организма на эти раздражения. Информация, поступающая от рецепторов, анализируется, т. е. разлагается на составные части, а за тем синтезируется (интегрируется) в единое целостное представление. Анализ и синтез в ЦНС протекают одновременно. На основании синтезированных целостных представлениях формируется ответна реакция. Для ее существования необходимо} согласованная деятельность множества органов, каждый из которых может выполнять только узкоспециализированную функцию. Поэтому необходим анализ функционального состояния всех органов и систем организма и синтез такой ответной реакции, которая соответствовала бы окружающей обстановке, внутреннему состоянию органов и систем организма и его потребностям в данный момент. Считается, что нервная деятельность животного может быть представлена в виде работы двух механизмов, в виде условных рефлексов механизма замыкания, и в виде механизмов анализаторов.
3. Предметом физиологии ВНД является закономерности и функциональные механизмы мозга, особенно его высших отделов - больших полушарий, обеспечивающих наиболее оптимальное взаимодействие организма с окружающей средой. При этом физиологов интересует наиболее оптимальное взаимодействие организма функционирование мозга на всех его структурных уровнях: от целостных наиболее сложных реакций до уровня отдельных нейронов и субклеточных образований. Физиология ВНД детей и подростков изучает развитие и формирование указанных выше функциональных механизмов мозга в процессе онтогенеза.
Павлов различал высшую нервную деятельность и низшую нервную деятельность. ННД - это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных процессов и инстинктов. Инстинкты - это врожденная форма поведения, строго постоянная и специфическая для каждого вида форма приспособительного поведения, побуждаемая основными биологическими потребностями организма и специфическими раздражителями внешней среды. Термин «ВНД» Павлов предложил использовать вместо термина «психическая деятельность». Эти два понятия неравнозначны.
ВНД человека - это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательную переработку и приспособительное повеление организма в окружающей среде. Психическая деятельность - это любая осознаваемая деятельность мозга. Она может сопровождаться и не сопровождаться физической работой. Она является составной частью ВНД. ВНД же может протекать как осознанно, так и подсознательно.
4. Методами изучения физиологии ВНД являются:
1. Метод условных рефлексов в сочетании с различными дополнительными исследованиями и воздействиями.
2. Электроэнцефалография - регистрация суммарной электрической активности мозга с поверхности головы.
3. Метод вызванных потенциалов (ВП) - это регистрация колебания электрической активности, возникающая на ЭЭГ при однократном раздражении периферических рецепторов (зрительных, слуховых, тактильных), афферентных путей, центров переключения афферентной импульсации, поступающей в кору большого мозга. Амплитуда их обычно невелика, сопоставима с волнами ЭЭГ, поэтому для эффективного выделения ВП применяется прием компьютерного суммирования и усреднения участков ЭЭГ (10-50), следующих до и после раздражающего стимула. В процессе усреднения случайные колебания ЭЭГ трансформируются в изолинию, на фоне которых отчетливо проявляются закономерные колебания ВП.
4. Микроэлектродный метод основан на подведении к одиночным нейронам микроэлектродов. Чаще всего их изготавливают в виде стеклянных микропипеток, которые перед опытом заполняют электролитом. Метод позволяет изучать активность одиночных нейронов ЦНС. С помощью микроэлектродов вводимых внутрь нервных клеток, можно измерить мембранный потенциал покоя, регистрировать постсинаптические потенциалы - возбуждающие и тормозные, а также потенциалы действия.
5. методы молекулярной биологии направлены на изучение роли молекул ДНК, РНК и др. биологически активных веществ в образовании условных рефлексов.
6. Метод холодового выключения структур головного мозга, позволяющий визуализировать пространственно-временную мозаику электрических процессов мозга при образовании условных рефлексов в разных состояниях.
7.Стереотаксический метод дает возможность с помощью устройства управляемого перемещением электродов во фронтальном, сагиттальном и вертикальном направлении (например, стереотаксический прибор) ввести электрод (например, микропипетку) в различные подкорковые структуры головного мозга по стереотаксическим координатам, подготовить животное для хронического эксперимента. Координаты этих структур приводятся в специальных стереотаксических атласах. Через введенные электроды можно регистрировать биоэлектрическую активность соответствующей структуры, раздражать или разрушать ее, вводить различные химические вещества. После выздоровления животного применяют метод условных рефлексов.
8.Метод перерезки и выключения различных участков ЦНС выполняется механическим, электролитическим путем, использованием замораживания, ультразвуковых, рентгеновских лучей. Применяя электрошок или вводя снотворные вещества, можно обратимо видоизменять активность мозга в целом и наблюдать за изменением условно-рефлекторного поведения.
Успехи физиологии ВИД оказали широкое влияние на развитие наук о мозге и поведении. В последние годы в мировой науке отчетливо выражена тенденция к интеграции сведений, полученных в смежных отраслях знания и созданию на этой почве системы нейронаук. Т.о., Физиология ВИД оказалась тесно связанной с нейрофизиологией, нейропсихологией, сравнительной психологией, психофизиологией, генетикой поведения и другими областями знаний, составляющих систему нейронаук.
Для педагога, психолога, социального работника знание основных закономерностей физиологии ВИД имеет большое практическое значение. Рскрывая физиологические механизмы образования и протекания рефлекторных реакций человека -элементарную основу накопления новых знаний и навыков, - этот раздел физиологии дает возможность представить физиологические основы обучения и воспитания ребенка.
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 1067;