Вопрос 3. Естественнонаучное объяснение эволюции труда человека
Предыстория современного человека насчитывает около 6 млн. лет. Можно утверждать, что в течение этих миллионов лет человек «выходил» из животного мира. Анализ наблюдений за сообществами приматов позволяет утверждать, что им присущи: адаптивная гибкость через научение (некоторое преодоление инстинктов); пользование простейшими орудиями, находимыми в природе; наличие примитивных коммуникативных систем (сигналы тревоги, брачные церемонии, приемы обучения младших и т.д.); охота и собирательство. Приматам присуща также способность к ответным реакциям на изменения и требования окружающей среды (изменения климата, рельефа, флоры и фауны в среде обитания).
Такая заданность фиксируется системой инстинктов, регулирующих поведение животного, и начатками мышления, позволяющими поступать адекватно ситуации, но в рамках тех же инстинктов. Существует нечто отличающее человека от животного – его способность к деятельности, в первую очередь, трудовой.
Двигателями эволюции человека в истории, явились естественный, в том числе половой отбор, возникновение труда и его разделение, опосредованные развитием сознания и языков. Складываются мир знаков и их значений, удвоение мира ведет к формированию основ культуры общности, к более эффективному взаимодействию с природой и другими общностями. Люди начинают «входить» в природу на основе ее эмпирически установленных законов, но в направлении своих, уже осознаваемых интересов.
Эволюцию труда можно понять лишь при условии, что под трудом надо понимать не только деятельность, направленную на природу, но и деятельность, осуществляющую социальное и художественное конструирование реальности, т.е. созидание общественного устройства в его политических, экономических и культурных аспектах.
Вопрос 4. Философско-социологическое объяснение соотношения «человека - труд»
Соотношение «человек – труд» в социальной антропологии понимается как роль труда в повседневной жизни человека. Существует концепция отчуждения человека в истории, которая пытается ответить на вопросы, почему в обществе одному человеку выпадает труд - врача, а другому – грузчика? Почему такая случайность, как рождение ребенка в семье богатого или бедного, предопределяет его судьбу?
Отчуждение человека в истории прошло 3 этапа:
1 этап связан с именем Ж.Ж. Руссо, Гольбаха и Дидро. Они объясняли усиливающееся чувство одиночества и опустошенности разрывом между общественными установками и естественной природой человека, согласно которой «каждый с рождения обладает неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и собственность. Люди равны и независимы от рождения. Здоровое общество будет тогда, когда общественные порядки придут в согласие с естественной природой человека. Этим они объясняли рабство и нищету одних, и богатство других.
2 этапнемецкая классическая философия, пыталась определить несовершенство общества через характер деятельности людей. Ими был найден механизм отчуждения сил человека от него самого и их передачи в распоряжение социальных институтов. Это привело к выводу о том, что отчуждение человека есть вечное явление и преодолеть его не возможно. Этот вывод относится и к труду, т.к. трудовой деятельности присуще как опредмечивание, так и распредмечивание, раскодирование (орудий труда, чертежей и т.д.).
3 этапв 1844 г. К. Маркс написал «Экономико-философские рукописи». Так же попытался определить сущность отчуждения человека. Он считал, что происходит постепенный отрыв от человека тех сил, которые он создает сам. Человек перестает контролировать поведение результатов своей же деятельности. Природа человека на ранних этапах своего развития такова, что человек вынужден противопоставить себе созданные им же силы для того, чтобы из вне стимулировать свой труд, содержание которого для него не привлекательно, так как он диктуемый нуждой. Силами стимулирования труда выступают деньги как идеальная сторона товаров (продуктов труда), поэтому государство должно на этом этапе насильственно удерживать в подчинении население, которое страдает от социального, экономического и политического неравенства и должно контролировать распределение результатов труда «по собственности». Отчуждение исторически проходит путь от своего «нейтрального» состояния (когда труд и зарплата взаимно развивают друг друга). Зарплата в сфере труда это механизм повышения производительности труда. С помощью результатов труда работника их владелец (собственник средств производства) господствует над работником.
Государство защищает частную и иную собственность, проявляет враждебность по отношению к другим государствам, затевает войны. Люди становятся простым средством достижения целей государства. Путь превращения труда в первую жизненную потребность, по Марксу, сложен и долог. Чтобы труд превратился в первую жизненную потребность, необходимо изменить его характер.
Анализ показывает, что в истоке экономических, социальных и политических структур, чуждых большинству, лежит отчуждение труда, - более того, экономическое, социальное, политическое угнетение, так что несвобода человека объясняется именно природой отчуждения труда.
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 1468;