Устройство патриархального общества
Когда примерно 10 тысяч лет назад человек перешел к оседлости, он присвоил себе и землю, и почву и начал четко разделять, где твое, а где мое. (С тех пор в мужчине притаился глубокий невротический страх перед объединением, потому что его господство зиждется на разделении!)
Итак, свое победное шествие начал патриархат: теперь появилась градация между победителями и побежденными, между эксплуататорами и эксплуатируемыми, между хозяевами и подчиненными, между сверхчеловеком и недочеловеком, между теми, кто выиграл и проиграл, между палачом и жертвой. (Кстати, одновременно с этим началось и «победное шествие» логичного, аналитического, разделяющего разума, в котором скрыт панический страх перед чувствами и интуицией.)
Мужчина («Человек») провел границы вокруг своих владений и защищал их до последней капли крови. Свое имущество он мог передать старшему сыну, то есть «своей плоти и крови», а женщина (существо среднего рода) была поставлена в один ряд с другим имуществом. Собственную женщину (имущество) ревниво оберегали от конкурентов. У нее отняли самостоятельность, она стала зависеть от мужчины, то есть от «кормильца». (При этом кормление есть биологическая функция женщины!) Ревность и борьба с конкурентами расцветали, благодаря мужчине, пышным цветом.
Итак, были заложены основы насилия, войн и эксплуатации.
Материальные богатства можно было приобрести, отобрав у других за счет эксплуатации или грабежа: отнимая растения (вырубка лесов) и животных (домашние животные в качестве рабочей скотины или источников пропитания) у Земли, превращая в рабов целые народы, классы и «низких» людей, то есть женщин и детей.
Короли, священники и воины больше не работали, теперь они заставляли работать других. Высшие классы существовали за счет рабского труда и колонизационной политики. Быть богатым означало иметь власть над другими людьми. Одни работали, другие присваивали результаты их труда. (Это наше патриархальное представление о богатстве, которое позволяет сохранить амбивалентность собственной мечты о нем.)
Эксплуатация — это форма присвоения материального богатства, созданного другими людьми. При эксплуататорском присвоении и создании за счет его материального богатства обязательно есть побежденные, эксплуатируемые, бессильные, то есть всегда есть жертвы.
Как строят дворец? Для этого нужны материалы (поставщик — Земля), план (это работа хозяина и его консультантов) и огромное количество тех, кто работает (это удел рабов). Дворец как вновь созданное богатство состоит из материалов (например, мрамора), духовного начала (план) и большого количества физической работы (пот и кровь).
Нам не хотелось бы чересчур драматизировать историю патриархата. Это, безусловно, специфическая форма человеческой организации, которая ведет в силу своей природы к нашей эмансипации.
Патриархат дал возможность создать общество, в котором есть дома, деревни, города и государства, где есть корабли, поезда, автомобили и самолеты, фабрики и предприятия, постепенно превратившиеся в «нашу вторую» натуру. И какой бы мудрой ни была восточная философия, там тоже никто не прошел мимо патриархата.
Но если мы с вами поднимемся над односторонней точкой зрения на классовую борьбу немногих «избранных» (здесь существует множество идеологических и лингвистических форм, таких как социализм, феминизм, религиозный фундаментализм или фанатизм народов) и перейдем на точку зрения единого человечества, то можно будет сказать, что мы создали человеческое общество, в котором мы, человек, эксплуатируем нас же, человека, с большим количеством жертв. И больше ничего.
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 1151;