КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ДЕВИАЦИИ
Как считает Дэвид Матца (1964), в большинстве случаев, когда девиация наблюдается в течение длительного времени, она выходит за рамки поведения отдельного индивида и становится коллективной: на основе единичных девиантных поступков формируется образец поведения, который усваивается многими людьми. Такой образец может привести к созданию новой субкультуры, основные принципы которой стимулируют "нарушение правил". При этом "субкультура преступного мира заимствует свои нормы из господствующей культуры, но "переворачивает их с ног на голову". Преступное поведение считается правильным в соответствии со стандартами этой субкультуры именно потому, что оно противоречит нормам господствующей культуры" (Коэн, 1955, р.28). Наиболее ярким проявлением этой тенденции является поведение преступных банд, а также "бунтовщиков" (согласно концепции Мертона). Ритуализм, о котором писал Мертон, может также стать коллективным. Чья-то индивидуальная привычка слишком буквально следовать правилам может стать "стилем работы" группы служащих, которые доводят до абсурда выполнение любого, даже самого незначительного, распоряжения, что приводит к замедлению работы. Достаточно представить себе работу авиадиспетчеров, чтобы понять, что такой вид девиации может парализовать деятельность всей организации.
Когда девиация становится коллективной, девиантная группа приобретает большее влияние в обществе, чем ее представители, действующие в одиночку. В связи с этим власти сталкиваются с новыми сложными проблемами. Во-первых, это может способствовать изменению отношения общества к поступкам всей группы. Поведение, которое считалось девиантным, может оцениваться теперь как "несколько отличающееся" или "слегка отклоняющееся" по мере того, как оно становится социально признанным.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 712;