В развитых странах
В настоящее время сложилось устойчивое представление о системе СМИ как совокупности изданий и передач, определяемой, с одной стороны, политикой государства, а с другой, - потребностями общества на каждом историческом отрезке времени. Другими словами, изучение вопроса о специфике системы СМИ предполагает характеристику политики государства в отношении СМИ, о чем мы с вами уже говорили, а также типологических признаков, которые во многом обусловлены и зависят от потребностей аудитории.
СМИ можно рассматривать как экономический институт, в этом смысле - это своеобразный бизнес, совокупность предприятий, индустрия, способная приносить прибыль.
Со второй половины 1990-х годов в США и Западной Европе активно обсуждается вопрос о роли СМИ как общественного института. В научной литературе также появился термин "public journalism" - "общественная журналистика". Британский исследователь Дж.Розен полагает, что "общественная журналистика" отличается рядом признаков. Это, во-первых, обращение к зрителям и читателям как потенциальным участникам общественных процессов, а не пассивным наблюдателям, во-вторых, оказание реальной помощи в разрешении общественных проблем, а не их констатация, в-третьих, благоприятное воздействие на ведение общественного диалога, а не подогревание страстей и, в-четвертых, оказание содействия в улучшении жизни общества.
И, наконец, СМИ обладают признаками политического института. Так профессор Гарвардской школы управления имени Джона Кеннеди Т.Паттерсон в своих ключевых работах начала 1990-х годов отмечает, что политики активно используют СМИ в качестве трибуны для изложения своих взглядов и политических интересов, и вместе с тем высоко оценивает возможности самих СМИ влиять на "высокую" политику и участвовать в формировании последней. Это означает, что СМИ выступают либо в качестве самостоятельного субъекта политических отношений, либо инструмента, который используют определенные группы, институты для реализации тех или иных интересов.
Средства массовой информации как сложно организованный объект отвечают требованиям системного подхода:
во-первых, сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;
во-вторых, располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;
в-третьих, иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;
в-четвертых, структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ радио, телепередач, которые могут способствовать выполнению этих функций;
в-пятых, СМИ как организованная система должны действовать в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.
Формируемые в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения являются основанием целостности системы СМИ.
Преобразования в экономической, политической и духовной сферах жизни общества ведут к существенным переменам в СМИ. Эти перемены носят системный характер, так как затрагивают все основные составляющие СМИ как системного объекта (компоненты, функции, структуру, организационную подсистему) и приводят к качественно иному результату функционирования системы массовой информации.
Речь идет, прежде всего, о технологическом и экономическом факторах, о механизме их взаимодействия.
Под воздействием современных технологий в структуре СМИ резко увеличивается доля электронных коммуникаций, прежде всего цифрового, спутникового, кабельного телевидения, а также Интернета. При этом остающиеся в информационном пространстве газеты, журналы, телевизионные программы, радиостанции и другие СМИ для того, чтобы выжить, быть эффективным звеном механизма социальных коммуникаций, подвергают себя типологической модификации, существенно меняют свое лицо.
Что касается форм собственности, то типологическое разнообразие СМИ, дифференцируемых по этому признаку, неуклонно расширяется. Заметно возрастает доля коммерческих СМИ.
Аудиторные потребности оказывают все более возрастающее влияние на типологичесую структуру СМИ.
В основе целостности системы СМИ лежит тип отношений между субъектами массовой информационной деятельности. Они могут быть субъектно-объектными, когда информирующие стремятся подчинить себе интересы информируемых, даже если эти интересы не совпадают или противоречат друг другу. Такие отношения игнорируют информационные потребности личности, различных информационных групп. В демократических обществах отношения становятся субъектно-субъектными, то есть равноправного сотрудничества, партнерства, диалога, совместного обсуждения проблем, дающими возможность каждому участнику социальных действий получать и передавать интересующую его и общество информацию, согласовывать тем самым свою деятельность с процессами общественных действий и влиять на них.
Сосуществование одновременно двух принципиально разных типов отношений - характерная черта современных массовых коммуникаций. Это сказывается на характере структуры СМИ.
Многие тенденции международной типологии связаны с влиянием глобализации и развития новых технологий, которые позволяют ускорить передачу сигнала в разные точки земного шара. Скажем, глобализация во многом меняет философию радиовещания. Цифровой радиосигнал позволяет соединять вещание глобальное и местное, вплоть до общинного. Одна из главных тенденций сегодня - бурный рост местного радио благодаря удешевлению распространения сигнала и его передачи через Интернет или спутники связи. Типология радио также существенно изменилась. Резко сокращается доля национальных радиовещательных компаний и увеличивается число местных станций, работающих в диапазоне FM.
Существенные изменения происходят и в типологии мирового телевидения. Прежде всего, надо отметить разделение труда между эфирным и кабельным ТВ. Современные кабельные и спутниковые каналы на Западе представляют, прежде всего, развлекательные программы, которые делятся на специализированные каналы, посвященные кино, музыке, политике, спорту, новостям и т.д. Эфирное вещание чаще всего - федеральное, общенациональное, которое рассчитано на национальную аудиторию и постоянное освещение развивающихся в течение дня событий, как в России, например.
В европейских странах, в отличие от России и США, сложилась иная сеть вещания. Во Франции и Англии существует как общественно-правовое, так и частное эфирное телевидение. В Германии все эфирное телевидение - общественно-правовое, а кабельное и спутниковое - преимущественно частное.
В мире, несмотря на всеобщее тяготение к унификации, существует немало разнообразных телевизионных систем. Можно говорить о различных технических системах производства и распространения информации, о региональных телевизионных системах, обслуживающих ту или иную территорию, о национальных системах (в этом случае на одно из первых мест выступает язык вещания), но при всем этом наиболее важным фактором развития телевизионного вещания следует признать стремительное движение к единому общемировому информационному процессу.
Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что взамодействие всех этих факторов рождает разнообразные модели СМИ, каждая из которых имеет национальные особенности функционирования.
Прежде чем мы будем характеризовать эти модели, сложившиеся сегодня в мире, обратим внимание на одну важную и широко дискутируемую в разных странах, особенно в США, проблему доступа к источникам информации и упорядочению информационных потоков. Государства стремятся достигнуть такого положения на информационном рынке, при котором удавалось бы в значительной степени нейтрализовать распространение той информации, которая противоречит принципам государственной политики и национальной безопасности. При этом предупреждается возможное негативное влияние СМИ на общественное мнение, что могло бы привести к нарушению общественных и государственных устоев. Как ни парадоксально, но в этом более всего заинтересованы США, активно вмешивающиеся в формирование общественного мнения во всем мире. До самого последнего времени американское государство финансировало лишь те СМИ, которые работали на аудиторию зарубежных стран - "Голос Америки", "Радио Свобода". Сегодня наметилась тенденция к изменению ситуации: государственные структуры начинают участвовать в финансировании СМИ, ориентированных на внутренний американский рынок. Связано это, прежде всего, с активным утверждением в последние годы в США "общественной журналистики". В Америке широкое распространение получает идея о том, что СМИ должны взять на себя миссию налаживания диалога между обществом и властью в целях заботы о здоровье американской демократии. Коммерческие газеты и радиотелевизионные станции, как правило, в этом не заинтересованы, - участвуя в производстве программ с заведомо невысоким рейтингом, они будут убыточными. Государство вмешивается в этот процесс, и появляются СМИ с долей участия государственного капитала. Примером тому может служить нью-йоркский телеканал "13", руководители которого заявляют о приверженности принципам "общественной журналистики".
Примером СМИ, финансирование работы которого полностью осуществляется из государственного бюджета, точнее из средств Госдепартамента, является всемирная спутниковая сеть "Wordnet". Хотя ее программы предназначаются, в основном, для зарубежной аудитории (канал используется Госдепартаментом США для разъяснения мировому сообществу основных принципов американской политики), потенциально программы телеканала со спутника могут приниматься и на территории Соединенных Штатов. События 11 сентября 2001 года, когда уязвимость Америки стала очевидна всему миру, привели к тому, что при оценке сегодняшней ситуации в США многие американские исследователи используют термин "мы провалились", оценивая положение своего государства как настоящий глубокий кризис. Результатом стала отмена в начале ноября 2001 года Президентом США Д.Бушем-младшим законов почти двадцатилетней давности, которые предусматривали невозможность ЦРУ США совершать тайные политические убийства, финансировать государственные перевороты, инициированные правительством Америки, задерживать эмигрантов в США более, чем на семьдесят два часа без предъявления обвинения и так далее. Сегодня, после подписания Указа Президентом США, любой эмигрант может быть посажен за решетку сроком до шести месяцев, а основанием для этого может послужить одно лишь подозрение властных структур. Сразу же после принятия Указа было арестовано 800 человек. Таким образом, Америка уже изменилась за время после 11 сентября и, может быть, кардинально. Анализируя произошедшее, профессор Питтсбургского университета Г.Хэмфрис подчеркивает, что эти события назревали уже давно, и сейчас американцы вынуждены просить о помощи весь мир. Сегодня, как утверждает он, вместо того чтобы говорить, например, о мусульманских проблемах в США, американские СМИ говорят о терроризме. Впрочем, это новейшие тенденции, которые могут определить системы СМИ наступившего века.
Итак, рассмотрим на примере аудиовизуальных СМИ две модели национального вещания, которые уже сложились в мировом информационном пространстве: общественно-правовое как западно-европейскую модель и коммерческое как американскую модель.
Начнем мы разговор с характеристики зарубежных систем радиовещания. Дело в том, что уже на рубеже 20-30-х годов прошлого века радиовещание осуществлялось в более чем семидесяти странах мира, а всемирная аудитория радиослушателей составляла тогда около ста сорока миллионов человек. Дальнейшее организационное становление радиовещания зависело от того, какие интересы доминировали при создании вещательных организаций - коммерческие либо политические, а также от господствующих в обществе отношений собственности, ценностных и идеологических установок. В предвоенные годы оформились три основные модели организации и финансирования радиовещания, основы которых были заложены в предыдущее десятилетие: частная коммерческая, государственная и общественная.
Частная коммерческая модель радиовещания в ее "классическом" виде сложилась в США, где повсеместно росла численность вещающих станций, расширялась аудитория радиослушателей. В США между 1930 и 1938 годами количество радиоприемников возросло на 100%, и к концу десятилетия радио стало почти всеохватным: приемники имели 91% городских семей и около 70% - сельских. Однако следует отметить, что поистине всеамериканской радиоаудитория становится лишь в 1950 году, когда радиоприемники имелись уже в 95% домов.
За короткий срок радио превратилось в средство массового распространения коммерческой рекламы. Стремительный рост радиовещания в США не только способствовал превращению радио в средство массовой информации, но создал мощную радиоиндустрию, тесно связанную с рекламным бизнесом. Рост финансовых поступлений рекламы благоприятствовал процессам создания крупных объединений в сфере радиовещания. Большинство радиостанций в силу их коммерческого характера оказалось привязано к определенному региону или, вернее, к региональному или локальному рекламному рынку. Наличие крупных сетевых радиостанций со штаб-квартирами и студиями в Вашингтоне, Нью-Йорке и других городах не подтверждает централизованный характер вещания, так как структура управления внутренним вещанием в национальном масштабе была лишена единого центрального звена.
Схемы коммерческого вещания, распространенного в экономически развитых странах мира, чутко реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, на состояние рекламного рынка. В последнее десятилетие, под влиянием конкуренции с телевидением, на которое переключилась значительная часть рекламодателей, коммерческое радиовещание эволюционировало от полнопрограммного вещания, предлагающего слушателям широкий набор разножанровых передач, к более специализированному по содержанию и аудиторной направленности. В коммерческом вещании сегодня превалирует наиболее востребованный аудиторией музыкально-информационно-развлекательный формат. Развитие в послевоенные годы вещания в диапазоне УКВ (FM) и внедрение стереозвука позволило предложить радиослушателям качественные записи музыкальных произведений в сочетании с краткими регулярными выпусками новостей. При этом делается упор преимущественно на использование тех продуктов индустрии звукозаписи, которые хорошо известны аудитории и способны привлечь максимальное количество радиослушателей. В связи с развитием целевой рекламы во все большей степени делается упор на адресное вещание. Сегодня формат вещания коммерческой станции формируется с прицелом на определенные возрастные категории радиослушателей и с учетом специфики вкусов и предпочтений разных слоев населения.
В ряде стран мира радиовещание развивалось на основе госбюджетного финансирования и под контролем государственной бюрократии, который распространялся и на редакционную программную политику. Государственная модель вещания оказалась весьма привлекательной для стран с централизованной плановой экономикой, а также для диктаторских и фашистских режимов. Эта модель стала преобладающей в азиатских странах после достижения ими независимости.
Несмотря на развитие телевидения, радио по сей день признается в Африке ведущим средством массовой информации. В то время как периодические издания выходят большей частью на языке бывших колонизаторов, которым владеют лишь наиболее образованные африканцы, а телепередачи адресованы преимущественно населению крупных городских центров, радиовещание на множестве местных языков, охватывающее как города, так и сельские районы, является наиболее демократичным и доступным средством массовой информации в Африке. Кроме того, оно наиболее органично вписывается в культуру африканцев, для которой характерна богатая устная традиция. Наконец, это СМИ требует наименьших материально-финансовых затрат.
В большинстве стран африканского континента осуществляемое под контролем госструктур централизованное радиовещание воспринимается населением в качестве одного из атрибутов национальной государственности. Радио играет большую роль в политической и общественной жизни африканских стран, фактически выступая в качестве своеобразного межобщинного посредника, консолидирующего национального института. Оно выполняет в рамках единого государства функции интеграции этнически разнообразных, разноязычных групп населения. Не удивительно, что многочисленные государственные перевороты, происходившие в африканских странах, как правило, начинались с захвата радиоцентра.
В большинстве арабских стран радиовещание монополизировано государством, как и телевидение. В связи с тем что многие государства арабского мира находятся в зонах международной напряженности, вещание обычно отличается высокой степенью политизации.
Вседоступность радио и возможность охвата передачами самой массовой аудитории способствовали развитию представлений о радиовещании как о новом общественном институте. Сторонники просветительских взглядов на социальную роль журналистики полагали, что предназначение радио может быть гораздо шире узких коммерческих рамок, ориентирующих вещателей преимущественно на развлечение аудитории и распространение рекламы. Будущее радиовещания виделось как альтернатива коммерческой прессе, средство образования и распространения знаний, удовлетворение многообразных общественных информационных потребностей.
Примером общественной вещательной радиостанции обычно называют "BBC" - Британскую вещательную корпорацию, которая возникла в 1920-е годы как самоуправляющаяся общественная служба вещания. Вещательная политика "BBC" предусматривала создание широкого спектра качественных образовательных, научно-популярных, публицистических и культурных программ, призванных обеспечить развитие массовой аудитории. Наличие этих программ в сетке вещания "BBC" выгодно отличало эту британскую вещательную службу от большинства коммерческих радиостанций, нацеленных преимущественно на развлечение радиослушателей.
Одним из ключевых принципов деятельности "BBC" является редакционная самостоятельность. Декларируя свое служение обществу, корпорация принципиально не использовала коммерческую рекламу, доказывая этим свою независимость от рекламодателей и коммерческой конъюнктуры. Вместе с тем, существовали многочисленные формы взаимосвязи "BBC" с государственными и парламентскими структурами. Финансирование вещательной деятельности осуществлялось за счет абонентской платы, взимаемой государством с пользователей приемниками. Являясь корпорацией Британской империи, "BBC" представляло собой централизованную вещательную структуру, объединившую под единым руководством как Лондонские службы, так и местные станции.
Создаваемые, как правило, по решению правительств, общественные вещательные корпорации имеют различную степень автономности от государственных структур в осуществлении своей деятельности: от значительной ("BBC", Земельные вещательные службы Германии) до весьма ограниченной (Зимбабвийская вещательная корпорация "ZBC", вещательная корпорация Шри-Ланки "SLBC"). В странах с развитыми парламентскими системами общественные службы подотчетны парламентам.
Современное международное радио представлено различными типами вещательных организаций, дифференцированных по статусу, признакам организации и финансирования, по предназначению и характеру программной политики. Основными типами организации международного радиовещания являются: государственные службы иновещания с официальным статусом; службы иновещания с общественным статусом; "суррогатные" ("замещающие") радиостанции иновещания; религиозные; коммерческие музыкально-информационные.
К государственным службам иновещания с официальным статусом относятся радиостанции "Голос Америки", передачи которой осуществляются под эгидой государственного информационного ведомства США и отражают точку зрения правительства Американских Штатов, "Немецкая волна", французское иновещание "RFI" и другие. В свою очередь они подразделяются на службы, адресующие свои передачи на иностранных языках широкой зарубежной аудитории, и радиостанции, вещающие на родном языке и обращенные к проживающим за рубежом соотечественникам. Среди последних - службы иновещания, созданные в Армении, Грузии, Литве, на Украине после распада СССР и образования на его месте новых государств.
Развитые системы государственного иновещания имеет ряд государств Азии - Япония, Китай, Индия и Иран, - а также некоторые арабские страны, - Каирское радио ведет ежедневные передачи на тридцати языках для всех стран арабского мира и многих других государств, преимущественно афроазиатских.
Примером организации служб иновещания с общественным статусом являются "Всемирная служба BBC" и "Радио Японии" - иновещательное подразделение "NHK". По схеме управления и финансирования они близки к официальным государственным учреждениям, осуществляющим передачи на зарубежную аудиторию. Так "Всемирная служба BBC" финансируется из средств министерства иностранных дел, а не за счет средств абонентской платы пользователей приемной аппаратуры и других доходов корпорации. Размер ежегодного бюджета службы утверждается парламентом. Вещательная политика осуществляется в тесной координации с министерством иностранных дел и следует внешнеполитическим ориентирам британского государства.
"Суррогатные" радиостанции иновещания - службы, которые призваны выполнять функции "информационного замещения", переключения внимания местной аудитории с передач национальных станций на альтернативные зарубежные службы иновещания. Таковы радиостанции "Свободная Европа/Свобода", финансируемые по решению Конгресса США из государственного бюджета, а также вещающая с 1985 года на кубинскую аудиторию станция "Radio Marti", являющаяся подразделением правительственного информационного агентства США. В 1998 году Конгресс США принял решение об открытой и официальной поддержке созданной ранее "суррогатной" радиостанции "Свободный Ирак", ставившей, в конечном счете, своей целью свержение режима Саддама Хуссейна. Как видим, эта цель была достигнута: возглавляемая США военная коалиция свергла тоталитарный режим иракского лидера в апреле 2003 года.
К числу религиозных относится "Радио Ватикана" и подобные ему службы международного иновещания, направляемые клерикальными кругами.
Коммерческие музыкально-информационные - это радиостанции, строящие свою вещательную политику по формуле "музыка+новости+реклама" и финансируемые за счет рекламных доходов. Ввиду существенных различий в культуре и музыкальных предпочтениях различных народов мира, наличия специфических характеристик у каждого национального и регионального рекламного рынка, по сей день не удалось организовать глобальное музыкально-информационное радиовещание, несмотря на наличие соответствующих технических предпосылок.
Созданные международные музыкально-информационные вещательные организации, как правило, ориентированы на охват определенного региона планеты. Так коммерческое "Радио Люксембург" ведет передачи на страны западной и центральной Европы.
В начале 1980-х годов на территории Габона была создана при участии Франции первая на африканском континенте крупная коммерческая радиостанция "Africa-1", финансируемая за счет средств, поступающих от рекламодателей. Эта франко-габонская служба с мощными передатчиками с первых дней своей деятельности вела передачи на африканизированном французском языке, охватывая вещанием как "франкофонные" страны Африки, так и территории континента, где более распространены английский и португальский языки, а также государства Европы, Ближнего Востока и Южной Америки. Избранный радиостанцией "Africa-1" музыкально-информационный формат и использование африканских ритмов и мировых поп-хитов быстро превратили ее в одну из наиболее популярных на континенте радиостанций и, соответственно, важное средство рекламы и продвижения товаров и услуг французских и транснациональных корпораций на рынке сбыта в Африке.
Особой разновидностью коммерческих радиостанций, ведущих международные трансграничные передачи, являются так называемые "пиратские" радиостанции, вещание которых осуществляется, как правило, с кораблей и морских платформ, находящихся в нейтральных водах. Экс-территориальность таких коммерческих станций позволяет им пользоваться разного рода выгодами, - например, избегать уплаты налогов за рекламную деятельность в эфире.
Что же касается телевидения, то в настоящее время в мире существуют три основные модели его организации и финансирования: частная коммерческая, общественная и государственная. Они сформировались еще в 1950-е годы.
Первая модель - частное коммерческое телевидение. В США, где телевидение прогрессировало наиболее быстрыми темпами, приоритетными стали три коммерческие компании, располагавшие научно-техническими разработками в области телевидения: "NDC", "CDS" и "FDC". Они настолько прочно утвердились в сфере эфирного телевидения, что вплоть до середины 1980-х годов полностью доминировали в ней в качестве национальных телесетей. Именно эти корпорации внесли решающий вклад в формирование коммерческого телевидения в США, представленного тремя организационными вариантами
Первый, национальные телесети, - это группы телестанций, принадлежащие ведущим телекомпаниям и управляемые ими. В 1980-х годах к тройке основных эфирных телесетей - "NBC", "ABC" и "CBS" - вплотную приблизилась крупная сеть "Fox", образованная в 1986 году медиа-магнатом Р.Мэрдоком. В первые десятилетия развития телевидения действовали введенные государством ограничения, в соответствии с которыми телесети могли иметь в собственности не более шести эфирных станций. Это ограничение неоднократно пересматривалось в сторону увеличения количества станций, контролируемых одним собственником. При этом ограничение собственности не распространялось на кабельные телесети, поэтому в тех же США в первой половине 1990-х годов их насчитывалось, к примеру, более шестидесяти.
Второй, филиалы сетей (телестанции, "ассоциированные" с сетями), - отдельные телестанции, не находящиеся в собственности владельцев телесетей, но связанные с сетями договорными отношениями. Как правило, это местные станции, не располагающие собственной мощной производственной базой. Сети обеспечивают филиалы на коммерческой основе набором программ вещания, оговаривая право включать в них свою коммерческую рекламу. Это избавляет филиалы от необходимости формировать своими силами всю сетку вещания, однако они обязаны предоставлять лучшее время для демонстрации рекламы национальных сетей. Каждая из трех упоминавшихся ведущих национальных телесетей в 1990-е годы имела отношения партнерства с примерно двумястами телестанциями.
И, наконец, третий вариант - независимые станции. Они не связаны с телесетями и формируют вещательные программы собственными силами или закупают их у других телекомпаний (иногда - обмениваются программами). Как правило, уровень прибыльности независимой местной станции ниже доходов сетевых структур, пользующихся преимуществами партнерства. Их выживание и прибыльность обеспечивается главным образом близостью к локальному рекламному рынку и хорошим знанием его специфики.
Используя доходы от рекламной деятельности в качестве основного источника финансирования, коммерческие телекомпании заинтересованы в максимальных денежных поступлениях от рекламодателей. Расценки на публикуемую в телеэфире рекламу непосредственно зависят от рейтинга - результата промеров численности аудиторных групп той или иной телекомпании или конкретной телепередачи. Наличие высокого рейтинга является основанием для установления высокого рекламного тарифа. В связи с этим борьба за благоприятные рейтинговые показатели является главной заботой руководства телекомпаний, ориентированных на прибыль.
Стремление обеспечить высокий рейтинг коммерческого вещания заставляет телекомпании отказываться от качественных, но низкорейтинговых передач в пользу развлекательных программ, гарантированно собирающих массовую аудиторию. А в программах новостей стремление к высокому рейтингу оборачивается тенденцией драматизировать отображаемые события, предпочитать сенсационные телесюжеты.
Аналогичными чертами обладает вещание почти всех коммерческих телекомпаний - например, британской группы частных вещательных организаций "ITV", начавшей регулярные передачи в 1955 году, люксембургско-германской "RTL", группы частных каналов С.Берлускони, возникших после реформы системы государственного телевидения Италии в 1975 году, и ряда других.
В 80-90-е годы XX века под влиянием дальнейшего углубления коммерциализации телевещания элементы развлекательности проникли в "серьезные" жанры тележурналистики, деформировав их. В новостных программах наблюдается явление инфотейнмента. Это понятие, сконструированное из английских слов "информация" и "развлечение", обозначает род материалов СМИ, в которых аудитории под видом новостей предлагаются чисто развлекательные сюжеты, не имеющие реальной информационно-новостной значимости. Инфотейнмент - это также информационно-развлекательные передачи в жанре шоу и ток-шоу, содержательность которых является минимальной ввиду дефицита в них действительно общественно-значимой информации.
С бурным ростом кабельного телевидения, широко распространившегося за последние четверть века и предлагающего телезрителю десятки специализированных по содержанию каналов, увеличились возможности адресной доставки коммерческой рекламы. В связи с этим получили распространение так называемые инфомершиалс (производное от английских слов "информация" и "рекламные объявления") - платная реклама под видом телевизионного шоу, тщательно "вписанная" в параметры той аудиторной группы, которой предназначена передача.
В последние годы на западном коммерческом телевидении получила распространение жанровая форма, именуемая докудрама. Показ реальных событий, документированных видеокадрами и фотоснимками, сочетается в докудраме с драматическими реконструкциями событий. При создании такого рода передач могут использоваться актеры, игра которых должна способствовать наглядному воссозданию незадокументированных сцен. Воссозданные ситуации, вымышленные диалоги персонажей докудрам призваны наглядно продемонстрировать, как развивались события. Однако в докудрамах отсутствует четко обозначенная граница между фактом и вымыслом. Зрителю остается лишь догадываться, что же из увиденного им в докудраме происходило в действительности, а что было рождено воображением создателей передачи. Одновременно оформился жанр так называемого докумыла - фильмов и передач сентиментального содержания, в которых целенаправленно отобранные и соответствующим образом смонтированные и прокомментированные документальные видеокадры используются в качестве "строительного материала" для создания драматизированных душещипательных историй в стиле "мыльных опер". В основу сюжета в докумыле положены любовные отношения реальных персонажей. Примером такого рода жанра является британский телевизионный сериал "Знаменитые романы ХХ века", дважды демонстрировавшийся в России телекомпанией НТВ. Кадры кинохроники эпохи использованы в нем преимущественно для того, чтобы создать живописный фон для "документального" повествования о перипетиях отношений известных исторических личностей с их супругами, любовниками и любовницами. Героями сериала становились, например, У.Черчилль, Ф.Рузвельт, К.Гейбл, М.Монро, М.Каллас…
В силу того, что кабельные сети существенно уступают эфирным по объему рекламных сборов, одним из путей решения проблемы их экономической эффективности является введение платных форм доступа к передачам, так называемая подписка.
Организационные и программные образцы североамериканского и европейского коммерческого телевидения воспроизводятся в деятельности частных телекомпаний стран Латинской Америки, где с 1950-х годов преобладает коммерческая модель организации и финансирования телевещания. В отличие от США и ряда западноевропейских стран, где основным получателем средств от рекламной деятельности по сей день остаются газеты, многие латиноамериканские телекомпании являются главными партнерами рекламодателей, получая львиную долю доходов от публикации рекламы. Так, в Бразилии телевидение поглощает свыше 60% всех средств, затрачиваемых в стране на рекламу. Это объясняется как относительной узостью аудитории периодической печати в условиях неграмотности значительной части населения, так и достаточно широким распространением телевидения в этих странах.
Крупнейшие латиноамериканские телесети - мексиканская "Televisa" и бразильская "Globo" и другие - создали производственно-технологический и финансовый потенциал, который позволил им не только насыщать программами собственного производства 75-80% внутреннего вещания, но и вести экспорт телепродукции в другие латиноамериканские страны, а также в некоторые европейские государства - Испанию, Португалию, Италию, Россию.
Вторая модель организации и финансирования телевидения - общественное телевидение.
Развлекательно-рекламный уклон коммерческого телевидения вызывает резкую критику значительной части общественности. Прежде всего, частных вещателей обвиняют в забвении одной из задач СМИ - просвещение аудитории (или так называемая образовательная функция). В США в начале 1950-х годов даже было принято решение зарезервировать ряд частот вещания для специального образовательного общественного телевидения. Первая такая некоммерческая образовательная телестанция была создана в Хьюстоне в 1953 году. И все же вплоть до конца 1960-х годов этот вид телевидения был слабо развит в этой стране из-за дефицита финансирования. Только в 1967 году была учреждена "PBS", объединившая разные некоммерческие телестанции Америки. Ее главной задачей стало улучшение производства культурно-образовательных программ и налаживание более эффективного обмена ими. Кстати, именно эта служба одной из первых в США применила возможности спутникового телевидения для регулярной доставки культурных и образовательных программ некоммерческим станциям, разбросанным по всей территории страны.
Но все же содержание вещания некоммерческого телевидения в США свидетельствует об относительности его характеристики как "образовательного" или "общественного". В нем представлены передачи трех основных категорий:
передачи прямого обучающего назначения, предназначенные для непосредственного использования в образовательном процессе (включении в структуру занятия в классе, аудитории колледжа, университета, при дистанционном самообразовании), иллюстрирующие и расширяющие содержание текстового учебного материала;
передачи, способствующие развитию личности, удовлетворению ее духовных и творческих способностей, воспитанию стремления к овладению знаниями;
телепередачи, которые не желают спонсировать рекламодатели и которые по этой причине не имеют шансов появиться на коммерческом телевидении. Этот блок может включать не только и не столько образовательные программы, но и информационные, публицистические передачи, в подготовке и трансляции которых заинтересованы лишь некоторые общественные группы, а также низкорейтинговые программы, "отбракованные" редакциями коммерческих станций.
Это дало основание критикам "PBS" назвать некоммерческое телевидение "свиным корытом", куда сбрасывается якобы некачественная телепродукция. На самом же деле ряд "образовательных" станций последовательно обеспечивают высокий профессиональный уровень передач, предлагая массовой аудитории качественный набор содержательных научно-популярных и публицистических программ, посвященных острым общественным проблемам. "PBS" активно сотрудничает с британской "ВВС", пополняя запас программ так называемого развивающего назначения за счет высокопрофессиональных образовательных и просветительских программ, созданных этой общественной корпорацией.
В последние годы наметилась явственная тенденция коммерциализации наиболее успешных "образовательных" телестанций США. В их программах теперь используется коммерческая реклама, нередким становится спонсорство. В странах Европы общественное телевидение строится на несколько иных началах. Для него характерны следующие черты:
отказ от рекламных доходов как главного источника финансирования (этот отказ может быть полным, как это практикует на территории Великобритании общественное телевидение "ВВС", или частичным). Провозглашается некоммерческий характер вещательной деятельности, ее независимость от рекламодателей и "диктата рейтинга";
использование абонентской платы, собираемой с владельцев приемных устройств, для покрытия расходов по осуществлению вещательной деятельности;
самоуправление, отсутствие прямого вмешательства государства в вещательную политику;
обслуживание всего спектра разнообразных информационных запросов аудитории, упор на качественную сторону программной политики;
провозглашение социальной ответственности вещателей и их отчетности перед общественностью, наличие органов общественного надзора и контроля за вещательной и финансовой деятельностью телекомпаний (наблюдательных советов).
По законам ряда государств общественные телеорганизации обязаны отчитываться перед парламентами и гражданами о результатах вещательной деятельности. Так, британский парламент проводит регулярные слушания по результатам деятельности "ВВС". Эта корпорация ежегодно публикует подробный отчет о своей деятельности в печати и в Интернете. И, кроме того, в структуре "ВВС" действует отдел рассмотрения жалоб и обращений телезрителей по поводу вещательной деятельности корпорации.
Интересный опыт общественного телевидения накоплен в Германии. Там регулярное телевещание было начато еще в 1935 году под нацистским контролем. Но во время войны Берлинский телевизионный комплекс был разрушен. В послевоенный период на уровне законодательства ФРГ были закреплены новые принципы вещательной деятельности в стране: в законах о вещании и в Конституции страны, принятой в 1948 году, зафиксирован независимый "общественно-политический" статус вещательных организаций. При разработке законодательства был учтен печальный опыт прошлого, когда СМИ германского рейха оказались под тотальным политическим контролем нацистской партии и геббельсовского министерства пропаганды. В соответствии с новым законодательством, вещательные организации не могли принадлежать ни государству, ни какой-либо политической партии, ни коммерческим учреждениям. Вещание в Германии должно было осуществляться самоуправляющимися "общественно-правовыми радиотелевизионными организациями", созданными по региональному признаку в соответствии с федеративным устройством страны (то есть, с учетом административно-территориального деления, основой которого являются земли (области), наделенные широкими полномочиями самоуправления). Роль государства сводилась в основном лишь к предоставлению технических каналов вещания, сбору абонентской платы с владельцев приемных устройств и осуществлению правового контроля за деятельностью вещательных организаций. При этом все оборудование земельных вещательных центров, за исключением студийного, принадлежало федеральному почтовому ведомству.
При формировании такой системы управления и финансирования вещания был учтен опыт британской "ВВС". Создатели общественно-правовых земельных вещательных организаций сознательно ограничили использование коммерческой рекламы, чтобы сократить до минимума зависимость от рекламодателей, не отказавшись полностью от ее трансляции в эфире и рассматривая рекламные доходы как дополнительный источник финансирования вещательной деятельности. Кстати, и "BBC" в последнее время активно включает рекламные ролики в программы, транслирующиеся за пределы Великобритании.
Чтобы избежать крайностей и диспропорций, свойственных сенсационно-развлекательной журналистике коммерческого типа, общественно-правовым вещательным организациям было вменено в обязанность осуществлять сбалансированную программную политику с тем, чтобы аудитория могла смотреть разнообразные качественные передачи - информационные, политико-публицистические, образовательные, культурные и развлекательные.
Для обеспечения общественного характера вещания были созданы специальные наблюдательные органы, представляющие интересы различных социальных групп и политических организаций на телевидении и радио, - вещательные советы, в состав которых вошли представители политических партий, различных гражданских объединений, земельных парламентов, профсоюзов, церкви, деятели науки и искусства. Вещательные советы консультируют руководство вещательных организаций в вопросах программной политики, рассматривают отчеты об исполнении бюджета, участвуют в решении кадровых вопросов.
Земельные вещательные организации стали основными звеньями децентрализованного телевидения в Германии. Созданное в 1950 году Рабочее содружество общественно-правовых вещательных организаций ("ARD") было призвано координировать самостоятельную деятельность земельных телерадиоцентров в целях объединения их усилий по формированию единого вещания на первом общенациональном телеканале. Передачи первого канала этого содружества, открывшегося в ноябре 1954 года, изначально готовились на основе телематериалов, предоставляемых земельными телецентрами в общий фонд в соответствии с установленными для них квотами. Квоты определялись в зависимости от наличных производственных мощностей земельного телецентра, а также от величины доли абонентской платы, направляемой на финансирование его деятельности.
Подобная децентрализованная схема организации общественно-правового телевещания обеспечивала определенную независимость от прямого государственного влияния и от одностороннего партийного воздействия на программную политику, а также сопротивляемость непосредственному влиянию рыночных факторов и крупных коммерческих структур, возможность общественного наблюдения и контроля за вещательной деятельностью. Ее применение позволило гарантировать довольно высокую степень политического и идейного плюрализма телевидения. На одном и том же канале демонстрировались программы, подготовленные журналистами различной политической ориентации - от консерваторов до левых, что позволило представить широкий спектр общественных мнений и позиций, дало возможность телезрителю сравнивать разные, порой диаметрально противоположные, точки зрения на одни и те же проблемы.
Во многом аналогичные принципы были положены в основу деятельности "ZDF" - второго общенационального канала общественно-правового телевидения, созданного в ФРГ в 1961 году. Однако, в отличие от "ARD", деятельность этого канала осуществляется на базе централизованной структуры: его передачи ведутся из города Майнц. Второй общественно-правовой канал в большей степени использует рекламные доходы в качестве источника финансирования своей деятельности. Вместе с тем для него были сохранены общие для всего общественного телевидения ограничения на передачу рекламы, - например, запрет на ее трансляцию по выходным дням. К достоинствам общественно-правового телевидения в Германии можно отнести:
создание широкого спектра программ, удовлетворяющих многообразные потребности массовой аудитории;
выпуск качественных публицистических программ; демонстрация документальных и научно-популярных фильмов, концертов классической музыки и театральных постановок;
возможность самореализации талантливых журналистов из региональных вещательных структур на федеральном уровне;
активизация творческого соперничества работников телевидения в масштабах страны и "подтягивание" профессионализма земельных вещателей до уровня столичных.
Однако общественно-правовому телевидению в его германском варианте свойственны и некоторые недостатки. Критики этой модели указывают, например, на то, что члены вещательных советов, призванные обеспечить общественное представительство в телерадиоцентрах, на деле представляют узкопартийные или групповые интересы. В ряде земель, где некоторые политические партии имеют сильные позиции, в вещательных советах доминируют лица, прямо или косвенно связанные с этими партиями. Не существует эффективно действующих механизмов, обеспечивающих непосредственную "обратную связь" общественности с вещательными организациями. Иногда по причине многоступенчатости принятия управленческих решений общественно-правовые телецентры оказываются недостаточно подвижными в осуществлении действий, требующих от них быстрого реагирования.
В связи с тем, что доля развлекательных программ на общественно-правовом телевидении ниже, чем в коммерческом вещании, нередко в адрес "ARD" и "ZDF" выдвигались обвинения в том, что они предлагают зрителю скучный набор "заумных" передач, не обеспечивая свободу выбора массовой аудитории в пользу "облегченных" программ. Именно этот аргумент был одним из основных в дискуссиях по поводу возможного создания коммерческого телевидения в Германии.
Несмотря на то, что в этой стране неоднократно предпринимались попытки создания частного коммерческого либо государственного телевидения, они всякий раз отвергались как неконституционные. Ситуация кардинально изменилась с середины 1980-х годов, когда под давлением правящего блока христиан-демократов в стране было разрешено частное кабельное и спутниковое вещание, а затем и эфирные передачи коммерческих станций. За короткий срок оформился ряд коммерческих телекомпаний, конкурирующих с "ARD" и "ZDF". В 1991 году Государственный договор о телевещании окончательно закрепил факт сосуществования общественно-правового и частного телевидения в Германии.
Крупнейшие из коммерческих телекомпаний - "Sat1" и "RTL" - стали самыми серьезными соперниками общественно-правового телевидения в борьбе за зрительскую аудиторию. Однако, несмотря на острую конкуренцию с частными каналами, общественно-правовое телевидение все же сохранило значительную часть своей аудитории. В Германии в конце 1990-х годов каждый из общественно-правовых каналов имел аудиторию, примерно равную аудитории крупнейших коммерческих каналов.
Таким образом, последняя четверть ХХ века характеризовалась почти повсеместным распространением в европейских странах коммерческих форм вещания, возрастающей конкуренцией частных и общественных телекомпаний. Коммерческое американизированное телевидение быстро распространилось во второй половине 1970-х годов в Италии, в 1980-е - во Франции, Германии и других европейских странах. Но развлекательное частное телевидение с изобилием передач, не требующих от зрителя интеллектуальных усилий, в целом находит в Европе гораздо меньше сторонников, чем за океаном. Так, в Австрии оба канала общественной телекомпании "ORF-1" и "ORF-2", действующие под лозунгом "увеличение аудитории при сохранении качества программ", а потому отказавшиеся от некоторых сомнительных передач, в частности, перенасыщенных насилием, удерживают в процентном отношении большинство телеаудитории, в то время как на долю их самого серьезного коммерческого конкурента - "RTL" - приходится в среднем 8,4% от общего числа телезрителей. Несмотря на конкурентный напор со стороны английских коммерческих телекомпаний группы "ITV" и частного спутникового телевидения, около половины британских телезрителей по-прежнему делают свой выбор в пользу передач "ВВС".
И, наконец, третья модель организации и финансирования телевидения - государственное телевидение.
Телевидение, полностью управляемое и контролируемое государственными чиновниками, в Западной Европе появилось в послевоенный период. Во Франции, где первые регулярные передачи начались еще в 1935 году, после второй мировой войны телевидение оказалось под плотным контролем государственной бюрократии Президента Шарля Де Голля. Лишь гражданские волнения 1968 года заставили его пойти на некоторые реформы телевидения. Но в 1980-е годы, после смерти Де Голля и прихода к власти правительства французских социалистов, - была изменена законодательная база французского телевидения, позволившая частично или приватизировать государственные вещательные службы, или трансформировать в общественные.
Государственная модель вещания является преобладающей в телевидении азиатских, арабских и африканских стран. В большинстве стран тропической Африки деятельность телекомпаний финансируется и контролируется государственными структурами. Распространена практика взимания абонентской платы с владельцев телевизоров, частично покрывающая расходы на поддержание телевещания.
Становление этого вида средств массовой информации происходило в Африке довольно-таки поздно. Так, в Алжире, например, телевидение появилось лишь в 1950 году. И то первоначально передачи представляли собой лишь ретрансляцию передач телевидения метрополии - Франции. Эта арабская страна фактически была лишена собственного телевидения вплоть до достижения независимости в 1962 году. В Египте телевидение появилось в 1960 году, через два года оно пришло в Марокко и Тунис. В 1963 году при техническом содействии Франции был построен телецентр в Конго, затем в Сенегале, Габоне, Кот Д'Ивуаре и некоторых других бывших французских владениях. А в начале 1980-х годов Тунис, первой из бывших французских колоний в Африке, стал обладателем и коммерческого канала, который был создан при французском экономическом и техническом содействии в дополнение к государственному каналу.
В бывших колониях Великобритании телевидение возникло тоже только после обретения ими независимости. Особенно много телецентров появилось на континенте в 1963 году. В 1960-е годы телепередачи начались в Кении, Замбии и других государствах. Но первой страной Африки к югу от Сахары, освоившей телевещание, стала Гана. Здесь телевидение было создано еще в 1959 году. Чуть позже, но в этом же году первые телепередачи вышли и в Нигерии, где к 1970-м годам сформировалась децентрализованная система государственного телевещания. Она же одной из первых в Африке в 1974 году обрела цветное телевидение.
Наибольшие сложности и проблемы в создании собственных телекомпаний встретили бывшие португальские колонии. Затянувшееся до середины 1970-х годов колониальное правление Португалии и социально-экономическая отсталость этих стран стали препятствием на пути создания национальных телецентров. Поэтому, например, в Анголе первые регулярные передачи начались лишь в 1974 году.
Становление национальных телекомпаний на континенте, требующее немалых капиталовложений, было осложнено дефицитом средств, политической нестабильностью, характерной для многих молодых государств. Национальное руководство порой сознательно откладывало сроки создания телецентров, справедливо полагая, что из-за нехватки средств, неразвитости технической и профессиональной базы африканское телевидение неизбежно превратится в канал западного политического и культурного влияния. В результате, телевещание в ряде стран было организовано намного позже завоевания независимости. Например, в Камеруне и Мали, получивших независимость в 1960-е годы, телевидение появилось только в 1980-е.
До сих пор в Африке, из-за низкой насыщенности телеприемниками и отсутствия электричества в сельской местности, телевидение остается элитарным средством массовой информации. В подавляющем большинстве африканских государств телезрителями являются преимущественно материально обеспеченные образованные горожане, составляющие меньшинство населения. Использование в телепередачах языка бывших метрополий делает их недоступными для многих африканцев, которые не владеют европейскими языками.
Между тем, африканское телевидение, по замыслу руководителей освободительных движений, изначально должно было служить целям национального самоутверждения и консолидации молодых государств. Это особенно явно нарушается при освещении международных новостей, ведь африканские телекомпании в большинстве своем не имеют зарубежных корпунктов и вынуждены пользоваться новостными материалами западных служб теленовостей. Поиск идеологической и культурной самобытности африканских народов, многие из которых ранее не имели своей государственности, сопровождается попытками выработать самостоятельную информационную политику. Добиваясь этого, африканские страны создали независимую систему обмена телепрограммами, отражающими жизнь стран континента, - "Afrovision", построенную по аналогии с "Eurovision". Причем "Afrovision" все телесюжеты распространяет на безвозмездной основе, что весьма важно для телевизионных организаций, действующих в условиях постоянных бюджетных ограничений.
Но уже со второй половины 1980-х годов, в связи с удорожанием телевизионных технологий и необходимостью технического перевооружения телецентра, африканские государства все более склоняются к использованию коммерческих подходов к развитию телевещания. Основная трудность на этом пути - узость внутреннего рекламного рынка многих африканских государств.
Инновации в системе СМИ последних десятилетий связаны, прежде всего, с развитием технических основ современных медиа. Запуск в июле 1962 года коммуникационного спутника "Telstar", разработанного американской корпорацией "АТТ", открыл эру космического телевидения. Благодаря ему стали возможны прямые телетрансляции между США и Европой. Развитие спутникового вещания в международном масштабе потребовало объединения усилий и средств многих государств мира. Поэтому в 1960-1970-е годы начинают формироваться международные организации спутниковой связи, обеспечивающие вывод на орбиту коммуникационных спутников и их эксплуатацию. В эти годы для приема передач со спутников связи требовались громоздкие и дорогостоящие наземные комплексы. Чтобы телевизионная картинка, переданная из космоса, появилась на экране домашнего телевизора, сигнал со слабомощного спутникового передатчика принимался на Земле комплексом, а затем ретранслировался по каналу эфирного телевидения или кабельной сети. С середины 1980-х годов начинается период массового распространения непосредственного спутникового телевизионного вещания. Это связано с внедрением параболических антенн-"тарелок", позволяющих принимать сигнал на небольшие и недорогие индивидуальные приемные устройства. В 1985 году в США ежемесячно устанавливалось до шестидесяти тысяч индивидуальных приемных устройств. В 1990-е годы прямой доступ к космическому телевидению имели уже миллионы американцев и европейцев. По прогнозам, к 2006 году только в Европе число семей, имеющих доступ к спутниковому телевидению, достигнет сорока четырех миллионов. Но аудитория спутниковых каналов непрерывно расширяется и за счет телезрителей, не имеющих индивидуальных приемных устройств: они получают программы космического телевидения в трансляции по кабельным сетям.
Развитие спутникового телевидения сделало возможным осуществление современных глобальных коммуникационных процессов и создание международных телевизионных служб.
Среди них выделяется "CNN International" - глобальная служба теленовостей. Первоначально компания "Сable News Network" ("CNN"), созданная американским бизнесменом Т.Тернером в 1980 году, вела спутниковые передачи, как раз и предназначенные для транслирования по кабельным сетям США. Вплоть до 1985 года, ставшего переломным в истории телекомпании, когда "CNN" превратилась из убыточной в прибыльную службу новостей, эти передачи адресовались преимущественно американской аудитории. И только затем наступил период стремительного превращения "CNN" в службу телевизионных новостей с глобальным масштабом деятельности.
Если к 1985 году "CNN" располагала девятью корпунктами на территории США и восемью зарубежными (в Риме, Лондоне, Каире, Иерусалиме, Найроби, Франкфурте-на-Майне, Москве), то уже на следующий год количество зарубежных бюро увеличилось до восемнадцати. В 1991 году их число достигло двадцати девяти, а к концу 1990-х годов зарубежных корпунктов "CNN" было уже более сорока.
В 1989 году было начато вещание в формате PAL на Западную Европу. Оно осуществлялось через спутник международного консорциума Intelsat, созданного при участии ста шести стран. Передачи принимались не только в штаб-квартирах крупных европейских телекомпаний и диспетчерских студиях кабельных сетей, но и в более чем полутора тысячах международных отелей-люкс в восьмидесяти девяти государствах мира.
По сравнению с другими телекомпаниями США, которые готовили один основной вечерний выпуск новостей, круглосуточная новостная служба "CNN" имела преимущества, которыми не располагали конкуренты. Например, она могла вести прямой репортаж с места события, отражая все происходящее от начала и до конца в режиме реального времени: мобильные репортерские группы передают телевизионную картинку, которая тут же попадает в прямой эфир. К моменту выхода в эфир основных вечерних выпусков новостей общенациональных телесетей "CNN" уже успевает сообщить о случившемся. Манера освещения событий, применяемая репортерами "CNN", создает у зрителя эффект особой достоверности репортажа: происходящее почти не комментируется, отсутствует обобщение, превалирует четкий подробный отчет о том, что происходит в зоне видимости телекамеры. Зритель доверяет этой службе, поскольку видит и интерпретирует события сам, без назойливого навязывания ему "правильной" точки зрения. Все это способствует росту популярности "CNN".
Успех концепции "CNN" как круглосуточной службы новостей побудил конкурентов применить аналогичные схемы при создании новостных каналов. В 1996 году корпорация Р.Мэрдока "News Corporation" запустила в США кабельный канал "Fox News Channel", передающий новости двадцать четыре часа в сутки. Корпорациям "General Electric" и "Microsoft" принадлежит еще один круглосуточный новостной кабельный телеканал - "MSNBC".
Но новаторские уникальные программы "CNN" стали освещать международные новости полнее конкурентов. К их числу относится еженедельная программа "Всемирный репортаж", создатели которой принимают на безвозмездной основе видеоматериалы от десятков иностранных телекомпаний в обмен на бесплатное предоставление полной программы "CNN".
Возможность осуществлять телевизионное космическое вещание, не признающее государственных границ, открыло многообещающие перспективы выхода на общеевропейскую аудиторию. Этому способствуют углубляющиеся процессы интеграции объединенной Европы. Экономическая и политическая интеграция европейских стран диктует необходимость создания наднациональных паневропейских информационных институтов.
Одним из таких институтов призвана стать паневропейская многонациональная спутниковая служба теленовостей "Euronews", начавшая вещание 1 января 1993 года. Ее акционерами-совладельцами стали телеорганизации двенадцати стран, в основном - средиземноморских. Создание "Euronews" было предпринято по инициативе Европейского вещательного союза и при политической и финансовой поддержке руководящих структур Европейского сообщества.
Задуманная как европейская альтернатива американской "CNN", "Euronews" напоминает паневропейское медиа-ревю. Она широко использует видеоматериалы общественных телекомпаний, полученные по каналам "Евровидения", телевизионных служб новостей агентства "Reuters" и других агентств, передает обзоры крупнейших изданий европейской прессы.
Многонациональный, но немногочисленный журналистский коллектив "Euronews" размещен в штаб-квартире в Лионе (Франция). Паневропейский, международный характер "Euronews" подтверждается тем, что транслируемые через спутник программы этой новостной службы сопровождаются звуковыми дорожками на нескольких языках, в том числе на английском, французском, немецком, испанском, итальянском и русском. Однако подобная схема, преодолевающая языковые барьеры, исключает возможность привлечения телеведущих, отсутствие которых придает программам некоторую обезличенность.
Регулярные, постоянно обновляемые выпуски новостей "Euronews" перемежаются с передачами журнального формата о политике, бизнесе, экологии, научно-технических достижениях, спорте, кино, моде - с упором на европейскую проблематику. Паневропейская направленность вещания "Euronews" подчеркивается тем, что в передачах регулярно отражается деятельность руководящих органов Европейского союза. В программе "Без комментариев" предлагается видеобзор событий, лишенный текстового сопровождения.
Создание "Euronews" вызвало негативную реакцию британских "BBC" и "ITN", руководители которых отнеслись к ней как к потенциальному конкуренту. Немецкие телекомпании, изначально поддерживавшие идею учреждения паневропейской новостной службы спутникового телевидения, в дальнейшем воздержались от прямого участия в ее работе. Дело в том, что Великобритания и Германия вынашивали планы создания собственных паневропейских спутниковых телеслужб. Во второй половине 1990-х годов в европейском спутниковом эфире появились "BBC World" - британская новостная служба и "Deutsche Welle" - германское космическое телевидение, адресованные главным образом европейскому зрителю. В целом структура программ обеих спутниковых служб весьма сходна с программами "Euronews" - с той разницей, что основная часть их передач готовится самими телекомпаниями, а не получена по каналам "Eurovision" от зарубежных вещательных организаций и информационных служб. В то время как многонациональная "Euronews" основное внимание уделяет международным проблемам, в содержании вещания "BBC World" и "Deutsche Welle" велика доля передач, освещающих внутреннюю и внешнюю политику Англии и Германии, социальные, научно-технические и культурные достижения этих стран.
Таким образом, в 1990-е годы сформировались три центра паневропейского новостного телевещания ("Euronews", "BBC World" и "Deutsche Welle"), конкурирующие между собой в борьбе за внимание европейской аудитории спутникового телевидения.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 1723;