Общая характеристика волевых действий. Воля и произвольность. Функции воли. Основные психологические теории воли.

Любую деятельность человека можно разложить на конкретные действия. При этом все действия делятся на две большие группы:

- произвольные,

- непроизвольные.

Произвольные действия осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Из чего состоит такое действие, например, как питье воды? Или - что точнее - из чего оно может состоять:

- дойти до холодильника,

- открыть его,

- достать бутылку воды,

- открыть ее,

- взять рукой пустой стакан,

- налить в него воды,

- поднести стакан ко рту,

- наклонить его,

- сделать сосущее движение ртом,

- проглотить воду,

- вернуть бутылку и стакан на место (еще несколько движений).

Эти отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей. Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли - сознательная регуляция активности.

Важно понимать, что любое произвольное волевое действие развивается на основе непроизвольных движений и действий. Точнее, произвольное действие всегда состоит из непроизвольных. Как из кирпичей строится дом, так и из непроизвольных - более простых - действий строится большое произвольное действие.

Простейшими, и это довольно очевидно, непроизвольными действиями являются рефлекторные:

- сужение и расширение зрачка,

- мигание,

- глотание,

- чихание,

- отдергивание руки при прикосновении к горячему,

- ориентировочный рефлекс и т.п.

В нашем примере с питьем воды рефлекторным действием является глотание.

Несколько более сложные действия - инстинктивные. Если раздражение корня языка безусловно вызывает глотательный рефлекс, то визуальный образ воды может вызвать инстинктивное действие по приближение воды к лицу, а может и не вызвать. В нашем примере инстинктивным движением является поднесение воды к лицу и сосущее движение ртом.

Инстинктивные действия лучше контролируются сознанием, чем рефлексы. Такие действия могут быть и произвольными, и непроизвольными.

Не все, разумеется, непроизвольные действия являются рефлексами и инстинктивными. Есть еще и автоматизмы - поведенческие акты, освоенные в процессе жизнедеятельности. Большинство из этих автоматизмов когда-то были сознательными действиями. По мере оттачивания умений и навыков отпала необходимость сознательно контролировать эти действия, они стали выполняться автоматически. В нашем примере все оставшиеся действия могут выполняться автоматически, но могут выполняться и сознательно - в зависимости от ситуации.

Когда-то - еще в бессознательном возрасте - мы освоили, что для того, чтобы выпить воды из стакана, нам надо его несколько наклонить на себя. Теперь это действие мы совершаем непроизвольно. Но иногда все-таки обращаем на него внимание, когда, например, попадается новая и неудобная кружка и при этом боимся облиться.

К непроизвольным действиям могут относиться и импульсивные, совершаемые без сознательной цели. Как правило, такие импульсивные действия уходят корнями в инстинктивные схемы поведения. Если, например, человек начинает браниться без особой нужды, то это может означать, например, что человек находится в сильно фрустрированном состоянии и привлекает внимание окружающих к своим проблемам (жалуется). В других случаях брань может являться проявлением агрессивных инстинктов (голосовая агрессия присуща не только человеку, но и множеству других животных, например котам).

Далеко не все из того, что делает человек, преследует четкую и понятную цель. Многое делается по привычке, по традиции, по ритуалу. Таким образом, даже очень сложные действия, как в отдельных под-действиях, так и в целом, могут быть не совсем произвольными, но и непроизвольными их тоже сложно назвать.

Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. И именно волевое поведение характеризует сознательность действий (и вообще сознательность всей жизнедеятельности). Но что это означает? Как отличить волевое поведение от безвольного? сознательные действия от несознательных? Студент, осуществивший такое сложное действие, как сходить в университет на лекции, сделал это сознательно или нет?

Не будет лишним напомнить, что в русском языке слово "воля" имеет еще один смысл, а именно - свободу ("отпустить на волю", "находиться в неволе"). Воля как психический процесс имеет органическую связь со свободой выбора. Каждый раз, когда появляется та или иная возможность выбора, действие автоматически переходит из разряда непроизвольных в произвольные.

Что касается нашего примера с водой... Если я живу один в квартире, то, доставая бутылку воды из холодильника, я не буду думать над вопросами: а не надо ли оставить хотя бы немного воды для ближнего своего? имею ли я право выпить всю воду без остатка? Если со мной еще кто-нибудь живет, то после открытия холодильника мне, возможно, придется ответить на эти вопросы. И как только я поставлю перед собой эти вопросы, действие по доставанию бутылки воды из холодильника становится произвольным. И становится оно произвольным, потому что возникает альтернатива: бутылку можно взять, а можно и не взять.

Что касается нашего примера со студентом... Конечно, такое сложное действие не может быть полностью непроизвольным. Хотя бы потому, что мерой произвольности-непроизвольности является то, помнит ли человек это действие или нет (надо именно помнить действие, а не догадываться, что оно было). Очень сложно представить психически здорового студента, который бы вечером не помнил о том, что днем ездил в университет. Однако легко представить студента, который пошел в университет исключительно по привычке, потому что туда ходит каждый будний день, даже не задумываясь утром над тем, с какой целью он идет в университет, не вырабатывая альтернативу "Может не пойти?" Вечером у такого студента воспоминания о поездке в университет отрывочные: "Утром я не надел куртку и замерз... Оля мне улыбнулась... Ручка перестала писать..." Такое действие можно назвать частично произвольным. В самом деле, если бы студент утром рассматривал реальные альтернативы ("а) сходить в университет, б) остаться дома и поучиться самостоятельно, в) остаться дома и отдохнуть, г) сходить на подработку..."), то действие было бы значительно более произвольным.

Волевым человека делает не столько умение преодолевать неприятные ощущения, сколько склонность, стремление выдвигать реальные (не игровые, не условные) альтернативы. И преодоление неприятных ощущений, и склонность выдвигать альтернативы - является тем, что можно назвать внутренней свободой. Если один студент "на автомате" пошел на лекции в университет, а второй сознательно остался отдохнуть, потому что вечером предстоит участвовать в спортивном соревновании, а наверстать упущенное в университете можно и потом, то именно он будет более волевым.

Но тут есть два соображения. Во-первых, произвольность действия (участие воли) совсем не является гарантией того, что цель действия поставлена верно. В конце концов, эта цель может быть просто плодом самообмана, продиктована психологической защитой. Во-вторых, работа воли требует задействования определенных ресурсов, и совсем не обязательно постоянно искать альтернативу в действиях.

Предположим, какой-то человек решил стать альпинистом и теперь весь свой отпуск проводит в горах, а не на даче с семьей, или он решил расширить кругозор своих коллег и теперь вместо обычного "Привет!" и "Здравствуйте!" говорит приветствия на сотне разных языков, включая китайский, латинский и древнегреческий. Безусловно, эти действия требуют определенной воли. Но присутствие воли не означает, что сами цели выбраны верно. Возможно, лучше было бы провести отпуск с семьей, а коллег не ставить в тупик незнакомыми словами.

В обиходе безвольным часто называют человека, не только слабого, не способного на преодоление трудностей, но и человека, слишком сильно зависящего от социального окружения. Если кто-то (жена, коллеги, друзья) помыкают человеком, то про него говорят, что он безвольный. И в самом деле, обязательным признаком волевого действия является то, что оно спонтанно, то есть идет изнутри человека. Безвольный человек, получив приказ начальства, старается выполнить его "абы как", главное - чтобы удовлетворить ожидания руководства. Волевой человек видит альтернативу, и он может отвергнуть, оспорить неадекватный приказ, или же принять его, и тогда он будет руководствоваться этим приказом так, будто сам себе его поставил.

Волевые действия тесно связаны с работой других психических процессов, например с чувствами, мышлением, вниманием. Чем спокойнее человек, тем реже он впадает в состояние паники. Чем активнее мышление, тем чаще выдвигаются альтернативы. Чем концентрированнее внимание, тем больших успехов достигает человек в сложных действиях, тем более сложные цели он ставит в дальнейшем.

В целом волевые процессы выполняют три основные функции.

 

Первая — инициирующая (непосредственно связанная с мотивационными факторами) заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.

 

Вторая — стабилизирующая, связанная с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

 

Третья — ингибирующая состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, несогласующихся с главными целями деятельности (и поведения) в тот или иной момент времени.

 

Воля как процесс — это не только одна из высших форм организации всех других психических процессов. В волевых процессах личность и ее психические процессы не только проявляются, но и формируются, развиваются.

 

В связи с этим выделяют еще одну функцию воли — генетическую, генеративную, продуктивную. В результате ее действия повышается уровень осознаваемости и организованности иных психических процессов, а также формируются так называемые волевые свойства личности — самостоятельность, решительность, настойчивость, самообладание, целеустремленность и др.

Исторически воля рассматривалась через два аспекта: философско-этический и естественнонаучный.








Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 1869;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.