Конца ХIХ – начала ХХ вв.
© 2009. Е. П. Слепцова
(Россия, Брянск, Брянская государственная сельскохозяйственная академия)
В Брянске известная часть интеллигенции понимала значение театра, пропагандировала его посещение как разумную форму отдыха, средство образования и воспитания, учитывая скудость и даже упадок театральной жизни 80-х годов ХIХ в.
Симптомом нового времени – возможностью прикоснуться к сфере искусства «маленьких людей», было появление местных любительских кружков. Одним из таких антрепренеров, который начал свою театральную деятельность в провинциальных городах Орловской губернии, был орловский мещанин П.А.Соколов (Соколов-Жамсон). В театральных кругах его знали и ценили, как безукоризненно-честного антрепренера, отдавшего театру 31 год своей деятельности (с 1880 г. по 1908 г.) [1]. Летом 1885 года труппа Соколова впервые приехала в Брянск, где провинциальная публика могла наглядно понять и оценить благотворное значение драматических представлений. Сам Соколов всегда разумно относился к своей миссии, всячески избегал «дурного театра», действующего на дурные инстинкты и страсти публики с невысокой культурой. Понимая образовательное значение театра, Соколов старался именно с этой стороны заинтересовать им город. На афишах театр назывался «общедоступным народным». Репертуар труппы Соколова состоял из двух частей: по праздникам и вообще «для толпы» больше давались обстановочные пьесы и водевили, в остальных спектаклях шли драмы и комедии преимущественно с бытовым содержанием. Обстановочные пьесы были удобны для труппы тем, что Соколов, в качестве антрепренера, завел у себя приличные и разнообразные декорации, хороший гардероб и аксессуары театральной обстановки. Дешевизна цен, довольно удовлетворительное исполнение, уменье и старанье играть прилично, с достоинством, все это нравилось брянской публике.
Начиная с 90-х гг., театральные спектакли ставят в Севске, Трубчевске, Карачеве, так как расширяются театральные связи провинции и столицы. Провинция чаще видела у себя актеров казенных сцен, столицы – провинциальных знаменитостей, что способствовало сближению интересов и возможностей столиц и провинции, вело к глубоким изменениям в составе и психологии провинциального зрителя. Провинция брала и усваивала из столичных театров репертуар, школы, актерскую игру, постановочную культуру. Провинциальная сцена имела и собственные театральные достижения. Не охладевала к пьесам А.Н. Островского, сохраняя его как ценность русского театра, дала большую жизнь героям пьес А.М. Горького, развитие театральной критики в провинциальной прессе. В каждой газете имелся театральный отдел, знакомивший читателей с состоянием театрального дела города. Росло число зрителей театра из числа провинциальной интеллигенции, средних и низших слоев населения, определившие новый тип горожанина, нуждавшегося в своем искусстве.
С середины 90-х гг. Х1Х в. одним из значительных явлений в развитии театрального дела, являлось устройство народных театров любительскими кружками. Они ставили драматические произведения в залах общественных собраний, на заводах, в клубах. Спектакли ставились с благотворительными целями в пользу учеников местных прогимназий. Так, 30 января 1900 г. в Карачеве по инициативе городского исправника Д.А Ползунова был дан спектакль «Злоба дня» Н.А.Потехина. Сбор составил 350 рублей [2].
В Брянске отношение населения к существующим в городе двум театрам было двойственно, да и сами театры заметно отличались друг от друга. Один театр находился в Привокзальной слободе: «В театре не было пола, песок под ногами, да первобытные скамейки на врытых в землю столбах, вместо стульев. Уборные артистов основательно продувает сквозняк, да и светятся они как решето. Пьесы во время спектаклей идут в двух экземплярах: один - черновой - гулким шепотом, разносящимся по всему театру, другой - беловой - обыкновенным голосом, с приличными жестами и интонациями. Все дело держатся двумя - тремя силами. Костюмы, декорации серы, бедны, убоги. А посмотреть на публику – оживление, вызовы, рукоплескания. Публика в большинстве не мудрящая, но уносит из театра светлое чувство удовольствия. Он любит свой театр и дорожит им» [3]. Другой театр - городской, с хорошим помещением: «Много света. Артисты все тверды в ролях. Дело ведется старательно. Костюмы и обстановка приличные. А публика ледяного света. Жиденькие аплодисменты, редко вызовы. Любви к театру нет. Все те, у кого есть возможность и досуг посещать театр, упорно не хотят даже знать, где он стоит. Они по целым вечерам играют в дурачки с болваном, скучают, вменяя себе непосещение театра в гражданский подвиг» [3].
В Брянске в помещении дешевой столовой Брянского завода давались спектакли любителями драматического искусства, которые были участниками спектаклей товарищества артистов под управлением Муромцева. Для любителей это была возможность улучшить свое сценическое исполнение. Актеры пользовались успехом.
Популярными в Брянске становились и домашние спектакли, устраиваемые учащейся молодежью. Спектакли шли бесплатно, их зрителями являлся тесный круг знакомых и родственников учащихся. В большинстве случаев спектакли шли без грима актеров, без костюмов. Целью учащейся молодежи, которые ставили любительские спектакли, было воспитание у себя литературного вкуса, художественного понимания драматических произведений русских и зарубежных авторов. Нередко сценическая игра включала в себя и литературные чтения произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского.
Таким образом, конец ХIХ века - время, определившее развитие русского провинциального театра, прочно вошедшего в быт провинциальных городов. Театр стал неотъемлемой и привычной принадлежностью русского быта, наиболее легко распространяемым и самым распространенным среди других видов искусства.
В конце ХIХ в. видное место в музыкальной жизни России занимает русская и зарубежная классическая опера. Упрочилось положение оперных театров – частных антреприз. Пропаганда именно этого жанра принимает широкий размах в провинции, где гастролировали оперные труппы. Многие оперы русских композиторов увидели свет лишь на частных сценах, так как их авторам зачастую приходилось сталкиваться с недоверием, пренебрежительным и даже враждебным отношением со стороны руководства императорских театров.
Самой крупной новостью для брянских жителей в ноябре 1880 г. была о двух концертах хоров капеллы под управлением Д.А.Славянского, проходивших в зале дворянского собрания. Восторженный отзыв об этих концертах поместился в «Орловском вестнике»: «Публики было много. Бесспорный успех, какой имеет Славянский в наших городах, объясняется не искусством и качеством голоса его и капеллы: но голос его, небольшой и прежде, теперь почти совсем исчез, капелла его тоже не может похвалиться особой стройностью. Вся тайна успеха заключается в выборе им пьес для пения, из репертуара народной музыки – музыки всегда близкой и много говорящей нашему сердцу: «А из рощи темной», «Ах, не одна во поле дороженька», «Ах. Дубинушка, ухни».» [4].
В январе 1900 г. в зале общественного собрания Карачева прошел концерт известной артистки Л.А.Лариной, о которой пресса писала: «Голос г-жи Лариной (контральто) судя по отзывам газет, отличается приятным тембром. Концерты этой артистки везде производили самые выгодные впечатления» [5]. В Карачеве, Севске, Трубчевске, Брянске открываются музыкально-драматические кружки. Их организаторами являлись уездные предводители дворянства, статские советники, почетные потомственные граждане. Музыкальная и театральная жизнь городов ярко отражалась в периодической печати. Непременным отделом в газетах стали: «Литература и искусства», «Театр и музыка».
В становлении музыкальной культуры Брянщины важное место принадлежало и музыкальному образованию. Большой популярностью пользовались музыкальные классы дворянина А.Б.Гавронского – выпускника Варшавской консерватории, которые открылись в Брянске в сентябре 1900 г. Музыкальные классы имели своей целью давать возможность желающим получить музыкальное образование. Принимались лица обоего пола с 10-летнего возраста, не имеющие никакой подготовки. Плата за обучение составляла 8 рублей в месяц [6]. Учениками и преподавателями музыкальных классов регулярно проводились ученические вечера, которые собирали много публики. Позже музыкальные классы А.Б. Гавронского были преобразованы в музыкальные школы с утвержденным уставом. Преподавателями устраивались исторические концерты – лекции, целью которых являлась дать характеристику и обзор музыкального творчества отдельных эпох в лице выдающихся представителей музыки ХVI-ХIХ вв., что способствовало музыкальному образованию не только учеников музыкальной школы, но и всех желающих, посетивших эти лекции.
Определенное музыкально-воспитательное воздействие на жителей городов оказывали духовные концерты, устраиваемые в церквях, на которые приглашались различные исполнители. Так, в Севске в 1882 г. в зале собрания семейных вечеров был дан духовный концерт в пользу бедных воспитанников духовного училища хором певчих под управлением М.Н.Никольского. Посетителей было много. На слушателей концерт произвел глубокое впечатление, особенно музыкальные номера: трио «Да исправится молитва моя» Турчанинова для двух теноров и баса и « Архангельский глас» Львова для двух дискантов и альта [7]. Любители духовного пения давали концерты в Брянске в составе хора Успенской церкви под управлением В.А.Колошина [8].
Неотъемлемой принадлежностью культурного досуга являлись семейные музыкальные вечера, которые проводились в зимнее время года с октября по май месяц и придерживались определенных правил. Например, по правилам севских семейных вечеров, следует, что «семейные вечера учреждены с целью сближения общества и доставления ему, по возможности, удовольствия и развлечения. Для достижения этой цели, кроме ежедневных вечерних семейных собраний, могут быть назначаемы: бал-маскарады, концерты, литературные вечера, обеды. В члены «вечеров» допускаются лица всех сословий, но не иначе, как по письменной рекомендации трех членов. За право быть членом семейных вечеров, вносится 10 рублей серебром в год. На «вечерах» разрешены все коммерческие и другие незапрещенные законные игры» [9]. Семейные вечера проводились в клубах общественных собраний, в купеческих и офицерских клубах, в помещении городской управы, в залах съездов мировых судей, на частных квартирах. Это было почти единственной возможностью разнообразить скучную жизнь уездного города. Семейные вечера проводились с благотворительными целями – средства предназначались для сиротских приютов, устраивались любительские спектакли, общественные елки для детей, детские вечера и утренники.
Театральная деятельность музыкальных оперных трупп, гастроли известных русских и зарубежных исполнителей, просветительская работа преподавателей музыкальных классов и любителей драматического искусства, семейные музыкальные вечера вносили в музыкально-общественную и театральную жизнь Брянщины большое разнообразие и огромное эстетическо - воспитательное значение.
Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 1198;