П.П. Вяземский

Тот августовский вечер 1874 г. на Стремянной улице Петербурга закончился интересной работой для корректора-энтузиаста Тиханова и договором со стороны его нового партнера, а затем и покровителя, о приличном гонораре за редактуру. С этого времени Павел Никитич часто бывал в доме у князя, жившего тогда на Почтамтской улице неподалеку от Исаакиевского собора, встречался с ним в антикварном книжном магазине И.Г.Мартынова[47]. В частых разговорах князь нередко заводил речь о таком обществе, где изучалась бы старина, исследовались памятники литературы древней и средневековой Руси. В начале 1877 г. Вяземский разработал проект, а затем и Устав организации с названием «Общество любителей древней письменности», утвержденный Министерством народного просвещения 18 мая 1877 г. Главной целью этого общества стало «сохранить наши древние, подверженные тлению рукописи от совершенной утраты и возбудить в русском обществе и в среде молодых ученых интерес к русской древней литературе, поэтому было предложено воспроизводить рукописи механически, не вдаваясь пока ни в учебные исследования текста, ни в сличение рукописей»[48]. С первых дней существования Общества его учредителями было предложено издавать славяно-русские рукописи, ценные в литературном, научном, художественном или бытовом отношении, и перепечатывать книги, сделавшиеся библиографическою редкостью, без исправлений. В соответствии с уставом все памятники, издание которых должно было войти в круг занятий общества, образовали восемь следующих отделов:

«1) рукописи Святого Писания с лицевыми изображениями и без оных, но лишь в точных снимках, сочинения и статьи духовного содержания;

2) учебники старого времени, теоретические статьи и трактаты по разным наукам и художествам;

3) рукописи географического содержания, древние карты, планы и рисунки;

4) летописи с лицевыми изображениями и вообще исторические сочинения и переводы;

5) произведения словесности, не исключая и народной;

6) кроме того, вообще рукописи с лицевыми изображениями, предназначаемые для точного и роскошного их воспроизведения;

7) отдельные листы, воспроизводимые посредством светописи;

8) отчеты»[49].

В 1878 г. Обществом было решено печатать все издания в особом регулярном органе, носившим название «Памятники древней письменности». В нем помещались помимо самих исторических источников разнообразные исследования: исторические, литературные, по истории искусств, протоколы и отчеты о деятельности Общества.

Один из первых исследователей ОЛДП П.Г. Апраксин указывал на то, что на формирование концептуальной политики организаторов общества оказала влияние деятельность славянофилов[50]. Действительно, в среде просвещенной интеллигенции любовь к отечественной литературе, народному быту в полной мере проявилась после отмены крепостного права, но подготовили почву для обсуждения судеб страны и народа еще ранее именно славянофилы.

В момент создания ОЛДП учредителей было 48 человек (к 1914 г. - 180 членов), среди них П.П. Вяземский, С.Д. Шереметев, митрополит Макарий, С.Г. Строганов, Д.Ф. Кобеко, А.А. Половцов, А.Д. Шереметев, Е.П. Шереметева, фельдмаршал князь А.И. Барятинский, граф А.В. Бобринский, директор московских музеев В.А. Дашков, ректор Московского университета академик Н.С. Тихонравов, историки П.И. Бартенев и В.О. Ключевский, филолог Е.В. Барсов, старший хранитель Императорской Публичной библиотеки Р.И. Минцлов, московский предприниматель и владелец художественной галереи К.Т. Солдатенков, деятель искусства В.В. Стасов и др. История деятельности Общества любителей древней письменности – яркая иллюстрация развития российской исторической науки во второй половине XIX в. К началу 1890-х гг. издательская деятельность Общества приобретает научный характер, вместо основавших аристократов-любителей главную роль в нем стали играть серьезные ученые, такие как С.Ф. Платонов, А.А.Шахматов, А.С.Архангельский. Естественно, что такое обилие крупных имен в науке дало Обществу огромный рост в исследовательской деятельности.

Помимо издания памятников литературы, еженедельно по пятницам в музее Общества проходили заседания его членов, обсуждение докладов разной тематики: от филологии и истории до археологии и архитектуры. Собрания членов ОЛДП – это и кропотливая работа ученых в библиотеке Общества, и своеобразные мини-конференции исследователей. Здесь иногда проходило чтение лекций, например писателем Н.В.Шляковым, искусствоведом и реставратором Н.В.Султановым и др., члены Общества часто выезжали в исследовательские поездки по стране. Об одной из таких поездок позднее, уже после переезда в Брянск на постоянное место жительства, Павел Никитич писал в воспоминаниях о князе П.П.Вяземском, о совместных поездках в Ярославль и Кострому с целью исследования российских древностей. Небольшие по объему воспоминания дают яркое представление о взаимоотношении двух исследователей, этапах и процессе некабинетной научной работы, а также являют собой редкое описание несохранившихся артефактов (см Приложение 1).


 








Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 1006;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.