А.А. Чубур
(Россия, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского)
Произведения искусства - яркий и многообразный источник сведений о жизни человека верхнего палеолита. Они позволяют узнать многое о быте, образе жизни предков, их объектах охоты, одежде и даже проникнуть в глубины их загадочного духовного мира, мифологии.
Толчком к изучению духовного мира людей каменного века на территори нашей страны и, в частности, в Подесенье, послужили найденные в 1908 г. на Мезинской стоянке так называемые «птички» и другие орнаментированные изделия из бивня мамонта. Вслед за этим в 1920-х гг. были открыты женские статуэтки в Костенках и Гагарино, затем в 1930-х – уникальные произведения искусства в Елисеевичах. Искусство палеолита Русской равнины уже в довоенные годы заняло прочное место в мировой культурной сокровищнице. Накопленный к 1960-м гг. объем информации позволил уже не просто вводить в оборот новые находки, но и произвести анализ искусства палеолита Русской равнины. Свод-монография З.А.Абрамовой остается основополагающим по данной проблематике [Абрамова, 1962]. Скорее популяризаторский характер носили в отношении палеолита работы А.А.Формозова по первобытному искусству, хотя в них выдвинут ряд интересных концепций – например, наличие в некоторых культурах древнекаменного века утилитаризма, подавившего искусство [Формозов, 1980]. Одна из версий происхождения изобразительного искусства рассмотрена А.Д. Столяром. Его гипотеза об историческом процессе усложнения символического действия [Столяр, 1985] остается в настоящее время основной в отечественной науке, в противовес ещё господствующей в ряде школ доктрине «художественного ледникового чуда» - спонтанного возникновения искусства.
Одним из регионов Европы, в которых хорошо представлено и изучено палеолитическое искусство, является бассейн Десны. Десна - самый крупный левобережный приток Днепра, общая длина реки составляет 1130 км. Она берет начало из болот Смоленской возвышенности. Протекает в пределах Смоленской и Брянской обл. России и Черниговской и Киевской обл. Украины. Река принимает 18 правых (наибольшие – Судость и Снов) и 13 левых (основные – Сейм, Остер) притоков. Течет Десна по широкой долине, в которой, из-за особенностей геологического строения и неотектоники локальные сужения сменяются озеровидными расширениями, таковы же особенности долин крупных притоков. Фауна верхнего плейстоцена бассейна Десны достаточно хорошо изучена как по многочисленным случайным находкам, хранящимся в фондах музеев [Чубур, 1993, 1998; Чубур, Головачева, 2002; Чубур, Симоненко, 2004; и др.], так и по материалам нескольких десятков палеолитических стоянок.
Рис.1. Палеолитические стоянки бассейна Десны на которых встречены изображения животных. 1- Хотылево 2; 2 – Елисеевичи 1; 3 – Юдиново 1; 4 – Мезин; 5 – Авдеево (2 жилых комплекса), 6 – Быки 1 и Быки 7.
Представления людей палеолита о животных, обитавших в бассейне Десны, воплощены в мелкой пластике, изготовленной как из бивня мамонта и кости, так и из мягкого камня. Рассмотрим эти изображения в ключе общепринятой зоологической систематики.
Класс MAMALLIA - МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
Отряд PROBOSCIDEA - ХОБОТНЫЕ
Семейство ELEPHANTIDAE - СЛОНЫ
Шерстистый мамонт (Mammuthus primigenius Blumenbach, 1799)
Мамонт был одним из важнейших компонентов верхнеплейстоценового териокомплекса Евразии. На стоянках Елисеевичи, Авдеево, Юдиново, Мезин, Супонево, Тимоновка, Хотылево 2 встречены останки многих десятков и даже сотен этих животных разного возраста – от утробных мамонтят до совсем старых особей. Мамонт служил основой экономики обитателей Подесенья в палеолите – причем и как добыча охотников, и как объект собирательства. Его кости, взятые из естественных скоплений («мамонтовых кладбищ»), использовались в условиях перигляциального мало облесенного ландшафта как топливо, строительный и поделочный материал. Не удивительно, что мамонт нашел отражение в изобразительном искусстве палеолита.
На стоянке Елисеевичи (ок.17.000-18.000 л.н.) недалеко от места обнаружения знаменитой женской статуэтки[Поликарпович,1968] Л.В.Греховой была найдена стилизованная фигурка идущего взрослого мамонта 4,0 x 3,0 x 1,8 см, вырезанная из известковой конкреции [Грехова, 1980]. Характерная форма тела с низким крупом, и движение (отставленная назад левая задняя нога и поднятая правая передняя) переданы несколькими умелыми штрихами кремневого резца (Рис.2:3).
Еще три скульптурных изображения мамонта дала Авдеевская стоянка (22.000 л.н.). Эти находки опубликованы М.Д. Гвоздовер [Гвоздовер, 1952, 1953, 1983; Gvozdover, 1995]. При раскопках первого жилого объекта (Авдеево-Старое) была обнаружена фигурка мамонта 9,5 х 8,6 х 3,0 см из губчатого вещества мамонтовой кости (Рис.2:1). Это вписывающееся в круг стилизованное изображение спокойно стоящего зверя с выделенной скупыми штрихами шеей, хоботом, характерным изгибом спины. Сама поверхность губчатого вещества прекрасно передает шерстяной покров животного.
Второй жилой объект принес еще одну фигурку, выполненную почти в той же манере, но уже из песчаника 9,0 х 7,3 х 3,9 см [Гвоздовер, 1983]. Изображено спокойно стоящее взрослое животное (Рис2:2). Серия округлых углублений на левом боку фигурки, располагающихся в области груди - возможные свидетельства охотничьей магии – аналогичные следы, возможно имитирующих удары копья, имеются на костяной фигурке бизона с Зарайской стоянки [Амирханов,Лев, 2004]. Впрочем, заметим, что не все палеолитоведы уверены в такой интерпретацией как зарайского бизона, так и авдеевского мамонта [Григорьев, Булочникова, 2005]. То, что мамонт был объектом охоты в палеолите, сомнений не вызывало никогда. Статуэтка (если удары по ней нанесены именно в магических целях) подтверждает не массовые облавы или применения ловушек, а бытование активной охоты именно на отдельное животное: сложного и опасного процесса, требовавшего с точки зрения охотников сложной предварительной подготовки, включающей даже религиозно-магические ритуалы. Хищническое уничтожение целых стад мамонтов остаётся досужим вымыслом археологов-марксистов. Первая скульптура быстро стала классикой, ее фото помещено даже на страницах Большой Советской Энциклопедии, вторая же почему-то известна много меньше – о ней осведомлены даже не все археологи, занимающиеся палеолитом Европы.
Третья, миниатюрная, скульптура происходит из первого жилого объекта, однако интерпретирована не была [Гвоздовер, 1953, С.219]. Это изделие из мягкого песчаника, 3,5 х 3,5 х 2,0 см, по нашему мнению представляет собой фигурку молодого мамонта или даже мамонтенка, имеющего более укороченные пропорции тела по сравнению со взрослой особью. Прорезями в камне проработаны ноги и хобот, ясно читается низкий круп, пышная зимняя шерсть. Животное идет, о чем говорит приподнятая правая передняя лапа (Рис.2:4).
М.Д.Гвоздовер одно время относила к изображениям мамонта треугольные подвески с ушками из Авдеево, считая их изображением головы мамонта анфас [Гвоздовер, 1953, С.211], но на их современной интерпретации, не совпадающей с этой точкой зрения, мы остановимся несколько ниже.
Мифологические сюжеты о мамонте у эвенков, долганов и др. связаны с актами творения зверь-гигант стоит в океане и поддерживает мир, выступает в роли демиурга – его действиями объясняются формы рельефа. С мамонтом у многих народов связано образование речных русел, обвалы берега в половодье, треск льда при вскрытии рек и ледоходе. Его образ соотносится с Нижним миром, мировым океаном. У жителей Северо-Восточной Азии образ мамонта наиболее близок к реальности. Так, в чукотской сказке люди находят торчащие из земли бивни, танцуют вокруг и произносят заклинания. В результате открывается скелет мамонта, обрастает плотью, и его мясо идет в пищу и спасает людей от голодной смерти. Этот миф хорошо ложится на гипотезу об активном использовании «мамонтовых кладбищ» не только как источника костей для топлива и построек, но и как экстремального пищевого ресурса. У русских и эстонцев существовали поверья о том, что мамонт - подземное животное, зверь-индрик. В «Голубиной книге» написано: «Он проходит все горы белокаменные, прочищает все ручьи и проточины, пропущает реки, кладязи студеные. Когда зверь рогом поворотится, словно облацы по поднебесью, вся мать-земля под ним всколывается» [Сериков, Серикова, 2004].
Отряд PERISSODACTYLA - НЕПАРНОПАЛЫЕ
Семейство RHINOCERATIDAE - НОСОРОГИ
Шерстистый носорог (Сoelodonta antiquitatis Blumenbach, 1799)
Эти одиночные растительноядные животные, обитавшие чаще всего в зарослях кустарника на обширных поймах, были неотъемлемой частью мамонтового териокомплекса. Рог носорога – его оружие – сохраняется в ископаемом состоянии лишь в мерзлоту, так как состоит не из кости, а из кератина, напоминая по структуре пропитанную клеем шерсть. Черепа же находят довольно часто. Они массивны и прочны, ибо рассчитаны для нагрузок при лобовых столкновениях с таким же «живым танком». Останки шерстистого носорога известны по материалам стоянок Авдеево, Хотылево 2, Пушкари 1, Новгород-Северский, Пены, Быки1, Супонево, Мезин, Чулатово 1. Изображения носорога нередки в палеолитическом искусстве: фрески и гравюры западноевропейского мадлена, из Каповой пещеры, гравюра на плитке песчаника из нижнего слоя Гмелинской стоянки, великолепные примеры мелкой пластики из Костенок, Дольних Вестониц.
Рис.2. Скульптурные изображения животных в Деснинскои палеолите и их реальный облик. 1-4 – мамонт; 5-6 – шерстистый носорог; 7 – лошадь. 1, 2, 4, 6 – Авдеево. 3 – Елисеевичи 1. 5 – Быки 1. 7 – Быки 7. 1 – кость, 2, 4 – песчаник, 3 – известняк, 5-7 – бивень мамонта.
Из бассейна Десны наиболее известно изображение носорога со стоянки Быки 1 (17.000-18.000 л.н.) [Чубур, 2001, 2004, 2005]. Плоская фигурка бегущего животного размером 10,8 х 3,0 х 1,0 см выполнена из бивня мамонта. В экстерьере явно видны лошадиные черты, однако лапы (задняя целая, от другой – следы древнего слома, позволяющие установить поперечник) для лошади слишком коротки и массивны. Шея плавно переходит в большую задранную голову со скругленными обводами нижней челюсти. Мы видим ревущего шерстистого носорога. Именно у этого зверя сочетаются массивность тела и лап с «лошадиной» статью. По всей поверхности амулета многочисленные нарезки, с помощью которых художник, вероятно, пытался передать шерсть животного и, одновременно, стремительность его движений. На месте рта - ушко для подвешивания, которое было просверлено по короткой нарезке (Рис.2:5). Изображение полиэйконично, это фигурка-оборотень. На одной из сторон по оси изделия ближе к ушку, являясь как бы его продолжением, но не соединяясь с ним, имеется выбранный кремневым резцом паз шириной 2,5 мм, глубиной до 2 мм и длиной 30 мм. Он совершенно не вяжется с горизонтальной фигуркой животного, но при развороте в вертикальное положение схематично обозначает две человеческих ноги. Прием показа ног с помощью такой прорези не нов. Сходно изготовлена, к примеру, одна из антропоморфных фигурок на стоянке Хотылево 2 [Заверняев, 1978, Рис.3-1]. Передняя лапа зверя, ныне обломанная, превращалась в эрегированный фаллос, в лучших традициях «культа плодородия». А вот хвост и задняя нога при развороте становились хорошо очерченной мордой с рогом и характерной гривой-горбом. Перед нами «человек- носорог». Именно так, вверх «рогом», амулет был вонзен в пол полуземлянки перед уходом обитателей.
Еще одно изображение найдено при раскопках второго жилого объекта Авдеево (Рис.2:6). Фигурка длиной около 4 см также вырезана из бивня [Гвоздовер, 1983]. Она более натуралистична (не уплощенная, как в Быках, а объемная), что характерно для памятников круга восточного граветта. Исследователи стоянки видовую принадлежность скульптуры определяют условно, поскольку фигурка, особенно ее голова, повреждена: это либо лошадь, либо носорог. Массивность фигурки, ее укороченные тумбообразные ноги, укороченная шея и низко посаженная голова заставляют нас видеть в этом произведении искусства все-таки изображение именно шерстистого носорога, а не более изящного коня.
Семейство EQUIDAE - ЛОШАДИНЫЕ
Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 1596;