Становление и развитие конфликтологии как науки.

Конфуций еще в V I в. до н. э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Он наставлял, что нужно улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор, достигать того, чтобы “тяжбы не велись”. Сам Конфуций обладал несомненными достоинствами, по словам его многочисленных учеников, был “ласков, добр, почтителен, бережлив и уступчив”. Ему были чужды, по крайней мере, четыре недостатка: “склонность к домыслам, излишняя категоричность, упрямство, себялюбие”.

Древнегреческий философ Гераклит считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непременное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть “отец всего и царь всего”.

Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель (V – I V вв. до н. э.). Они полагали: человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого – общества; заложенное в человеке начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. В условиях средневековья коллективизм означал подчинение человека феодальному государству, поглощение личности крестьянской общиной, ремесленным цехом, купеческой корпорацией, рыцарским или монашеским орденом.

Только на излете средних веков сформировался в мощную силу индивидуализм. Осознание того, что люди сами создают социальные институты и решают возникающие проблемы, было поистине революционным. Так, например, выдающийся итальянский мыслитель и политический деятель Никколо Макиавелли (1469—1527) считал, что государство не божий промысел, а дело рук человека. Поэтому не Бог, а человек является центром Вселенной.

В своих произведениях Макиавелли уделяет значительное внимание проблемам возникновения, предупреждения и разрешения различных политических конфликтов. По его мнению, стабильные или конфликтные периоды в обществе возникают в результате сложившихся отношений между людьми, между правителями и подданными. Цель этих отношений — обеспечение порядка, незыблемости частной собственности и безопасности личности.

Конфликтологические концепции Нового времени и эпохи Просвещения. Томас Мор, Эразм Роттердамский, Френсис Бэкон и другие гуманисты выступали с резким осуждением средневековой смуты, социальных беспорядков и кровопролитных междоусобиц. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми, признавая их решающим фактором развития общества.

Развивая теорию светского происхождения государства, выдающийся английский философ Томас Гоббс (1588—1679) описывает состояние хаоса и всеобщего конфликта («войны всех против всех»), в котором пребывали люди в догосударственном (естественном) состоянии. В качестве основных причин возникновения конфликтов, характерных для естественного состояния людей, Гоббс называет следующие: «во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажда славы». Итак, Гоббс видит основные причины социальных конфликтов преимущественно в субъективных свойствах и качествах человека, а не в объективно складывающихся отношениях.В поисках выхода из всеобщей войны люди заключали общественный договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государства.

Другой английский философ и политик, родоначальник либерализма, Джон Локк (1632—1704), развивая теорию общественного договора, впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество и государство, и поставил личность выше общества и государства. В конфликте общество государство Локк отдает доминирующее положение обществу, которое может создать другую структуру государственной власти, если существующая его не удовлетворяет. А во взаимодействии личность общество должен соблюдаться приоритет индивидуальных прав и свобод. Жан Жак Руссо (1712—1778) также является одним из представителей теории общественного договора. Но в отличие от Гоббса, он считал, что человек по своей природе добр и миролюбив. Поэтому источником конфликтов и войн между людьми является не их «скверная внутренняя сущность», а недостатки в организации общественной жизни. Один из родоначальников классической буржуазной политической экономии, Адам Смит (1723—1790), делил современное ему общество на три класса: капиталистов, крупных землевладельцев и наемных рабочих. Экономические противоречия между этими классами естественным образом порождают социальные конфликты.

Становление конфликтологии как науки. По-настоящему научный подход к восприятию конфликтов проявился только со второй четверти XIX в. Именно с этого времени конфликты выдвинулись в ряд предметов для специального изучения. Фундамент конфликтологии закладывался при участии основателей социологии таких, как Огюст Конт, Герберт Спенсер. Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии, были восприняты и развиты следующими поколениями представителей наук об обществе.

В XIX в. ведущим направлением в социологии становится позитивизм (лат. positivus — положительный). Родоначальник социологии, выдающийся французский философ и социолог Огюст Конт (1798—1857) считал, что позитивная социология позволяет понять (выявить) возможные причины конфликтов и не допустить их возникновения или найти правильные способы их разрешения. Английский ученый Герберт Спенсер (1820—1903) сравнивал общество с биологическим организмом, каждый его «орган» (социальный институт) выполняет определенную функцию и тем самым способствует функционированию всего общества. При этом социальные конфликты и революции Спенсер рассматривал как болезнь, как явление, разрушающее единство социальной системы.

Принципиально иных взглядов на социально-политическое развитие общества и на природу социально-политического конфликта придерживался выдающийся немецкий ученый Карл Маркс (1818—1883). В основу своего учения он положил разработанный им принцип исторического материализма, в соответствии с которым общество в своем развитии поэтапно проходит пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. В трех средних формациях общество делится на два основных антагонистических по отношению друг к другу класса, между ними постоянно идет классовая борьба. Смена одной общественно-экономической формации на другую происходит в результате социальной революции. Поэтому состояние переменного социально-политического конфликта в классовом обществе Маркс считал вполне естественным и неизбежным явлением, а революцию — локомотивом истории.

По мнению известного французского социолога и философа Эмиля Дюркгейма (1858—1917), современному обществу присуща органическая солидарность (в отличие от механической солидарности, свойственной архаичному обществу), обусловленная разделением труда и обменом продуктами человеческой деятельности. Термин «аномия» был введен Дюркгеймом для обозначения кризисных и переходных состояний в развитии общества. Основными причинами аномии являются: неопределенность индивида в изменяющихся условиях; упадок моральной регуляции; индивидуальный эгоизм.

Польско-австрийский социолог и правовед, представитель социального дарвинизма Людвиг Гумппович (1838—1909) рассматривал человеческую историю как «естественный процесс», а социальные законы как разновидность законов природы. В работе «Расовая борьба» (1882) Гумплович ввел в научную теорию понятие «этноцентризм», которое впоследствии разрабатывалось У. Самнером и вошло в понятийный аппарат многих паук. Другой представитель социального дарвинизма, американский социолог и экономист Уильям Самнер (1840—1910), также считал, что отбор и борьба за существование имеют решающее и универсальное значение в социальной эволюции, она носит автоматический и неуклонный характер. Социальное неравенство он рассматривал как естественное состояние и необходимое условие развития цивилизации. Самнер разработал такие понятия, как «мы-группа», «они-группа» и «этноцентризм» (понятие, введенное Гумпловичем).

Немецкий социолог Георг Зиммель (1858—1918) в своих трудах обосновывал диалектику развития и смены культурных форм (напоминающую диалектику Маркса смен общественно-экономических формаций). Значительный вклад в развитие социологии конфликтов внес выдающийся немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920). По его мнению, общество является ареной постоянной борьбы между различными социальными группами и общественными классами. Причинами социальных конфликтов являются не только экономические интересы (как считал Маркс), но и социокультурные, политические и другие факторы. Американский социолог Роберт Парк (1864—1944) в разработанной им концепции эволюционного развития социальной системы уделял большое внимание проблемам социального конфликта. По мнению Парка, движущей силой эволюционного развития является конкуренция, которая по мере продвижения общества от биологического уровня к социальному принимает форму: от борьбы за выживание через конфликт и адаптацию до ассимиляции. Конфликту в этой концепции Парк отводил роль важнейшего детерминирующего фактора социального развития.

В отличие от социологов психологи, объясняя природу конфликтного поведения, ставили его в зависимость от психологических факторов. Например, хорошо известно, что это послужило Зигмунду Фрейду основанием для того, чтобы предложить идею разделения личности на три инстанции, т. е. ступени, звенья – “Оно”, “Я” и “Сверх-Я”.

Развитие теории социального конфликта во второй половине XX в. Благодаря трудам Л. Козера, Р. Дарендорфа, К. Боулдинга и других во второй половине XX в. конфликтологическая теория получает новый импульс и приобретает форму самостоятельной науки. Так, создатель теории «позитивно-функционального конфликта» американский ученый Л. Козер (род. 1913) считал, что социальные конфликты не только неизбежны в любой социальной системе, но они к тому же выполняют целый ряд позитивных функций. Автор так называемой «функциональной теории конфликта» немецкий социолог и философ Ральф Дарендорф (род. 1929) считает, что социальные конфликты обусловлены самой социальной структурой общества: различием социальных позиций и ролей, делением на правящих и управляемых, асимметричным распределением ресурсов и другим.

Американский социолог К. Боулдинг (род. 1910) в книге «Конфликт и защита. Общая теория» (1968) изложил свою концепцию «общей теории конфликта». Основные ее положения применимы как к внутренним организационным конфликтам, так и к анализу международных проблем. Суть теории заключается в том, что все конфликты имеют общие элементы, познавая которые можно регулировать конфликтную ситуацию. Боулдинг рассматривает конфликт в рамках бихевиористической теории. Под «стороной конфликта» он понимает «бихевиоральную единицу» — семью, организацию, церковь, государство, идею, теорию и т. д. Причинами конфликтного поведения являются стимулы внешней среды, а побудительными мотивами — интересы людей. Боулдинг считает, что конфликтность заложена в самой природе человека, в его стремлении к доминированию и борьбе с себе подобными.

«Стратегия конфликта» написана в основном в рамках социальной (социологической) парадигмы, основу которой составляет теория социального действия и взаимодействия. Конфликт, по Шеллингу, — это взаимодействие, в котором действия одной стороны зависят от действий другой. Такую стратегию в конфликте Шеллинг называет теорией взаимозависимых решений. Особого внимания также заслуживают разработанные Шеллингом теория сдерживания и теория ограниченной войны. Основная идея (философия) предложенных Шеллингом теорий состоит в том, что даже в самых сложных конфликтных ситуациях нельзя (нежелательно) воспринимать противостоящую сторону в качестве абсолютного врага. Необходимо оставлять хоть какие-то шансы друг другу для нахождения компромиссов.








Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 2741;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.