Симметрия цвета. Контраст и нюанс
Теория симметрии цвета в искусствоведческой
литературе не разрабатывалась. Даже само соче-
тание слов «симметрия цвета» звучит непривычно.
С понятием «симметрия цвета» проще всего позна-
комиться по орнаментальной композиции (рис. 86).
В орнаменте (а) мы видим полную симметрию цве-
та. Здесь каждому элементу левой части изображе-
ния соответствует точно такой же элемент в пра-
вой. Полная симметрия элементов формы присут-
ствует и в орнаменте (б), но по цвету она не пол-
ная, потому что элементы левой половины не везде
соответствуют по цвету элементам правой. Полную
симметрию цвета можно видеть на крыльях бабо-
чек. В геральдических изображениях, фресках и
мозаиках религиозного содержания, иконах также
можно видеть симметрию цвета.
В цветовом круге В. М. Шугаева очень нагляд-
но выражена симметрия цвета. Контрастные цвета,
лежащие в круге на диаметрах, являются сим-
метричными по своему расположению, но не сим-
метричными по цвету. Все родственно-контрастные
цвета симметричны по расположению в круге, но
по цвету они симметричны и несимметричны одно-
временно. В родственных цветах осуществляется
постепенное развитие цвета, равиоступенное или с
определенными интервалами, удвоение или в отно-
шениях золотой симметрии, а в центре внимания,
в кульминации, может быть осуществлен пол-
ный контраст любого характера — светлотиый или
цветовой, а чаще всего тот и другой одновре-
менно.
Все эти явления симметрии цвета всегда на-
правлены на наиболее полное выявление смысла,
содержания картины, ее идеи и на наилучшую
организацию изображения для восприятия зрителем.
Подобным же образом служат выражению содер-
жания все элементы музыкальной формы: отдель-
ные звуки, их последовательность, сила, аккорды,
паузы.
В статье «Исследование колорита» А. Зайцев
пишет: «Контраст цветовых пятен в картине явля-
ется одним из проявлений всеобщего закона сим-
метрии и асимметрии в природе» '. Мысль верная и
важная. Вызывает сомнение соседство слов «сим-
метрия» и «асимметрия». Что понимается под сло-
вом асимметрия? В общей теории симметрии к это-
му слову относятся осторожно. То, что на пер-
вый взгляд кажется асимметричным (асиммет-
рия— отсутствие симметрии), при более внима-
тельном рассмотрении может быть описано сим-
метрией подобия, симметрией золотого сечепия
(золотой симметрией) и другими видами. При изу-
чении мира форм и явлений природы ученые вво-
дят все новые и новые понятия: полная симметрия,
неполная симметрия, нарушенная симметрия, ан-
тисимметрия, дисимметрия, криволинейная сим-
метрия.
С легкой руки автора учебного пособия «Осно-
вы композиции» Е. В. Шорохова симметрия и асим-
метрия на равных правах отнесены в правила ком-
позиции, а в учебнике «Методика преподавания
изобразительного искусства в школе» автора
Н. Н. Ростовцева симметрия и асимметрия тоже на
равных правах отнесены в разряд законов компо-
зиции. Термин «асимметрия», попав на еще мало
возделанную почву теории живописи и композиции,
может оказаться той сорной травой, с которой по-
том будет трудно бороться.
Делакруа говорил, что в природе все — конт-
раст. И действительно, контраст движений, линий,
форм, светлого и темного, контраст цвета,— все это
мы повсюду наблюдаем. Они же проявляются и в
произведениях искусства. «Общий закон: больше
противоположения, больше блеска,— писал тот же
Делакруа.— Рубенс, даже когда он больше всего
отдается практике, никогда его не нарушает»2.
Делакруа считал своей заслугой открытие за-
кона цветового контраста. Он заметил, что у П. Ве-
ронезе наблюдается сочетание зеленого-оранжево-
го-фиолетового, что художник комбинирует оба эти
контраста и в предмете и вокруг него. Что такое
контраст зеленого (точнее, зелено-голубоватого, ко-
торый дает изумрудная зеленая) и оранжевого?
Это полный контраст. А контраст оранжевого и
фиолетового и, далее, фиолетового и зеленого? Это
контрасты не полные, т. е. сочетание родственно-
контрастных цветов, что хорошо видно на рис. 84.
Цветовой круг В. М. Шугаева помогает нам по-
1 Искусство.— 1966.— № 3.—С. 70—73.
2 Цит. по: Рене Пио. Палитра Делакруа.—М.; Л.—
1932 —С. 18—20.
пять и роль степени контрастности цветов. Напри-
мер, контраст синего и желтого — это самая высо-
кая степень контраста, а контраст синего и оранже-
вого или синего и желто-зеленого — меньшая сте-
пень контраста. Любое сочетание цветов по два
или более легко представимо и наглядно по цвето-
вому кругу. Ни один цветовой круг на 12, 24, 36 и
более цветов такими качествами не обладает.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 1146;