Функциональное единство всех психоактивных веществ, вызывающих зависимость
Фактором отсутствия ожидаемых успехов от многолетней борьбы с наркоманией, алкоголизмом и курением является их разделение на самостоятельные цели во времени и между ведомствами. Федеральная служба по контролю за наркотиками и Государственный антинаркотический комитет занимаются проблемами противодействия наркоагрессии. В то же время по телевидению и на уличных щитах ведется реклама пива и «культурного» потребления более крепких алкогольных изделий. Курение за время борьбы с наркоманией и обсуждения законов о табаке продолжало распространяться.
Обоснованность комплексного подхода очевидна всем здравомыслящим людям. Это можно показать на определении понятия «наркотик», которое принято в нашей стране и в мире. В нем указаны 3 критерия для квалификации какого-либо вещества как наркотического и распространения на него юридических последствий, исключающих немедицинское применение.
1. Критерий медицинский.
Наркотические вещества обязательно обладают специфическим фармакологическим действием на центральную нервную систему, которое проявляется какими-либо психотропными эффектами – эйфоризирующим, возбуждающим, угнетающим, галлюциногенным, анальгезирующим и др. Эти эффекты привлекают потребителей и становятся биологической основой для немедицинского применения и для развития психической и физической зависимостей. Лекарственные препараты и вещества, не обладающие психоактивным действием, например аспирин, дибазол, пенициллин, активированный уголь, фурацилин и другие, не дающие «кайфа», никогда не станут использоваться в качестве наркотиков.
Под медицинский критерий в полной мере подходят алкоголь и табачный никотин. Алкоголь в зависимости от дозы, концентрации, стадии одурения и других факторов оказывает много психотропных эффектов – эйфоризирующий, успокаивающий, растормаживающий, снотворный, наркозный, анальгезирующий. Никотин, также в зависимости от его концентрации, степени и стадии интоксикации, содержания сопутствующих никотину более 4000 компонентов табачного дыма, вызывает стимулирующий, возбуждающий, угнетающий эффекты, может вызывать нарушения сознания, даже смерть. Доказано, что курение вносит наибольший вклад в рост распространенности сердечно-сосудистых, легочных, онкологических заболеваний и смертности. Ухудшаются сексуальные функции, раньше начинается климакс и старение.
2. Критерий социальный.
Немедицинское применение психоактивных веществ вызывает социальные последствия. Потребители из здоровых, социально нормативных и полезных людей превращаются в физически и психически зависимых и социально опасных. Наркоманы теряют интерес, а затем и возможности к труду, учебе, творчеству, спорту и другой полезной деятельности. Под давлением неодолимого влечения к наркотику и абстинентных расстройств в поисках денег на дозу, нарушают социальные, культурные и правовые нормы. Начинают обманывать, воровать, вымогать, шантажировать, применять насилие, вовлекать в наркотизацию и наркобизнес других людей и т.д.
Алкоголь вызывает аналогичные социальные последствия – рост преступлений, насилия, воровства, аварий на дорогах, пожаров, физическую, социальную и моральную деградацию, рост смертности мужчин трудоспособного возраста от отравлений, болезней и самоубийств. Более 500-600 тысяч смертей наших соотечественников связаны с употреблением алкоголя.
Курение способствует формированию стиля жизни с использованием психоактивных веществ и двойных стандартов, создает предпосылки для употребления алкоголя и наркотиков, к пренебрежению интересами других людей. Курение способствует потере единства психики, развитию изменений личности, снижающих социальную полезность зависимых от никотина, к снижению продуктивности трудовой деятельности и другим социальным и экономическим потерям.
3. Критерий юридический.
Позиционирование веществ как наркотических и включение их в список (перечень) наркотиков логически вытекает из 2-х первых критериев, отражающих сущностные характеристики веществ. Если руководствоваться логикой, то алкоголь и табак, обладающие всеми специфическими признаками, по которым к наркотикам отнесли опиаты, марихуану, гашиш, лекарственные препараты – фенобарбитал, оксибутират натрия и др. нужно также включить в перечень наркотиков и распространить на них все юридические положения.
Сделать это для государства сложно, но надо иметь в виду, что свыше 40 государств мира это уже сделали. Без этого отрезвление народов пьющих стран проблематично.
Основные понятия и термины
Во второй половине ХХ столетия в советской общественной сфере и даже в медицинской литературе был широко распространен термин «вредные привычки». Постепенно он был вытеснен термином «зависимость» и его синонимом «аддикция». Сегодня принято говорить об «алкогольной», «никотиновой», наркотической» и др. зависимостях.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой определяетзависимость, как: во-первых, «связанность явлений, предопределяющих их существование или сосуществование; обусловленность», во-вторых, «подчиненность другим (другому) при отсутствии самостоятельности, свободы» (1). Иными словами, зависимость – это, прежде всего, - несвобода.
Также употребляется термин «мания» (наркомания, игромания, меломания), который в вышеупомянутом словаре определяется как: «психическое расстройство – состояние повышенной психической активности, возбуждения (спец)»; «исключительная сосредоточенность сознания, чувств на какой-нибудь одной идее»; «сильное, почти болезненное влечение, пристрастие к чему-либо» (2). В этом случае главная идея состоит в том, что мания – это отклонение от нормы, болезненное состояние.
Итак, терминов несколько. Каково происхождение этих терминов?
Википедия сообщает, что после того, как урбанизация и последовавшая за ней промышленная революция привели к росту пьянства, знаменитый врач и патриот США Бенджамин Раш выступил против употребления крепкого алкоголя, ввел понятие аддикциии предписал воздержание как единственное лечение. Как утверждают авторы статьи, идеи Раша вдохновили трезвенническое движение XIX-начала ХХ столетий (3).
Английское слово “addiction” в переводе на русский язык означает - непреодолимое влечение, пристрастие к чему-то вредному; пристрастие к наркотику (4;5). “Dependence” более нейтральное понятие.
Двойственным является значение слова “drug”, которое в переводе на русский язык означает и «наркотик», и «лекарственное вещество», в том числе с наркотическими свойствами, т.е. вызывающее зависимость. Ниже мы будем переводить слово “drug” как наркотики или лекарство, имея в виду лекарство с наркотическими свойствами.
Вновь обратимся к Википедии. Оговоримся сразу: все, что будет дано ниже – это авторские переводы из Википедии, цитирование, которых изредка в скобках дополняется примечаниями авторов. Слово «злоупотребление», вопреки источнику, взято нами в кавычки, как это принято в собриологии, которая всякое немедицинское употребление наркотика считает ЗЛОупотреблением.
В статье «Наркотические аддикции» (drug addiction) в разделе «Медицинские определения» читаем: «Термины «злоупотребление» (abuse) и «наркотическое пристрастие» (drug addiction) формулировались и переформулировались годами. В 1957 году Экспертная Комиссия по веществам, вызывающим вредные пристрастия, от Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) дала следующее определение понятий «пагубное пристрастие», «привычка» и «злоупотребление»: Наркотическое (лекарственное) вредное пристрастие (drug addiction) – это состояние периодической хронической интоксикации в результате повторяющегося употребления наркотического или лекарственного вещества (натурального или синтетического). Она включает следующие характеристики: 1) непреодолимое желание или потребность (понуждение) продолжать употребление наркотического или лекарственного вещества и доставать его любыми способами; 2) тенденция к увеличению дозы; 3) психическая (психологическая) или общая физическая зависимость от воздействия наркотического или лекарственного вещества и 4) пагубные последствия для индивида и общества.
Наркотическая (лекарственная) привычка (drug habituation, habit) – это состояние, достигаемое вследствие повторяющегося употребления наркотического или лекарственного вещества. Оно имеет следующие характеристики: 1) желание (не непреодолимое) продолжать употребление ради улучшения самочувствия; 2) незначительное или полное отсутствие тенденции к увеличению дозы; 3) некоторая степень психической зависимости от воздействия наркотического или лекарственного вещества, но отсутствие физической зависимости, следовательно, и абстинентного синдрома и 4) вредные последствия, прежде всего, для индивида.
В 1964 году, новый комитет ВОЗ признал эти определения неадекватными и предложил емкий термин- “drug dependence” (на русский язык его стали переводить как «лекарственная зависимость – прим. авт.).
Комиссия не дала четкого определения зависимости, но продолжала уточнять различия между физической, психологической («психической») зависимостями. Говорилось, что «злоупотребление» (abuse) лекарственными или наркотическими веществами – это «состояние психической или физической зависимости, или обеих вместе, от наркотического или лекарственного вещества, которая возникает у человека и принуждает его употреблять это вещество периодически или постоянно». «Психическая зависимость» (Psychic dependence)была определена как состояние, в котором «имеется чувство удовлетворения или психического подъема, которое принуждает человека употреблять это вещество периодически или постоянно с целью получить удовольствие или избежать состояния дискомфорта». Было сказано, что такое состояние могут вызвать все наркотические или лекарственные вещества: «Едва ли найдется такое наркотическое вещество, которое в теле индивида не вызвало бы чувство удовлетворения или удовольствия, понуждая его продолжать употребление до грани «злоупотребления», т.е. немедицинского употребления».
Дефиниции (определения) 1957 и 1964 годов продолжают оставаться в медицинской литературе до сих пор. Следует отметить, что Руководство по статистической диагностике (Diagnostic Statistical Manual - DSM IVR) к 2006 году определило специфические критерии для «злоупотребления» (abuse) и «зависимости» (dependence). В нем используется термин «химическая зависимость» (substance dependence), вместо, «вредное пристрастие» (addiction). Признаки химического «злоупотребления», приводящие к значительным нарушениям, выражаются тремя (или наибольшим количеством) критериев, наблюдаемым в течение одного года. Эта дефиниция также применима к наркотическим или лекарственным средствам, вызывающим меньшие или не вызывающие вообще признаки физической зависимости.
В 2001 году Американская академия терапевтической медицины и Американское общество аддиктивной медицины совместно выпустили «Дефиниции для использования лечения болей опиоидами» (Definitions Related to the Use of Opioids for the Treatment of Pain), в которых даны следующие определения:
«Вредное наркотическое (лекарственное) пристрастие (addiction) – это первичное, хроническое, нейробиологическое заболевание с генетическими, психологическими и социально-географическими факторами, влияющими на его развитие и проявления. Оно характеризуется следующими одним и более проявлениями в поведении: утратой контроля над употреблением наркотического или лекарственного вещества, вынужденным употреблением, продолжением употребления, несмотря на вред, и сильным влечением.
Физическая зависимость (Physical dependence) – это состояние адаптации, которое проявляется специфическими синдромами возвращения в норму из-за внезапного прекращения приема вещества, резкого сокращения дозы, уменьшения содержания лекарственного или наркотического вещества в крови или влияния антагониста.
Толерантность (tolerance) – это физическая адаптация к наркотическому или лекарственному веществу: требуются все большие количества вещества для достижения первоначального эффекта, т.к. тело «привыкло»* к поступлению этого вещества».
В «Диагностическом и статистическом справочнике по психическим расстройствам» DSM-IV-TR термин «пристрастие»
* Слово «привыкнуть» по отношению к яду является неточным. Этот вопрос разъясняет теория адаптации при стрессе, в том числе алкогольном, табачном, т.е. химическом. Согласно этому учению на борьбу с болезнетворным агентом мобилизуется весь организм: отдельные группы клеток принимают удар себе в ущерб ради спасения всего организма, т.е. страдают сами, чтобы спасти целое (6).
(addiction) не применяется вовсе. Вместо него появился раздел о «химической зависимости» (substance dependence): «Когда индивид настаивает на употреблении алкоголя или других наркотиков, можно диагностировать химическую зависимость. Настойчивое и повторное употребление может привести к толерантности по отношению к наркотику и абстинентным симптомам (withdrawal symptoms) при уменьшении дозы или прекращении приема…» (7).
Согласно определению Совета по здравоохранению Британской Колумбии (2005), химическая зависимость это «нарушение, которое характеризуется постоянным патологическим немедицинским употреблением лекарственного вещества или яда, которое приводит к повторяющимся негативным последствиям, таким как: неспособность справляться со своими обязательствами на работе, в семье, школе, к межличностным конфликтам, или правовым проблемам. Продолжаются дебаты о четких различиях между «химическим злоупотреблением» (substance abuse) и «химической зависимостью» (substance dependence), но в современной практике делаются различия только между химической зависимостью (substance dependence), подразумевая психологические и поведенческие симптомы «злоупотребления» веществом, и химическим «злоупотреблением» (substance abuse), подразумевая социальные последствия употребления вещества.
Химическое употребление может приводить к пристрастию (addiction) и химической зависимости (substance dependence). С медицинской точки зрения, физиологическая (physiological) зависимость подразумевает развитие толерантности (tolerance), приводящим к абстинентным симптомам (withdrawal symptoms). Как «злоупотребление» (abuse), так и зависимость (dependence) отличаются от пристрастия (addiction), которое подразумевает непреодолимую потребность (compulsion) продолжать употребление вещества, несмотря на негативные последствия, и может приводить или не приводить к химической зависимости (chemical dependency).
Зависимость почти всегда предполагает «злоупотребление» (abuse), но «злоупотребление» часто не связано с зависимостью (dependence), особенно в случаях первого «злоупотребления» веществом. Зависимость включает физиологические (physiological) процессы, в то время как химическое «злоупотребление» отражает сложное взаимодействие между индивидом, «злоупотребляемым» веществом и обществом» (8). Из последнего определения следует, что зависимость (например, алкоголизм) – это физический уровень проблемы, а «злоупотребление» (например, пьянство) – социальный*.
В МКБ-10 - Международной классификации болезней 10 пересмотра, действующей в настоящее время, психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ, занимают, в числе прочих 11 расстройств, второе место.
В списке расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ, различают 10 групп – от F10 до F19. Здесь алкоголь стоит на первом месте, табак на 7, наркотики и лекарственные средства - в промежутке между алкоголем и табаком, а летучие растворители стоят на предпоследнем месте. Вот этот список:
F 10 – от алкоголя
F 11 – от опиоидов
F 12 – от каннабиоидов
F 13 – от седативных или снотворных
F 14 – от кокаина
F 15- от стимуляторов, включая кофеин
F 16- от галлюционогенов
F 17- от табака
F 18 – от летучих растворителей
F 19 – от сочетанного применения наркотиков и других психоактивных веществ (9).
В зарубежной педагогической профилактической англоязычной литературе конца ХХ столетия также встречаются термины “drug-taking behavior”, “drug-use behavior”, “drug abuse behavior”, которые можно перевести как «наркотическое поведение».Кроме того, там выделяются следующие виды употребления наркотиков: экспериментальное или случайное (1-3 раза), эпизодическое (примерно 1 раз в месяц) и регулярное(для алкоголя 2 раза в месяц – это уже регулярное употребление) (10; 11).
* Разницу между пьянством и алкоголизмом метко определяет французская поговорка: «пьяница смог бы прекратить пить, если бы захотел (но не хочет), алкоголик хотел бы прекратить пить, если бы смог (но не может).
Обобщая информацию из международных источников, можно сделать следующие выводы:
1) наиболее распространенным и точным термином сегодня является «химическая зависимость». При этом в зависимости от вида вещества различают алкогольную, никотиновую, наркотическую, опиатную и другие зависимости;
2) в понятие «зависимость» входят такие характеристики: физическая зависимость, психическая и психологическая зависимости, толерантность, симптомы абстиненции;
3) зависимости рассматриваются как психические и поведенческие расстройства, но изучаются в основном медиками и относятся к болезням;
4) все симптомы зависимости есть результат поступления в организм наркотического или лекарственного вещества. Предыстория приобщения к веществу не рассматривается вовсе.
5) В терминах, используемых в педагогической профилактической литературе, акцент делается на употреблении вообще и говорится о поведении. Также важна частота употребления.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 1522;