Семейная психотерапия конструктов
В жизни мужчины произошло несколько несчастий: ушла жена, его выгнали, с работы, дочка сбежала из дома. Он решил повеситься. Привязал веревку, встал на табуретку и тут вспомнил, что в холодильнике есть водка: «Выпью перед смертью, а то придут друзья и выпьют». Выпил один стакан, задумался: «Жена ушла — плохо! Впрочем, это как посмотреть... Я еще себе другую найду». Выпил еще немного: «Работы нет? Так она надоела мне. Лучше другую поискать. Дочка ушла? Да и Бог с ней, без нее еще и лучше. Господи! Как жизнь-то налаживается!»
Этот анекдот передает суть психотерапии конструктов — самого нового направления семейной психотерапии, имеющего очень короткую историю. Наиболее известные психотерапевты этой школы — Р. А. Нимейер (Neimeyer R. А., 1983), Фэй Франселла и Пегги Дальтон (Fransella F., Dalton P., 1972, 1982, 1996). Разработка концепуции этого направления принадлежит Джорджу Келли, основоположнику «психологии личностных конструктов» («personal construct psychology», PCP)*.
* См.: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. С. 431
Джордж Александер Келли родился в фермерской семье в 1905 г. Получил математическое и психологическое образование. Оказывая психологическую помощь людям, пострадавшим в годы Великой депрессии на Среднем Западе, пришел к выводу, что люди страдают в большей степени от нищеты, засухи, от природных катаклизмов, чем от неудовлетворенного либидо.
Самая известная работа Келли, опубликованная в 1955 г., «Психология личностных конструктов», была основана на философии альтернативизма конструктов. Келли утверждал, что не существует никаких предметов и явлений в мире, по поводу которых «не может быть двух мнений». Поскольку факты и события, как и весь человеческий опыт, существуют только в сознании человека, есть различные способы их истолкования. Например, 30-летняя женщина, расставаясь со своим мужем, объясняет свое поведение следующим образом: «Я его не любила. Жила, думала — будет заботиться обо мне как отец». Муж сказал бы, что он рассчитывал на заботу и внимание, но ничего этого не получил. Мать этой женщины сказала бы, что развод ее дочери — следствие того, что дочь очень плохо воспитана.
Келли резюмировал свою приверженность альтернативизму конструктов следующим образом: «...мы сегодня сталкиваемся с фактами, которым можно дать столько объяснений, сколько в состоянии придумать наш разум.» (цит. Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1997). В основе когнитивной теории Д. Келли лежит представление о человеке как об исследователе, выдвигающем различные гипотезы, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события реальной жизни. Келли полагал, что люди в основном ориентированы на будущее, а не на прошлое или настоящее. «Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно настоящего» (Kelly G., 1955). По этому поводу аналитик, возможно, сказал бы, что тем, что заставляет человека думать о своем будущем, является все-таки прошлый опыт и энергия инстинктов, а Келли полагал, что человек склонен рассматривать события с точки зрения поставленных вопросов и найденных ответов.
Личностные конструкты, по Д. Келли, — это мысли, с помощью которых индивид осознает или интерпретирует свой опыт. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, то индивид сохраняет его, а если прогноз не подтвердится, то конструкт, скорее всего, будет переделан или исключен. Личностные конструкты биполярны и дихотомичны, а формирование их обусловлено когнитивным процессом наблюдения сходства и различий. Для личностного конструкта необходимы, как минимум, три элемента, два из которых имеют сходства, а третий от них отличается. Каждый конструкт имеет два полюса — эмерджентный (полюс сходства) и имплицитный (полюс контраста). Цель теории личностного конструкта — объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий воспринимаемых объектов.
Личностные конструкты могут быть оценены по нескольким параметрам.
1. Диапазон применимости — включает в себя все события, при которых конструкт релевантен и применим. Например, конструкт «хороший — плохой» имеет широкий диапазон, а конструкт «профессиональный — непрофессиональный» вряд ли будет применим для описания, например, преимуществ и недостатков замужества или безбрачия.
2. Фокус применимости. Он относится к тем явлениям в рамках диапазона применимости, для описания которых данный конструкт подходит более всего.
3. Проницаемость — непроницаемость. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ, он открыт для объяснения новых явлений. Непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта.
Д. Келли выделил несколько типов конструктов.
Конструкт, который упреждает (стандартизирует) элементы, для того чтобы они были исключительно в его диапазоне, он назвал упредительным конструктом. Он относится к классификационным конструктам — то, что попало в одну классификацию, исключается из другой. Носители классификационных конструктов характеризуются ригидностью, склонностью оценивать реальность с помощью наклеивания ярлыков. Например, кто-то оценивает кого-то как «очень злого». Значит, во всех ситуациях, несмотря на другие факты, он будет только «злым».
В констелляторном конструкте элементы одновременно принадлежат другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. Т. е. если явление относится к какой-то категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы. Пример шаблонного констелляторного мышления: «Если человек работает в торговле, то он, скорее всего, нечестен и хочет в первую очередь обмануть покупателя». Констелляторные конструкты ограничивают наши возможности альтернативных мнений — раз мы относим человека к данной категории, то мы обязательно наделяем его всеми соответствующими ей характеристиками.
Если перечисленные два типа конструктов имеют свойство ограничивать опыт индивидов и детерминировать безальтернативные формы поведения, то предполагающий конструкт оставляет свои элементы открытыми для того, чтобы принимать альтернативную точку зрения на мир. Пример: «Этот человек работает в торговле. Наверное, он должен обладать многими качествами — уметь разговаривать с людьми, быстро соображать, хорошо считать, быть образованным... Он может быть разным в разных ситуациях».
Нельзя сказать, что предполагающие конструкты должны превалировать над другими. Индивид, который обладает и ограничивающими конструктами и предполагающими, имеет больше возможностей для построения стратегий и тактик поведения, чем индивид, когнитивная сфера которого представлена только ограничивающими или только предполагающими конструктами.
По мнению Д. Келли, определенные личностные конструкты оказывают большое влияние на организацию семейных отношений (Fransella F., Dalton P., 1996)
Основным постулатом теории Келли, который лег в основу семейной психотерапии конструктов, было утверждение, что поведение людей определяется тем, как они прогнозируют будущие события. Келли сделал несколько выводов из основного постулата. Рассмотрим важнейшие из тех, которые имеют отношение к семейной психотерапии.
1. Индивидуальность и организация. «Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события» (Kelly D., 1955, р. 55). Иногда их интерпретации совпадают, иногда — нет. Совпадение или несовпадение конструктов у членов семей может приводить как к гармонии семейных отношений, так и к конфликту. По мнению Келли, личностные конструкты каждого человека имеют отличительные черты и организованы по-разному. В случае некоторых психических расстройств конструкты сочетаются хаотически, в случае психического здоровья имеет место иерархическое построение конструктов. Конструкты делятся на подчиняющие и подчинительные.
2. Каждый человек постоянно выбирает, какой конструкт и какой из его полюсов целесообразнее использовать для прогноза событий.
Система конструктов разрабатывается либо в направлении определения, либо в направлении расширения. Определение подразумевает использование конструкта знакомым образом, путем применения его к знакомому событию. Расширение включает в себя выбор альтернативы, которая позволит увеличить диапазон применимости конструкта, то есть расширить возможности понимания событий. Разница между определением и расширением в теории Д. Келли означает либо безопасность, либо риск. Во многих жизненных ситуациях люди должны решать, какой именно из этих двух способов в дальнейшем будет формировать их личностные конструкты.
3. Очень важным в понимании детерминации поведения представляется цикл 0-В-И («Ориентировка—Выбор—Исполнение»), который заключается в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выборе того, который окажется лучшим для интерпретации сложившейся ситуации. В фазе ориентировки человек рассматривает несколько конструктов, которые можно использовать для осмысления данной ситуации. Фаза выбора наступает, когда человек ограничивает число альтернативных конструктов до количества, наиболее приемлемого для решения ситуации. Во время фазы исполнения человек выбирает направление действий и особенности поведения. Человек проходит через ряд циклов О-В-И, прежде чем решит, какой конструкт следует использовать для интерпретации ситуации.
4. Общность: «Если интерпретации опыта у двух разных людей сколько-нибудь похожи, то это значит, что похожи их психические процессы» (Kelly D., 1955, р. 90).
5. Содружество: значимое социальное общение с кем-либо требует понимания того, как конкретные люди воспринимают реальность. Отношения симпатии и дружбы возникают чаще у людей, имеющих сходные личностные конструкты. По наблюдениям Нимейера, супруги, имеющие сходные личностные конструкты, в большей степени удовлетворены своими супружескими отношениями и их семейное счастье более длительно (Neimeyer R. А., 1983).
Семейная психотерапия конструктов направлена на восстановление системы конструктов у членов семьи для восстановления их прогностической эффективности.
В своей практике Д. Келли разработал собственную психотерапевтическую процедуру, которую назвал «терапия фиксированной роли» (Хьел Л., Зиглер Д., 1997). Психотерапия начинается с составления клиентом характеристики на себя самого, написанной в 3-м лице: «Я хочу, чтобы вы написали заметки о характере Гарри Брауна, как если бы он был главным героем пьесы. Напишите о нем так, как мог бы написать его друг, знающий его очень близко и очень хорошо к нему относящийся. Пишите о нем в третьем лице. Например, начните: "Гарри Браун — это..."» (Kelly G., 1991, р. 242). Анализ такой характеристики позволяет психотерапевту выявить личностные конструкты, которые использует клиент в интерпретации своей личности и своих отношений со значимыми другими. В дальнейшем опытные психотерапевты на основании характеристики составляют описание идеального Г. Брауна, а у последнего появляется возможность заняться переоценкой собственного жизненного опыта. Для этого клиент во время встречи с психотерапевтом начинает играть «идеального себя» в различных житейских ситуациях (второй этап терапии фиксированной роли). В конце психотерапии (третий этап) клиент возвращается в свое прежнее Я для того, чтобы обсудить с психотерапевтом приобретенный опыт.
Кроме техники «характеристики», используются техники «подъем по лестнице» («laddering») и «складывание пирамиды» («pyramiding»).
«Подъем по лестнице» (Hinkle, 1965) позволяет клиенту (клиентам) изучить иерархию конструктов. Если клиент предпочитает пользоваться подчиняющими конструктами, то психотерапевт его спрашивает: «Почему? Чем лучше для вас играть подчиняющие роли?» Обсуждение конструктов с помощью вопросов, начинающихся со слова «почему?», похоже на своеобразный подъем вверх по лестнице.
«Складывание пирамиды» (Ландерфильд, Драйден, 1971) — эта техника очень похожа на «подъем по лестнице», но психотерапевт вместо вопросов «почему?» задает вопросы «как?», «что за люди вам подчиняются?», «как вы узнаете, что человек подчиняется?». Процедура «складывания пирамиды» представляет собой своеобразное движение «вниз», к конкретизации описания поведения вследствие действия того или иного конструкта, а «подъем по лестнице» представляет собой движение «вверх», к поиску более широкого мотива, который запускается вопросом «почему?», т. е. к обнаружению более абстрактного конструкта.
В работах Tschudi (1977) описана психотерапевтическая техника «ABC-model» («АБВ-модель»). Клиента просят охарактеризовать каждый полюс исследуемого конструкта. Пример: у женщины избыточный вес. Ей задают вопросы: какие преимущества она имеет вследствие избыточного веса? Какие минусы привносит в ее жизнь большой вес? Таким образом, клиент имеет возможность определить границы действия конструкта и предпринять попытки перестроить его.
Описанные технические приемы используются как в индивидуальной работе с клиентом, так и при работе с семьей.
Показания к психотерапии конструктов:
1. У членов семьи дефицит конструктов, касающихся семейной жизни. Пример — семья, члены которой обсуждают поведение в терминах одного-единственного конструкта: «виноват — не виноват».
2. Неразработанность упредительных и констелляторных конструктов, отсутствие градаций, наличие конструктов типа «черное-белое», на смену которым могут прийти конструкты типа «черное-серое-белое».
3. Несовпадение конструктов у членов семьи, особенно у супругов.
• Цель и условия проведения семейной психотерапии конструктов, противопоказания к ней
Цель психотерапии — обретение движения, изменений. Согласно точке зрения Келли, человек с психологическими проблемами — «застрявший»: он изо дня в день повторяет паттерны дезадаптивного поведения, снова и снова ходит по кругу. Обновление, трансформация личностных конструктов — побудительная причина изменений.
По мнению Келли, в конструктивной психотерапии не существует никакого специального психотерапевтического отношения, никаких особых указаний на эмоциональную обстановку сеанса, никакого взаимодействия, которое само по себе было бы панацеей (Kelly G., 1969). Успешность конструктивной психотерапии возрастает при убежденности клиента в том, что ответ может найти только он сам (с помощью психотерапевта), но если он твердо верит в силу пилюль, то вряд ли примет идею, что психотерапия — это необходимость работать самому.
Конструктивная психотерапия практически не имеет противопоказаний. Главный фактор, ограничивающий ее эффективность, — это проблемы самого психотерапевта. Эффективности способствуют такие качества психотерапевта, как креативность, изменчивость и агрессивность: «Каждый случай, с которым имеет дело психотерапевт, требует от него создания индивидуализированных техник вмешательства и формирования у себя таких конструктов, которые он до этого не употреблял. Для того чтобы быть креативным, психотерапевт должен быть способен принимать разнообразие ролей и быть агрессивным (активным) в деле проверки гипотез» (Kelly G., 1991, р. 32). На наш взгляд, правильнее говорить об активности и настойчивости психотерапевта в поиске альтернатив и проверке решений. Психотерапевт решает, в рамках какого контекста должны происходить терапевтические изменения: работа с одним клиентом, работа с клиентом в группе или в семье.
Менее эффективна конструктивная психотерапия при гипердинамическом синдроме, синдромах кататонии и компульсивности.
В качестве иллюстрации приведем случай супружеской психотерапии, которая основывалась на теории личностных конструктов (случай 34).
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 1939;