Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми .
(по сути,это вопрос о соотношении биологического и социального)
«Став людьми, люди несут в своей телесной организации наследие далекого прошлого, а с ним и пережитки управляющих им биологических законов».
Ряд вопросов:
1)Проблема изучения историко-эволюционных закономерностей, которым подчиняется развитие индивидных свойств чел-ка в антропо- и онтогенезе. Эти закономерности включились в процесс развития человека в условиях социально-исторического образа жизни, преобразовались, изменили свой характер в естественно-историческом процессе развития человечества (т.е. для характеристики развития индивидных свойств чел-ка в процессе становления личности в обществе необходимы представления о биологических закономерностях).
2)Вопрос о том, что представляют собой индивидные св-ва, на какие классы и подклассы разделяются в современ.психологии
3)Вопрос о месте индивидных св-в чел-ка в организации личности и ее развитии.
Вопрос об историко-эволюционных закономерностях, определяющих возникновение и генезис индивидуальных различий между людьми, практически не ставится в психологии личности и психологии индивидуальных различий. (но надо рассказать о Гальтоне, который занимался дифференциальной психологией: теория эволюции Ч.Дарвина обусловила интерес Ф.Гальтона к изучению наследственных факторов в развитии различных человеческих способностей, и прежде всего в выраженности интеллекта (+упомянуть о евгенике: Ф.Гальтон доказывал, что законы развития человека подчиняются законам генетики и естественного отбора, а тем самым с помощью селекции и увеличения полезных и устранения вредных качеств можно не только облагородить, но и вывести новую человеческую породу)).
В дискуссиях о роли биологических закономерностей в истории человечества В.П.Алексеев выделяет две полярные точки зрения:
1)(близко к социал-дарвинизму) Естественный отбор продолжает оставаться основной движущей силой эволюции.
2)Любое влияние биологической эволюции с началом развития человеческого общества практически исчезло.
Следуя концепции А.Н.Северцова, следует признать, что продолжающаяся в истории человечества эволюция образа жизни приводит к преобразованию закономерностей биологической эволюции, поскольку сам образ жизни становится социально-историческим образом жизни.
Гипотеза «рассеивающего отбора». В.П.Алексеев. «Рассеивающем отбор»-
бережно поддерживает вариации, акцентуации, которые возникают в условиях социально—исторического образа жизни (причиной разнообразия признаков является не только их возникновение, но и их сочетание).
Отбор не стабилизирует изменчивости вида в целом, а, наоборот, подхватывает и закрепляет каждую отклоняющуюся вариацию, потому что всегда или почти всегда для нее находится подходящее место в разнообразной и вечно меняющейся природной и общественной среде.
Гипотеза В.П.Алексеева о рассеивающем действии отбора в условиях жизни человека в обществе, о поддержании вариативности объясняет столь широкий разброс различных индивидных свойств современного человека, возможность вариативности и эволюционный смысл различных задатков, темперамента, особенностей телосложения. Рассеивающий отбор индивидных свойств человека в условиях социального образа жизни – порождение историко-эволюционного прогресса, действующего в направлении увеличения вариативности личностей как потенциальных возможностей творческого процесса развития культуры.
В итоге – два различных направления в исследовании психологии личности:
· Феноменографическое. Ограничивается перечислением различных черт, конституций, типов темперамента и высшей нервной деятельности, склонностей, переживаний, способностей и мотивов, отличающих одного человека от другого (Р.Кэттелл, Г.Айзенк и Дж.Гилфорд).
· Историко-эволюционное.
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 1498;