Социализация личности. Три грани социализации личности.
В социальной психологии существует немало разноречивых трактовок процесса социализации. Среди них чаще всего преобладает интерпретация «социального» как «внешнего» фактора, «социального контроля» или «принуждения». Харре: это все от идущей от Декарта оппозиции «внешнее-внутреннее»; сделал свою схему (стр. 296) – индивидуум не противостоит социальной группе, а неразрывно связан с ней процессом действования (близко к ЛСВ).
Из ЛСВ:
Закон Жанэ: ребёнок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые другие применяли по отношению к нему. Ребёнок усваивает социальные формы поведения и переносит их на себя.
ЛСВ: Отношения между ВПФ были некогда реальными отношениями между людьми. Я отношусь к себе так, как люди относятся ко мне.
Культурное развитие ребёнка проходит 3 основные ступени:
1. Жест в себе: указательный жест как неудавшееся хватательное движение.
2. Жест для других. Ребёнок просёк, что на что покажешь, то и принесут. Первоначальный смысл в неудавшееся движение вносят другие.
3. Жест для себя. Жест становится движением, направленным на другого человека, средством связи.
Ребёнок приходит к осознанию своего жеста последним. Через других мы становимся сами собой. Это относится не только к личности, но и к истории каждой функции. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Всякая ВПФ проходит через внешнюю стадию развития, т.к. функция является первоначально социальной. Всякая ВПФ была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией, она была прежде социальным отношением двух людей. Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва в социальном, потом в психологическом. Это относится и к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. История культурного развития ребёнка – социогенез высших форм поведения. Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности. Из спора рождается размышление. В процессе культурного развития ненормального ребёнка происходит замещение одних функций другими, и это открывает перед нами новые возможности в его развитии. Компенсация. Вторичным осложнением умственной отсталости всегда является 1. Примитивизм как общее культурное недоразвитие из-за органической недоразвитости мозга и 2. Волевое недоразвитие, задержка на инфантильной стадии овладения собой 3. Общее недоразвитие всей личности ребёнка.
Обобщая: по ЛСВ, социализация – это преобразование интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общения.
Асмолов:
Первая форма социальной связи – это «психологический симбиоз» с матерью. Шоттер и Ньюсон обнаружили, что мать общается с младенцем как с диадой, которую она образует вместе с ним. По мере развития симбиотической диады её структура меняется, т.к. ребёнок берёт на себя всё больше психологических функций. Другие примеры диад в межличностном взаимодействии: муж-жена, врач-пациент.
В центре процесса социализации личности стоят различные акты содействия, являющиеся основой симбиотических диад.
За процессом интериоризации социальных норм и появлением самоконтроля выступает изменение отношения ребенка к ценностям социальной группы. В ходе содействия со взрослым ребёнок преобразует функционально-ролевые отношения в группе в личностно-смысловые отношения (по исследованиям Запорожца). Напр., изменение игры в дежурного (сначала его «заставляют», потом за похвалу, затем просто ради процесса).
В основе преобразования социальных отношений между людьми в индивидуальные отношения личности лежит мех-м интериоризации – экстериоризации.
В понятии «интериоризация» необходимо выделить три различные грани (это и есть грани социализации), по ЛСВ:
1. Грань «индивидуализации». От интерпсихического, внешнего – к интрапсихическому, индивидуальному. В работах ЛСВ анализ, в основном, речи: сперва социальная “речь-для-других”, потом внутренняя “речь-для-себя”.
2. Отражает переход от «МЫ» к «Я», лучше всего передается посредством термина «интимизация». При изучении этой грани разрабатываются проблемы самосознания личности. Рубинштейн: 2хлетние дети называют себя в 3ем лице, потом в 1ом – начало осознания детьми своего «Я».
3. «Интериоризация» как производство внутреннего плана сознания (Гальперин, Давыдов, Талызина) – наиболее изучена. Понимание мотивов других людей. Внутренняя речь как диалог с самим собой. Мотивы собеседника предельно ясны. Уникальная семантика внутренней речи: преобладание смысла над значением, слияние смыслов, идиоматизмы (непереводимые на язык внешней речи предельно индивидуализированные значения, индикаторы растущей интимизации самосознания личности), агглютинация семантических единиц (слипание слов, изменяющее их смысл; напр., Мойдодыр, Айболит).
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 1691;