Вопрос №10. Социально-ролевой подход к изучению личности.
Очерк:
Социальная роль как элемент структуры личности задаётся тем, что, попадая в определённую систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определёнными требованиями, которые неизбежно и неминуемо предъявляются тому, кто попадает на это место, с системой ожиданий, что в определённой ситуации он будет вести себя соответствующим образом. Основой, на которой формируются роли, являются социальные нормы.
Различие норм и ценностей:
· Ценности задают некоторые конечные цели, к которым надо стремиться
· Нормы – это некоторые конкретные ограничители, задающие конкретные установления, которым нужно следовать и которые можно выполнить или не выполнить.
В каждой социальной группе существует своя система норм, порождающая свою систему ролевых ожиданий.
Два класса ролей:
· Конвенциональные – шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли, роли пассажира, покупателя, избирателя, семейные роли
· Неформальные – тоже устойчивые шаблоны, связанные с ожиданиями от человека определённого поведения, но они более вариативны – это то, как именно человек выполняет конвенциональную роль. Конвенциональная роль матери может дополняться неформальными ролями заботливой матери, работающей матери и проч. Очень часто в социальных группах есть строгая иерархия неформальных ролей.
По сути человек всю свою жизнь занимается освоением новых социальных ролей. Каждую нужно освоить технически и принять её для себя (смысловая сторона).
Из лекций:
Роли также можно разделить на формальные (много пить – плохо) и неформальные (мало пить – подозрительно и странно).
2 классических эксперимента по ролям:
· Зимбардо поставил проблему давления ситуации. Игра в тюрьму, люди поделены на тюремщиков и заключённых. Предположительная продолжительность эксперимента – месяц. Уже на шестой день – садизм тюремщиков, бунты заключённых. Хорошо усвоили роли.
· Милгрэм. Про ток, учителя и испытуемого. Эксперимент провели после Нюрнбергского процесса. За черту выходило около 80% испытуемых. Оказалось, что человеком легко манипулировать, ограничив контекст его поведения (“вы не имеете права выходить из эксперимента”).
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 2193;