Индивид, личность и индивидуальность. Их соотношение.
Помним, что «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивается».
Ø Индивидные свойства расположены не под социальными качествами личности, не над ними, а в конкретной целенаправленной деятельности между людьми могут выступать как:
- необходимые предпосылки этой деятельности
- психофизиологические реализаторы деятельности, обеспечивающие достижение целей
- средства, считаясь с которыми и овладевая которыми личность оценивает свои возможности, выбирает разные по сложности классы задач.
Ø Понятие «индивидные свойства» человека, введенное Б.Г.Ананьевым, в отличие термина «индивидуальные свойства» более однозначно и жестко ориентирует на изучение органических предпосылок развития личности.
Два класса индивидных свойств: класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств.
Индивидные свойства:
1. Характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов (пример: гормоны воздействуют на силу полового влечения, а не на его содержание).
2. Индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения («Ребенок-калека не понимает, какой помехой могут стать для него бездействующие ноги. Конечно, они часто причиняют неудобства, вызывают раздражение, но он убежден, что они никогда не помешают ему сделать то, что он захочет, или стать тем, кем он пожелает. Он начинает видеть в них помеху, лишь если ему говорят об этом»)
3. В процессе коммуникации происходит «означение» индивидных свойств человека, их сигнификация и символизация. Превращение индивидных свойств в знаки → у человека возникает образ его индивидных свойств и появляется возможность произвольного управления своим собственным телом так же, как он управляет теми или иными предметами действительности (кстати, на этом основан метод БОС). Индивидные свойства в условиях социально-исторического образа жизни находятся в неизменной экологической ситуации.
4. Использование индивидных свойств как «знаков», «средств» лежит в основе происхождения индивидных стилей поведения личности и открывает большие возможности компенсации, коррекции природных форм реагирования индивида.
ВСЁ ЭТО ПРЕКРАСНО, НО ОТНОСИТСЯ К 11-МУ ВОПРОСУ, я лох…
Теперь попытки по теме.
Развитие личности идет от социального мира общества к индивидуальному миру личности.
1) Категория «социально-исторический образ жизни» выражает конкретно-исторический характер детерминации развития личности, неотъемлемость развития личности от эволюционирующей системы общества.
2) Социально-исторический образ жизни представляет собой пространство выбора. «Заданы» и принадлежность к данной группе, и экономические условия. Социально-предметные особенности образа жизни выступают как источник развития личности, потенциальные возможности развития личности по тому или иному жизненному пути, выбора ею различных видов деятельности.
3) Социально-исторической образ жизни имеет ценностный мотивообразующий характер, выраженный в социальной программе развития общества.
Жизненный путь личности — это путь становления ее индивидуальности.
Проявления индивидуальности:
Ø Продуктивные: процессы активности, в которых человеку приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями; «личностные вклады»
Ø Инструментальные: характер и способности
Характер определяет тактику поведения человека, действующего ради достижения своих мотивов. Способности определяют меру успешности и эффективности деятельности
Индивидуальность - это совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов. Воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.
Ø Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение (это к вопросу о мотивационно-смысловых отношениях индивидуальности).
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 1095;