Вопрос № 2. Принципы историко-эволюционного подхода в психологии личности.
Асмолов:
Обращение к вопросу об эволюционном смысле возникновения того или иного феномена в порождающей его системе. Системный анализ развития исходит из положений о необходимости изучения феномена человека в процессе эволюции порождающей его системы и об изучении целевой детерминации развивающейся системы. “Для чего?”, а не “Как?” и “Почему?”. В русле психологии необходимость такого подхода отмечалась Ананьевым, Выготским, Леонтьевым, Лурией, Рубинштейном, Узнадзе.
Северцовразработал учение о существовании двух видов прогресса в эволюции:
· биологическийпрогресс заключается в изменении образа жизни и положения вида животных в биосфере
· морфологический– в изменении строения и функций тела животных.
Т.о. Северцов высказал идею о независимой эволюции образа жизни. От образа жизни зависит, пойдёт ли вид по пути ароморфоза (прогрессивная эволюция, при которой у вида появляются новые качества, повышающие уровень жизнедеятельности вида и расширяют приспособительные возможности, может привести к новому образу жизни), идиоадаптации (адаптация в узком смысле слова, специализация, обеспечивающая наилучшую приспособленность к типичным условиям существования), или регресса.
Идеи Северцова были дополнены исследованиями Завадского, Варшавского и Поспелова, в которых говорится, что возникновение и развитие любой эволюционирующей системы обеспечивается благодаря процессам её интеграции и дифференциации: синтезогенеза и сегрегациогенеза.
· Синтезогенез – это путь увеличения числа потенциально возможных свойств, которые могут пригодиться системе при встрече с непредвиденными ситуациями
· Сегрегациогенез – процесс дифференциации систем, и появление подсистем – узких специалистов, обладающих возможностью делать только одно дело, но с высокой степенью эффективности.
Вместе с тем специализация подсистем, если сегрегациогенез не сочетается с синтезогенезом, становится тупиковым путём эволюционирующей системы. Система должна найти компромисс.
Вагнерна основе анализа соотношения индивидуальных и видовых психических способностей обнаружил закономерность: чем выше развито сообщество, тем больше вариативность проявлений входящих в это сообщество особей. Колебания в индивидуальной одарённости достигают своего апогея в человеческом обществе.
Принципы системного развития человека в природе и обществе:
· Эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций: тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем. В биологических системах наследственность выражает тенденцию к сохранению, а приспособленность различных видов к среде обитания – тенденцию к изменчивости. Индивидуальная изменчивость элементов системы представляет собой условие для исторической изменяемости системы в целом. Проявления активности субъекта: адаптивные и продуктивные. Моисеев предложил ещё один механизм развития – бифуркационный, который приходит в действие при резких изменениях среды, кризисах в жизни системы. Этот механизм не позволяет предсказать, по какому пути пойдёт развитие системы после кризиса. У человека этот механизм присущ индивидуальному поведению личности в проблемно-конфликтных ситуациях.
Т.о. у человека можно выделить следующие родовые качества:
o системно-функциональные, проявляющиеся в стереотипизированных адаптивных формах поведения – социотипические проявления личности в социальной системе, “личность как тип”.
o системно-интегральные, проявляемые в непредсказуемых ситуациях, которые не удаётся преобразовать на основе стереотипизированного поведения – определяют “индивидуальность личности”.
За проявлениями индивидуальности выступают потенциальные возможности бесконечных линий творческого эволюционного процесса жизни.
· В любой эволюционирующей системе функционируют избыточные неадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий её существования. Пример: игры животных, создающие возможности для проявления индивидуальной изменчивости организма и для накопления опыта действования при переменах условий существования вида. Вид может приспосабливаться, не меняя морфологии своих органов. Смеховые социальные действия как неадаптивные действия в системе культуры Древней Руси (Бахтин). Неадаптивные действия еретиков попадали под элиминирующее влияние социального контроля. Неадаптивная активность личности является необходимой ступенью саморазвития системы, увеличением возможностей её эволюции.
· Необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость. Следствия из этого принципа:
А. Противоречие между мотивами деятельности индивидуальности может быть разрешено посредством либо поступков и действий, преобразующих родовую программу, либо различных перестроек мотивов индивидуальности в процессе взаимодействия с социальной общностью.
Б. Отстаивание индивидуальностью своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельности самореализация, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры либо к порождению форм и продуктов новой культуры.
В. Неадаптивная активность индивидуальности перерождается в адаптивную, когда созданные нормы и ценности принимаются культурой. Тогда активность индивидуальности перестаёт нести функцию изменения данной системы и начинает выполнять функцию её стабилизации.
Эволюционный смысл индивидуальных проявлений человека состоит в том, что эти проявления, порождаясь в системе, обеспечивают её существование и дальнейшее развитие.
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 1211;