Коп. 3:14
В наши обязанности входит оберегать единство в своей церкви.
Единство церкви настолько важно, что Новый Завет уделяет ему куда больше внимания, нежели даже учению о Небесах и аде. Бог жаждет, чтобы между нами царили единодушие и согласие.
Единство — это основа подлинного общения. Нарушьте его — и вы вырвете сердце из Тела Христова. Это сущность, основа той совместной жизни, которую Бог желает видеть среди нас в церкви. Главным примером такого единства является единение внутри Божественной Троицы. Отец, Сын и Святой Дух полностью связаны друг с другом в одно целое. Сам Бог показывает нам, как выглядит наивысшее проявление жертвенной любви, смиренного бескорыстия и совершенного согласия.
Как и любому другому родителю, Небесному Отцу нравится видеть, что его дети ладят между собой. В последние минуты перед арестом Иисус страстно молился Отцу о единстве среди Своих учеников (Ин. 17:20-23). Даже в эти мучительные часы единство верующих было Его главной заботой. Вот насколько оно важно.
У Бога нет ничего ценнее церкви. Он заплатил за неё непомерную цену, и она стоит того, чтобы её оберегать— особенно от пагубного влияния раздоров, конфликтов и разногласий. Если вы являетесь членом Божьей семьи, на вас лежит ответственность за то, чтобы хранить единство той общины, к которой вы принадлежите. Иисус Христос поручил вам делать всё возможное, чтобы поддерживать единство, оберегать общение и способствовать согласию между всеми верующими. В Библии говорится: «Всеми силами старайтесь хранить единство Духа, скрепляя его узами мира» (Еф. 4:3 [РВ]). Как нам это делать? В Писании содержится немало практических советов.
Смотрите на то, что нас объединяет, а не ищите различия.Павел писал, что мы «должны стремиться к тому, что несёт нам мир и взаимную поддержку» (Рим. 14:19 [РВ]). У нас, верующих, один Господь, одно Тело, одно предназначение, один Отец, один Дух, одна надежда, одна вера, одно крещение и одна любовь (Рим. 10:12, Рим. 12:4-5, 1 Кор. 1:10, 1 Кор. 8:6, 1 Кор. 12:13, Еф. 4:4, Еф. 5:5, Фил. 2:2). У нас одно спасение, одна жизнь и одно будущее — и всё это гораздо важнее, чем любые другие различия, которые только можно перечислить. И мы должны помнить об этом прежде всего.
Нам нужно помнить, что Сам Бог сотворил нас всех непохожими, и по этой причине ценить существующие между нами различия, радоваться им, а не только проявлять друг к другу терпимость. Бог хочет видеть между нами единство, а не единообразие. Поэтому мы никогда не должны позволять незначительным различиям вставать на пути общения и разделять нас. Мы должны не спускать глаз с тех общих целей, которые Бог обозначил для нас и для Своей церкви: учиться любить друг друга так, как возлюбил нас Христос, и исполнять пять аспектов Божьего предназначения для нас и Его церкви.
Наличие конфликта обычно показывает, что наше внимание сосредоточено на менее важных вопросах, на том, что Библия называет «спорами омнениях» (Рим. 14:1, 2 Тим. 2:23). Когда мы делаем упор на личных предпочтениях, авторитетах, толкованиях, стилях или методах, раздоры и разногласия просто неизбежны. Но если мы будем прежде всего стремиться к взаимной любви и исполнению Божьих целей, между нами воцарится гармония. Павел горячо просил: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10).
Следите, чтобы ваши ожидания и требования оставались реалистичными.Стоит нам увидеть, каким Бог задумал подлинное общение, мы часто начинаем испытывать разочарование, видя, насколько далеко реальное положение вещей в церкви отстоит от идеала. И всё равно мы должны горячо любить церковь, несмотря на её несовершенство. Тосковать по идеалу, одновременно критикуя то, что существует в действительности, — признак незрелости. С другой стороны, довольствоваться тем, что имеешь, не стремясь достичь идеала, — признак самодовольства. Зрелость умеет жить в напряжённом равновесии между одним и другим.
Верующие обязательно принесут вам жестокое разочарование и не раз подведут вас, но это ещё не причина, чтобы перестать с ними общаться. Они — члены вашей семьи, даже если по их поведению
этого не скажешь, так что не нужно просто отворачиваться и уходить от них прочь. Вместо этого Бог призывает нас: «Будьте всегда скромны и кротки. Терпеливо, с любовью переносите друг друга» (Еф. 4:2 [РВ]).
Люди разочаровываются в церкви по многим понятным причинам. Перечислять их можно долго: конфликт, обида, лицемерие, пренебрежение людьми, мелочность, законничество и другие грехи. Вместо того, чтобы отшатываться в изумлённом негодовании, нам надо помнить, что церковь состоит из самых что ни на есть отъявленных грешников, из которых мы — не последние. Будучи грешниками, мы обижаем друг друга, иногда нарочно, а иногда неосознанно. Однако вместо того, чтобы уйти из церкви, нам нужно остаться и по возможности разрешить возникшие сложности. Путь к крепкому характеру и глубокому общению лежит не через бегство, а через примирение.
Развод с церковью при первом же разочаровании и крушении иллюзий говорит о незрелости. Бог многому хочет научить и вас, и всех остальных. Кроме того, идеальной церкви, куда можно было бы сбежать, просто не существует. У каждой общины — свой букет слабостей и проблем. Куда бы вы ни пришли, там вас тоже ждёт скорое разочарование.
Граучо Маркс33 шутил, что не захочет присоединиться ни к одному клубу, который согласился бы принять его в свои члены. Если церковь должна быть идеальной для того, чтобы удовлетворить ваши требования, её совершенство автоматически исключает возможность вашего в ней членства, потому что вы небезгрешны!
Дитрих Бонхёффер, немецкий пастор, принявший мученическую смерть за сопротивление нацистам, написал классическую книгу, посвящённую церковному общению, под названием «Жить вместе». В ней он утверждает, что разочарование в поместной церкви даже полезно, потому что оно сокрушает наши ложные надежды на совершенство. Чем быстрее мы откажемся от иллюзии, что по-настоящему можно любить только безупречную церковь, тем быстрее перестанем притворяться и признаем, что все мы не без греха и нуждаемся в благодати. Это и есть начало подлинного общения.
В принципе, каждая церковь могла бы вывесить возле входа объявление: «Безгрешных просим не обращаться. Приглашаются только люди, признающие свою греховность, нуждающиеся в благодати и желающие расти».
Бонхёффер писал: «Тот, кто любит свою мечту больше, чем само христианское единение, станет разрушителем любого христианского сообщества... Благодарим ли мы ежедневно за христианское сообщество, в которое мы вошли, в том числе и там, где нет большого опыта, нет ощутимого богатства, а есть много слабостей, маловерия, трудностей? А ведь если мы только жалуемся Богу на бедность, на то, что не всё соответствует нашим ожиданиям, — мы мешаем Ему поддерживать рост нашего сообщества»34.
Старайтесь воодушевлять, а не критиковать.Всегда легче стоять в стороне и ронять критические замечания в адрес тех, кто пытается служить, нежели самому влиться в общее дело и внести в него свой вклад. Бог снова и снова предупреждает нас о том, чтобы мы не критиковали, не осуждали друг друга и не сравнивали одного с другим (Рим. 14:13, Иак. 4:11, Еф. 4:29, Мф. 5:9, Иак. 5:9). Когда мы крити-
33 Граучо (Ворчун) Маркс — один из братьев-участников известного комедийного трио в США.
34 Дитрих Бонхёффер, "Жить вместе» (М.: Рашн Ресорсес Пресс, Триада, 2000), стр. 22, 24.
Или «Жизнь а христианском общении», Евангелическое лютеранское служение, 2003.
чески отзываемся о том, что другой христианин делает в вере, следуя своим искренним убеждениям, то тем самым непрошено суём нос в дела Самого Бога: «Кто ты такой, чтобы осуждать чужого слугу? Его господин, сам решит, стоит тот или упал» (Рим. 14:4 [РВ]).
Павел добавляет, что мы не должны осуждать или презирать других верующих, если их воззрения расходятся с нашими: «Что же ты осуждаешь своего брата? А ты? Что ты презираешь своего брата? Все мы предстанем перед судом Божьим» (Рим. 14:10 [РВ]).
Всякий раз, когда я осуждаю собрата-верующего, моментально происходит четыре вещи: я теряю общение с Богом, выставляю напоказ собственную гордыню и неуверенность в себе, подставляю себя под Божий суд и наношу ущерб общению церкви. Осуждающий, критичный дух — весьма дорогостоящий порок! Библия называет сатану «клеветником братии» (Откр. 12:10). Это дьяволу пристало обвинять членов Божьей семьи, жаловаться на них и относиться к ним с осуждением. Всякий
раз, когда мы поступаем так же, мы попадаемся на дьявольскую удочку и вместо сатаны выполняем его работу. Помните, нашим настоящим врагом являются вовсе не другие христиане, как бы сильно мы ни расходились с ними во мнениях. Всё время, которое мы тратим на критику других верующих или сопоставление их с кем-то другим, должно было быть потрачено на созидание христианского единства. В Библии сказано: «Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14:19).
Решительно откажитесь выслушивать сплетни.Человек сплетничает, когда передаёт другому сведения о той или иной проблеме, не будучи причастным ни к её причине, ни к её разрешению. Все мы знаем, что передавать слухи нехорошо, но если вы действительно хотите уберечь свою церковь, то должны перестать их даже слушать. Выслушивать сплетни — всё равно, что принимать в подарок краденое имущество: вы автоматически становитесь сообщником преступления.
Когда кто-то начинает сплетничать, наберитесь мужества и скажите: «Перестань, пожалуйста. Мне вовсе не нужно этого знать. Ты уже говорил с этим человеком напрямую?» Тот, кто передаёт сплетни вам, скорее всего, так же легко сплетничает и про вас. Ему нельзя доверять. А людей, слушающих сплетни, Бог называет коварными злодеями (Прит. 17:4, 16:28, 26:20, 25:9, 20:19). «Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного» (Прит. 17:4). «Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19).
Самое грустное заключается в том, что наиболее глубокие раны Божьей пастве чаще всего наносят не волки, а свои же овцы. Павел предостерегает нас насчёт христиан-людоедов, «пожирающих друг друга» и разрушающих общение (Гал. 5:15). В Библии говорится, что таких людей следует избегать. «Кто распускает сплетни, тот и секреты выдаст, так что не связывайся с болтуном» (Прит. 20:19 [РБО]). Самый быстрый способ завершить церковный конфликт — это с любовью обличить сплетников и попросить их прекратить распускать слухи у других за спиной. Как заметил Соломон, «кончились дрова — и погас огонь, сплетника нет — и утих раздор» (Прит. 26:20 [РБО]).
Практикуйте Божьи методы разрешения конфликтов.В дополнение к принципам, перечисленным в предыдущей главе, Иисус объяснил Своей церкви простой процесс разрешения конфликтов, состоящий из трёх шагов: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви» (Мф. 18:15-17а).
Когда возникает конфликт, всегда хочется пойти и пожаловаться кому-то третьему вместо того, чтобы мужественно и с любовью сказать правду своему обидчику. От этого ситуация только ухудшается. На самом деле нужно идти прямо к тому, на кого вы рассердились.
Самым первым шагом всегда является разговор с глазу на глаз, и сделать это лучше как можно быстрее. Если не получается вдвоём разрешить возникшие разногласия, нужно привлечь нескольких свидетелей, которые подтвердили бы наличие проблемы и помогли вам достичь примирения. А что если обидчик заупрямился и не хочет ничего менять? Иисус велел нам рассказать обо всём церкви, а если он и тогда никого не станет слушать, то мы должны относиться к нему как к человеку неверующему (Мф. 18:17, 1 Кор. 5:5).
Поддерживайте своих пасторов и лидеров.Безупречных лидеров не бывает, но как раз на них Бог возлагает ответственность и власть для того, чтобы сохранять единство церкви. Когда в общине разгорается конфликт, именно лидеры обязаны стремиться к примирению противостоящих друг другу сторон. На пасторов часто ложится тяжкая и неблагодарная задача служить посредником между обиженными, поссорившимися, духовно незрелыми членами. Кроме того, подчас мы предъявляем им невыполнимое требование: сделать так, чтобы всем без исключения было хорошо. А ведь этого не смог сделать даже Сам Иисус!
Библия даёт нам очень ясные наставления насчёт того, как мы должны относиться к тем, кто нам служит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).
Однажды все пасторы предстанут перед Богом, чтобы отчитаться Ему в том, как они заботились о вашем благосостоянии. «Они не смыкают глаз, заботясь о вас, потому что должны дать Богу
отчёт» (Евр. 13:17 [РВ]). Но на вас тоже лежит определённая ответственность. Вам придётся отчитываться перед Богом в том, насколько вы повиновались и следовали своим лидерам.
В Библии содержатся очень конкретные указания о том, как пасторы должны поступать с людьми, привносящими в церковь расколы и разделения. Они должны избегать пререканий, в кротости учить противящихся членов церкви, всё время молясь о том, чтобы они изменились, предупреждать тех, кто любит заводить споры, призывать всех к согласию и единству, обличать тех, кто неуважительно относится к лидерству церкви, и удалять из общины тех, кто сеет раздор, если они не вняли двум предостережениям (2 Тим. 2:14, 23-26, Фил. 4:2, Тит. 2:15-3:2, Ю-11).
Мы защищаем свою общину, когда с почтением относимся к тем, кто служит нам, ведя нас за собой. Пасторам и дьяконам необходима наша поддержка, наши молитвы, наша любовь и осознание того, что мы ценим их труд. Вот что нам заповедано: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (1 Фес. 5:12-13а),
Я призываю вас взять на себя обязанность хранить и созидать единство вашей церкви. Направьте на это все свои силы, и Бог будет очень этим доволен. Иногда вам будет нелегко. Иногда придётся делать то, что лучше не для вас самих, а для всего Тела, отдавая предпочтение чужим нуждам. Это одна из причин, по которой Бог помещает каждого из нас в церковь: Он хочет научить нас бескорыстию и заботе о других. В христианском сообществе мы учимся говорить «мы», а не «я», «наш», а не «мой». Бог говорит: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10:24).
Бог благословляет церкви, живущие в единстве и согласии. В церкви «Сэддлбэк» каждый новый член подписывает завет, включающий в себя обещание защищать единство общины. В результате за много лет у нас не было ни одного раскола. Кроме того, благодаря любви и единству, царящему в такой общине, очень многие люди хотят к ней присоединиться! За последние семь лет водное крещение в нашей церкви приняли более 9100 новообращённых. Когда у Бога появляются новорождённые духовные младенцы, Он ищет для них самую тёплую церковь-инкубатор, где они могли бы успешно подрастать.
А что вы делаете для того, чтобы в вашей церковной семье было больше любви и тепла? Вокруг вас живёт множество людей, нуждающихся в любви и близких, семейных отношениях. На самом деле, каждому из нас нужна любовь, и все мы хотим, чтобы нас любили. Так что если люди вдруг обнаружат церковную общину, члены которой искренне любят друг Друга и заботятся друг о друге, они будут так усиленно пытаться туда попасть, что удержать их смогут только плотно запертые двери.
«Он — видимый образ невидимого Бога, Первенец, выше всего творения»
Коп. 1:15(РВ) Рим. 8:29 («The Message»)
Вы были сотворены, чтобы стать похожим на Христа.
С самого начала Бог задумал уподобить вас Своему Сыну, Иисусу. К этому движется вся ваша жизнь, и в этом заключается её третья цель. Бог объявил о Своём намерении ещё во время сотворения мира: «И сказал Бое: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26).
Из всего творения только люди созданы «по образу» Бога. Это великая честь, которая сама по себе придаёт нам немалое достоинство. Мы не знаем всего смысла этой фразы, но понимаем некоторые его аспекты. Подобно Богу, мы — существа духовные: наш дух бессмертен, он переживёт наше тело. Как и Он, мы обладаем разумом — то есть, способны думать, рассуждать, разрешать проблемы. Подобно Ему, мы существа социальные — умеющие любить и принимать подлинную любовь. Кроме того, у нас есть нравственное самосознание — мы можем отличать хорошее от плохого и, значит, несём ответственность перед Богом.
Библия говорит, что не только верующие, но и все люди вообще, несут в себе часть Божьего образа. Именно поэтому убийства и аборты являются нравственно неприемлемыми (Быт. 6:9, Пс. 138:13-16, Иак. 3:9). Однако Его подобие в нас нельзя назвать полным; к тому же, оно сильно искажено и разрушено грехом. Бог послал в мир Иисуса для того, чтобы Он восстановил в нас тот изначальный образ, который мы утратили.
На что же похожи «образ и подобие Бога» во всей их полноте? На Иисуса Христа! В Библии сказано, что Иисус — это «образ Бога невидимого» и «образ ипостаси Его» (2 Кор. 4:4, Кол. 1:15, Евр. 1:3). Глядя на детей и подмечая в них семейное сходство, люди нередко восклицают: «Ну надо же, вылитый отец!» Мне очень приятно, когда кто-то замечает, что мои дети похожи на меня. Богу тоже хочется, чтобы Его дети носили в себе Его образ и подобие. В Писании говорится: Мы созданы «по образу Бога, в истинной праведности и святости» (Еф. 4:24 [РВ]).
Мне хочется, чтобы вы ясно меня поняли: нам никогда не стать Богом или даже одним из сонма богов. Эта ложь, исполненная гордыни, является одним из древнейших сатанинских искушений. Сатана обещал Адаму и Еве, что, последовав его совету, они «будут как боги» (Быт. 3:5). Многие религии и философии Нью Эйдж до сих пор распространяют многовековой обман о том, что мы наделены божественной сущностью или способны стать богами.
Желание быть Богом всплывает всякий раз, когда мы пытаемся взять в свои руки жизненные обстоятельства, своё будущее или принимаемся контролировать окружающих нас людей. Но, будучи тварными существами, мы никогда не займём место Творца. Бог не хочет, чтобы мы становились богами. Он хочет, чтобы мы в благочестии уподобились Ему по характеру. В Писании сказано: «Обновите свой ум и дух и облекитесь в Нового Человека, созданного по образу Бога, в истинной праведности и святости!» (Еф. 4:23-24 [РВ]).
Конечной целью нашей земной жизни Бог поставил не безмятежное удобство, а духовный рост и христоподобный характер. Уподобиться Христу — не значит утратить свою собственную личность или превратиться в Его бездумного, не рассуждающе го двойника. Ведь это Бог наделил вас уникальностью и, уж конечно, не хочет её уничтожать. Говоря об уподоблении Христу, мы имеем в виду становление характера.
Бог хочет, чтобы в нас проявились черты характера, названные в Блаженствах из Нагорной проповеди Иисуса (Мф. 5:1-12), в описании плода Святого Духа (Гал. 5:22-23), в великой главе о любви из послания Павла (1 Кор. 13) и в перечисленных Петром признаках плодотворной и полноценной жизни (2 Пет. 1:5-8). Всякий раз, когда мы забываем об этой истине, жизнь приносит нам сплошное расстройство и разочарование. «Ну почему всё это со мной происходит? Почему Бог не отвечает на мои молитвы? Почему мне так тяжело?» Знаете что? Жизнь и должна быть нелёгкой! Ведь это единственный способ заставить нас расти. Помните, земля — это ещё не Небеса!
Многие христиане неверно понимают обещание Иисуса о «жизни с избытком». Они полагают, что Он имел в виду безупречное здоровье, комфортабельные жизненные условия, непрекращающееся счастье, полное осуществление всех мечтаний и немедленное избавление от любой проблемы через веру и молитву. Одним словом, они считают, что христианская жизнь должна быть лёгкой. Он хотят видеть Небеса уже здесь, на земле.
Эти крайне эгоистические рассуждения превращают Бога в джинна из бутылки, существующего исключительно для удовлетворения нашего личного стремления к счастью и самореализации. Но Бог существует не для того, чтобы быть у нас в услужении, так что если вы увлечётесь этим обманчивым мифом, то либо испытаете жестокое разочарование, либо будете жить в полном отрыве от реальности.
Помните, дело совсем не в вас! Это вы живёте для свершения Божьих замыслов, а не наоборот. Зачем Богу устраивать рай на земле, когда в вечности Он и так приготовил вам настоящий Рай? Земные годы предназначены для того, чтобы сформировать, испытать и укрепить ваш характер для грядущей небесной жизни.
Внутреннее действие Святого Духа
Воспитание в нас христоподобного характера — дело Святого Духа. В Библии говорится: «Мы же все открытым лицом, как в зер-
В-третьих, мы должны «облечься» в характер Христа, воспитывая в себе новые, благочестивые привычки. В сущности, характер — это сумма всех наших привычек. Это привычный образ вашего поведения. В Писании говорится: «Облекитесь в Нового Человека, созданного по образу Бога, в истинной праведности и святости!» (Еф. 4:24 [РВ]).
Бог формирует нас с помощью Своего Слова, Своих детей и жизненных обстоятельств.Все три фактора являются совершенно незаменимыми для становления характера. Божье Слово даёт истину, нужную для роста. Божий народ обеспечивает для него необходимую поддержку, а повседневные обстоятельства предоставляют нам возможность упражняться в благочестии. Если сатане удастся заставить вас забросить Божье Слово, отрезать себя от других верующих и старательно избегать трудных ситуаций, у вас не останется ни малейшего шанса стать похожими на Иисуса. Подробнее мы рассмотрим каждый из этих факторов в дальнейших главах.
Многие полагают, что для духовного роста нужно только читать Библию и молиться. Однако в жизни есть такие моменты, которые никогда не изменятся с помощью одного изучения Писания и молитвы. Бог действует через людей. Большую часть своих дел Он вершит именно человеческими руками, а не посредством чудесного вмешательства — и всё это для того, чтобы мы учились постоянно обращаться друг к другу и пребывать в общении. Бог хочет, чтобы мы росли вместе.
Во многих религиозных течениях самыми святыми и духовными людьми считаются отшельники, ушедшие от людей куда-нибудь в отдалённый горный монастырь и неосквернённые мирским общением. Но ведь такое понимание духовной зрелости в корне неверно! Духовное становление — это не сугубо личное, одиночное поприще. Достичь христианской зрелости в полном уединении просто невозможно. Для этого необходимо пребывать с другими людьми и общаться с ними, быть частью церкви, частью христианского сообщества. Почему? Потому что подлинная духовная зрелость заключается в том, чтобы любить так, как любит Христос, а христоподобной любви не научишься, если не будешь общаться с другими людьми. Помните, вся суть возрастания состоит в том, чтобы любить: любить Бога и любить людей.
Уподобление Христу — это долгий, медленный процесс возрастания.Духовная зрелость не достигается автоматически или моментально. Это постепенное, последовательное развитие, которое займёт у нас всю оставшуюся жизнь. Павел говорил об этом так:
«...пока мы все не достигнем, наконец, единства в вере и познании Сына Бога и встречи с Совершенным Человеком, со Христом, образцом совершенной зрелости» (Еф. 4:13 [РВ]).
Помните, что вы — незаконченный проект, всё ещё находящийся в работе. Ваше духовное преображение и уподобление Христу займёт всю оставшуюся жизнь на земле — и даже тогда оно всё ещё не будет полностью завершено. Точка в этом деле будет поставлена, либо когда мы попадём к Иисусу на Небеса, либо когда Он вернётся на землю. В тот момент будет завершена вся оставшаяся работа по отделке вашего характера. В Библии сказано, что стоит нам увидеть Иисуса напрямую, лицом к лицу, и мы станем в точности такими, как Он: «Мы теперь дети Божий; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2).
Множество смятений и трудностей в христианской жизни появ-"ляется из-за того, что мы забываем один простой факт: Бог куда больше заинтересован в созидании нашего характера, чем в чём-либо другом. Мы начинаем беспокоиться, когда Бог ничего не отвечает нам на конкретные вопросы вроде: «На какую работу мне устроиться?» На самом деле Божья воля предоставляет вам довольно широкий выбор самой разноплановой работы. Что бы вы ни выбрали, Богу гораздо важнее, чтобы вы выполняли своё дело в благочестии и святости (1 Кор. 10:31,1 Кор. 16:14,Кол. 3:17,23).
Бог заботится прежде всего не о том, чем вы заняты, а о том, что вы за человек. Все мы — человеческие существа, а
не машины, нужные лишь для того, чтобы эффективно выполнять какие-то определённые операции. Ваша внутренняя сущность интересует Его намного больше, чем ваша профессия, потому что в вечность вы возьмёте с собой именно характер, а не работу или карьеру.
Библия предупреждает нас: «Не надо так приспосабливаться к окружающему вас миру, чтобы бездумно ему потворствовать. Вместо этого устремите своё внимание на Бога, и тогда вы преобразитесь изнутри... Современный мир всё время пытается низвести вас до своего убогого, незрелого уровня, но Бог извлекает из вас самое лучшее, выводит это на поверхность и созидает в вас крепкий, устоявшийся характер» (Рим. 12:2 [«The Message»]).
ний. Такие обязательства могут привести вас к росту или к гибели, но, в любом случае, во многом определят вас как человека. Расскажите мне, чему вы посвящаете сейчас свою жизнь, и я скажу вам, кем вы станете через двадцать лет. Мы становимся именно тем, чему себя посвящаем. Именно здесь люди чаще всего упускают Божьи замыслы для своей жизни. Большинство из нас вообще боится брать на себя какие-то серьёзные обязательства и потому скользит по волнам жизни, так и не приставая ни к какому берегу. Другие поочерёдно и не слишком серьёзно увлекаются совершенно несовместимыми ценностями, и это приводит к внутреннему разладу или посредственности. Кто-то ещё полностью посвящает себя чисто мирским целям, как то: стать богатым или прославиться, и их, в конце концов, постигает горькое разочарование. Каждое такое решение влечёт за собой вечные последствия, так что выбирать лучше мудро и не спеша. Пётр предупреждает: «Придёт же день Господень,., земля и все дела на ней сгорят. Если так, всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия!» (2 Пет. 3:10-12).
За что отвечает Бог, а за что — мы.Христов характер начнёт формироваться в нас только в том случае, если мы будем принимать благочестивые решения и полагаться на Святого Духа в том, что Он
поможет нам поступать правильно и выполнять то, что мы решили. Если вы всерьёз стремитесь к тому, чтобы уподобиться Христу, вам нужно начать вести себя иначе. Вы должны освободиться от прежних пристрастий, обрести новые привычки и сознательно изменить своё мышление. Можете не сомневаться: Святой Дух непременно поможет вам совершить эти перемены. В Библии сказано: «Со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:12-13).
В этом стихе явно видны две составляющие духовного роста: «совершать» и «производить». «Совершать» должны мы сами, а «производить» что-то в нас будет Бог. Духовное возрастание — это общее дело, в котором участвуем мы и Святой Дух. Кроме того, Божий Дух трудится и вместе с нами, а не только у нас внутри.
Этот стих, обращённый к христианам, говорит не о спасении, а о возрастании. Нас не призывают «зарабатывать» спасение, потому что никто из нас не способен добавить что-то к жертве Иисуса Христа. Сравните это с занятиями в спортзале: ведь упражняясь, мы только развиваем или совершенствуем своё тело, а не пытаемся его приобрести!
Ещё это можно сравнить с тем, как мы пытаемся составить, «совершить» мозаику: все её кусочки у нас уже есть, осталось только сложить их воедино. Земледельцы трудятся на земле не с тем, чтобы приобрести себе тот или иной участок, а для того, чтобы как можно лучше использовать то, что у них уже есть. Бог даровал вам новую жизнь, и теперь на вас возложена ответственность за то, чтобы «совершать», развивать её «со страхом и трепетом», — а значит, серьёзно отнестись к духовному возрастанию, потому что оно определит вашу роль в вечности. Когда люди небрежно и легкомысленно относятся к своему возрастанию в благочестии, это показывает, что они не понимают, к чему это приведёт (как мы уже видели в 4 и 5 главах).
Сменить настройки автопилота.Чтобы изменить свою жизнь, нужно изменить своё мышление. За всеми нашими действиями стоят какие-то мысли. Каждый поступок обусловлен тем или иным убеждением, каждый шаг делается в соответствии с какой-то установкой. Бог открыл эту истину людям за тысячи лет до того, как о ней заговорили психологи: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Прит. 4:23).
Представьте себе, что вы отправились покататься по озеру на скоростной яхте, установив автоматическое управление так, что она всё время плывёт на восток. Если вы решите развернуться и направиться на запад, сделать это можно двумя способами. Можно схватиться за руль и физически принудить яхту повернуть в направление, противоположное тому, на которое настроен автопилот. Можно преодолеть автопилот одной силой воли и мускулов, но при этом вы будете ощущать постоянное сопротивление и вскоре выбьетесь из сил,
отпустите руль, и ваша яхта немедленно повернёт назад, на восток, повинуясь установленному на приборах режиму.
То же самое происходит, когда вы пытаетесь изменить свою жизнь исключительно с помощью силы воли. Вы говорите: «Я заставлю себя меньше есть,., бросить курить,., быть организованнее и пунктуальнее». Да, сила воли может дать краткосрочные результаты, но она производит постоянное внутреннее напряжение, потому что вы так и не разобрались с самим корнем проблемы. Перемены кажутся неестественными, и вскоре вы сдаётесь, опускаете руки, бросаете начатую было диету и перестаёте посещать спортзал — то есть снова возвращаетесь к былым привычкам и пристрастиям.
Но ведь есть способ куда быстрее и лучше: смените настройку своего автопилота — то есть своё мышление. В Библии сказано: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:26). Первым шагом вашего духовного возрастания должно стать изменение образа мыслей. Все перемены, прежде всего, происходят в сознании. Наши мысли определяют наши чувства, а чувства, в свою очередь, влияют на поступки. «Обновитесь духом ума вашего» (Еф. 4:23) — говорил Павел.
Чтобы стать похожим на Христа, вы должны научиться думать так, как думает Он. Новый Завет называет эту перемену сознания «покаянием», что по-гречески буквально означает «изменить своё мнение». Покаяться — значит изменить своё мнение о Боге, о себе, о
грехе, о других людях, о будущем и всём остальном. Мы усваиваем Христово отношение к миру и Его взгляд на жизнь. Библия говорит, что в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). Чтобы научиться думать так, как думает Иисус, необходимо сделать два важных шага. Первая часть этого перелома в мышлении
состоит в том, чтобы перестать поддаваться незрелым, эгоистичным и себялюбивым мыслям. «Братья, не будьте детьми по уму, — увещевает нас апостол. — Будьте несмышлёныши для зла, но по уму — зрелые люди» (1 Кор. 14:20 [РВ]). Младенцы по самой своей природе —
самые настоящие эгоисты. Они думают только о себе и своих потребностях. Такое мышление никак не назовёшь зрелым. К сожалению, многие люди так никогда и не перерастают подобное отношение к жизни. Писание утверждает, что как раз эгоистические помышления и являются источником греховных поступков: «Живущие по плота о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном» (Рим. 8:5).
Второй шаг к «Христову уму» заключается в том, чтобы начать думать подобно зрелому человеку, уделяя главное внимание не себе, а другим. В замечательном отрывке, посвящённом сущности подлинной любви, апостол Павел делает вывод, что забота о других людях является признаком зрелости: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор. 13:11).
В наши дни многие полагают, что духовная зрелость , определяется тем, насколько мы знаем содержание и доктрины Писания. Хотя знание действительно является одним из показателей зрелости, само по себе оно ещё ни о чём не говорит. Христианская зрелость включает в себя не только знание символов веры и верные убеждения, но также поведение и характер. Дела должны соответствовать тому, что мы исповедуем, а убеждения должны подкрепляться благочестивыми поступками.
Христианство — это не религия или философия, а взаимоотношения и образ жизни, основой которого является стремление думать не о себе, а о других, как делал это Христос. В Библии сказано: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал» (Рим. 15:2-3).
Думать о других — это сущность Христова благочестия и наилучший признак духовного возрастания. Жить так нелегко, по натуре это нам вовсе не свойственно, это противоречит современным настроениям в обществе и встречается довольно редко. К счастью, Бог даёт нам для этого всю необходимую помощь: «Помыслы Бога может познать только Дух Божий. А мы получили не дух этого мира, а Дух от Бога» (1 Кор. 2:11-12а [РВ]). В следующих нескольких главах мы посмотрим на то, как именно Дух Святой помогает нам расти.
«Предаю вас, братия, Богу и слову благодати
Его, могущему назидать вас более и дать вам
наследие со всеми освящёнными»
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 806;