Первый принцип. Оправданность практической деятельности.
Стратегическая цель управления риском – стремление к обеспечению материальных и духовных благ (повышению уровня благосостояния общества) при обязательном условии: никакая практическая деятельность, направленная на реализацию цели, не может быть оправдана, если выгода от нее для общества в целом не превышает вызываемого ею ущерба (оправданность практической деятельности).
Этот принцип постулирует, что ценность любой практической деятельности в первую очередь определяется ее полезностью для общества в целом.
Для практической реализации этого принципа предлагается выразить риск для населения от различных технологий или видов деятельности в виде величины сокращения средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (СОППЖ), а выгоду от них – в виде продления жизни. Деятельность может считаться оправданной только в том случае, если ее внедрение в практику обеспечивает чистую выгоду для общества: продление СОППЖ в результате этой деятельности превышает вызываемое при этом сокращение СОППЖ.
Изложенный принцип в общем случае, если его использовать без каких-либо ограничений, может содержать серьезное противоречие с реальной действительностью. Чтобы исключить это противоречие, необходимо ввести определенные ограничения на практическую деятельность, которые гарантировали бы реализацию материальных и духовных потребностей каждого отдельного индивидуума при условии обеспечения его личной безопасности. С этой целью предлагается дополнить данный принцип следующими подпринципами.
1. Деятельность, при которой тот или иной индивидуум подвергается чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгодна для общества в целом.
2. Члены общества, осознавая тот факт, что сама возможность жизни в развивающемся обществе является важным преимуществом, добровольно соглашаются на наличие в их жизни определенного, не превышающего чрезмерного уровня, риска от той или иной деятельности, внедрение которой требуется для удовлетворения их материальных и духовных потребностей.
3. Должны быть предприняты все возможные меры для защиты каждой личности от чрезмерного риска. Затраты на эти меры (денежные компенсации, перемещения населения, создание защитных барьеров и т.д.) включаются в общую сумму затрат на данный проект или вид деятельности, таким образом, учитываются при оценке полезности для общества в целом реализации данного проекта или вида деятельности. При выборе конкретных мер защиты от чрезмерного риска необходимо в обязательном порядке учитывать мнение индивидуума, нуждающегося в такой защите.
Эти принципы требуют введения в практическую деятельность такого понятия, как «чрезмерный уровень риска». Это понятие за последнее время получило широкое распространение в практической деятельности по обеспечению безопасности, и его введение основано на аксиоматическом формулировании понятия о предельно допустимом уровне (ПДУ) риска для индивидуума.
Согласно сформулированным выше подпринципам любая практическая деятельность, подвергающая жизнь индивидуума чрезмерному риску, является недопустимой.
Таким образом, первый принцип и включенные в него подпринципы формируют на «шкале» рисков, характеризующих нежелательное воздействие практической деятельности на индивидуумов, три зоны:
· область чрезмерного риска: любая деятельность, характеризующаяся для какого-либо индивидуума уровнем риска из этой области, недопустима, если даже она выгодна для общества в целом;
· область приемлемого риска: любая деятельность с уровнем риска из этой области является объектом контроля для регулирующего органа. Уровень риска, приемлемый для той или иной деятельности, определяется, исходя из экономических и социальных аспектов, в соответствии с принципами управления риском, которые должны быть сформулированы для этой цели (см. ниже второй – четвертый принципы);
· область пренебрежимого риска: любая деятельность с уровнем риска из этой области не контролируются регулирующим органом.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 1340;