Вопрос. Проблема бытия и субстанции. Проблема идеального.
Проблема бытия - центральная для любого философского учения и философской системы. До начала философствования необходимо выяснить, что значит быть и не быть, как возможно бытие, в каких формах оно присутствует. Вся истории философии есть исторические онтологии, т.е. учения о бытие.
Представление о бытии мы видим у Платона и демокрита.
Для Платона: бытие есть независимое от субъекта бытие идеальных сущностей - идеи. Эта позиция объективного идеализма.
Т. е. под бытием можно понимать мышление, мир идей, Бог, мир ощущений (комплекс ощущений), материя.
В 20 в. под бытием часто понимается бытие языка (язык науки / обыденный язык) - это аналитическая философия.
Самое оригинальное представление о бытии в 20 веке было представлено в учении нем. Философа Мартина Хайдеггера. Если вся история филосифоии до 20 в традиционно разделяла и сущее, и бытие. (сущее - все то, что есть и до, и вне человека / физическое бытие человека; бытие - осознание сущего как существующего). Для хайдеггера, вся предыдущая философия пыталась с помощью мышления, логики изменить сущее. А между тем для нее ускользало понятие истинного бытия.
Истинное бытие - бытие себя сознающее, эти бытие-Тут, бытие Dasein. В последних русских переводах этот термин проводится как присутствие. Носитель истинного бытия - человек. Основными характеристиками бытия являются длительность, время
В новое время появляется понятие субстанции - нечто единое, которое порождает многообразие вещей и явлений и куда все возвращается после разрушения. Субстанция бывает материальной (протяженность) и идеальной (мышление).
В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект. Понятие материи, его мировоззренческое и методологическое значение.
Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями.
В материалистической философии материя определяется как субстанция всех вещей и явлений в мире. Именно материя является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, конечной основой всех духовных явлений
-----------------------------——---------
Уже философы древности исходили из представления о двухмерности бытия, его разделенности на два основных типа: материальное и идеальное. Поэтому наряду с понятием «материя» одним из базовых философских понятий стала категория идеального. Проблема идеального, духовного мира в целом и субъективного мира человека, его индивидуального духовного мира на протяжении тысячелетий привлекала внимание философов.
Разработки проблемы идеального принадлежит Платону. Именно он впервые обосновал концепцию удвоения мира, - божественного и земного, а в человеке - двух начал, духовного и телесного.
Острые споры велись вокруг следующих двух вопросов:
- какова специфика идеального, в чем состоит его отличие от материального;
- каково соотношение, субординация этих двух реальностей, какая из них является порождающей, первичной.
Позиция философов-материалистов, начиная с Демокрита, состояла в том, что идеальные, духовные явления производны от материальных и потому тождественны им, представляют собой то же самое по своим свойствам, что и явления материальные. По мнению Демокрита, душа человека, как и весь окружающий мир, состоит из атомов, только более легких и подвижных.
И сегодня философы-идеалисты, продолжая спор с материалистами, говорят, что мнение о тождестве материального и идеального столь безосновательно
Концепция идеализма представляет идеальное не только, как нечто совершенно иное, чем материальное, но и как приоритетную субстанцию, существующую до и независимо от материального мира, как явление, существующее изначально и объективно и обладающее способностью порождать все материальное.
Материалистическая теория отражения.
Теория отражения, разработанная философией материализма, дает достаточно обоснованный, хотя и небезупречный, ответ на вопрос о происхождении идеального из материального
Отражение - есть одно из универсальных свойств материи. В результате длительной эволюции этого свойства материи и возникло человеческое сознание, представляющее собой высшую форму отражения. Под отражением понимается такое взаимодействие, под влиянием которого происходит изменение структуры предметов, вступающих во взаимодействие.
Так, на первом, низшем уровне неживой природы имеют место физико-химические формы отражения, химических реакций и т.п.
На втором, биологическим уровне организации материи появляются более высокие формы простейших реакций раздражимости растений и микроорганизмов
И, наконец, на третьем, социальном уровне отражения появляется сознание человека.
«Идеальное» - это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота, справедливость и т.п.), которые подлежат реализации в деятельности человека.
Идеальное бытие существует в двух формах — в форме духовного, которое неотделимо от жизнедеятельности индивидов (субъективный дух), и того, которое может существовать вне индивидов (объективный дух).
Первая форма - это весь психический мир индивида. Сюда мы можем отнести:
- самосознание, то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, себя как особой и единой личности;
- бессознательное, понятие используемое для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются;
Бытие субъективного духа —без которой невозможно человеческое бытие, его диалектическое развитие.
Оно не существует отдельно, обособленно и от совокупной жизнедеятельности индивидуального человеческого существа, от которой во многих отношениях зависит. Оно «локализовано» в общественном человеке и по своей сущности является особой разновидностью духовного, обусловленного также бытием общества и развитием истории.
Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь — это специфическое «место бытия» объективного духа, чем и определяется его место в целостном бытии.
5 Вопрос.Проблема истины в истории философской мысли. Формы истины.
Истина — это цель, к которой направлено познания.
Еще Аристотель: истина — это соответствие знания объекту, действительности.
Р. Декарт: важнейший признак истинного знания — ясность.
Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.
Д.Беркли рассматривал истину как результат совпадения восприятий большинства.
Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности.
Разнообразие мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом пользуется классическая концепция от Аристотеля и сводится к соответствию знания объекта.
Четыре аспекта истины:
1. объективность,
2. абсолютность,
3. относительность,
4. конкретность.
Объективность :Источником информации, которую мы определяем истиной, является сам объект. Истина — информ. об объекте, поэтому она всегда объективна.
Абсолютность и относительность истины. Является только относительной. Не существует абсолютной истины, то есть истина меняется.
Абсолютная истина — идея, идеал науки.
Конкретность истины — зависимость истины от условий времени и места
Итак, истина одна — она объективна, поскольку содержит знание, не зависит ни от человека, ни от человечества. И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных конкретных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность.
Путь к истине лежит через крайности и заблуждения.
Заблуждение — это такое содержание сознания, не соответствует реальности, но принимается за истинное.
Ложь — намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-нибудь. Вместе с тем сам факт возможности для познания впадать в заблуждение в процессе поиска истины требует определения, что является критерием истины.
-------------------------------------------
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 6243;