Теории происхождения права
В современной правовой литературе рассматриваются как
основные следующие теории происхождения права. Это нормати-
вистская, естественно-правовая, историческая, психологическая,
социологическая и марксистская и другие теории происхождения
и сущности права.
Нормативистская теория права, которую еще называют аб-
страктно-нормативной, вначале развивалась под воздействием фи-
лософии И. Канта и берет начало от «категорического императи-
ва». Главный постулат категорического императива «поступай так,
как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Сторонники этой теории
(П.Н. Новогородцев, Е.Н. Трубецкой) выводили право из нравст-
венности и считали, что такой подход способствует упрочению
законности и ограничению судейского произвола.
Но к концу XIX века и началу XX века данная правовая
школа претерпела существенные изменения, и главным содержа-
нием его стало «чистое» учение о праве, видным представителем
которого был австрийский ученый-юрист Г. Кельзен.
Кельзен и его сторонники рассматривали право в отрыве от
экономики, политики, социальной структуры общества, достигну-
того уровня цивилизации. Никакого права, состоящего из норм,
создаваемых государством, опирающегося на государственный
авторитет, не существует, утверждали они, возражая тем самым
против теории естественного права. Г. Кельзен отождествлял пра-
во и государство, а право определял как «совокупность абстракт-
ного долженствования». Эта концепция и носит название норма-
тивистской концепции права.
Тем не менее, все более популярной становилась естествен-
но-правовая теория права, которая возникла еще в Древней Греции
и Древнем Риме. Ее возникновение связывают с именами таких
мыслителей, как Сократ, Аристотель, Цицерон, Ульпиан и других
римских юристов. Позже, в эпоху средневековья, она получила
развитие в трудах Фомы Аквинского, а как самостоятельная науч-
ная школа естественно-правовая доктрина сложилась в период
разложения феодализма, подготовки и совершения буржуазных
революций в XVII-XVIII вв.
Ее видными представителями также можно назвать Гуго
Гроция, Джона Локка, Вольтера, Монтескье. В России ее сторон-
никами были А.Н. Радищев и другие.
Основные постулаты этой теории – права человека неотчуж-
даемы, как неотчуждаемо право человека на свободу, равенство,
семью, частную собственность, безопасность, сопротивление гне-
ту, которые должны защищаться и охраняться государством. Го-
сударство в законах лишь закрепляет естественные права и свобо-
ды человека, присущие ему изначально, в силу самого факта его
существования. Следовательно, права человека абсолютны, неот-
чуждаемы и не могут нарушаться никем, в том числе государст-
вом.
Выражением реакции на идеи естественного права явилась
историческая школа права, которая сложилась в первой трети XIX
века в Германии.
Ее наиболее крупными представителями являются Густав
Гуго, Савиньи, Пухта. Главной идеей этой теории было создание
своего национального права каждым государством, при этом его
содержание должно определяться «народным духом каждого на-
рода», оно должно выражать «общее сознание», «общие убежде-
ния». Право рассматривается ими как результат исторического
процесса, оно складывается постепенно, подобно языку и нравам.
При этом отрицалась возможность создания права сверху, только
велением государства.
Сторонниками исторической школы права на первое место
среди источников права выдвигался обычай, поскольку многие
просто не знают законов, но при этом не нарушают установленных
порядков.
Психологическая теория права получила наибольшее рас-
пространение в начале XX века в Германии благодаря Кнаппу и
Бирлингу, во Франции ее сторонником стал Тард, а в дореволюци-
онной России – Л.Л. Петражицкий.
Основной идеей этой теории является мысль о том, что кро-
ме позитивного права, которое действует в государстве, в психике
людей складывается так называемое «интуитивное право», кото-
рым на самом деле и руководствуются люди в своих поступках,
руководствуясь своими представлениями о должном и возможном.
Социологическая школа права зародилась в первой трети
XX века в Европе, затем получила развитие в США и позже распа-
лась на ряд течений. Видными представителями этих течений яв-
ляются Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Левеллин и др. Представи-
тели социологического направления в праве объединяли под пра-
вом административные (государственные) акты, судебные реше-
ния и приговоры, обычаи, правосознание судей и иных должност-
ных лиц, правоотношения, а также юридические нормы, создавае-
мые государством. При этом роль последних ими принижалась.
Они понимали под правом совокупность правовых отношений,
возникающих независимо от норм права, то есть сложившийся со-
циальный порядок или «правопорядок».
В отличие от социологической школы марксистское учение
о праве подходит к его рассмотрению с точки зрения его связи с
государством. Согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, позже
развитыми В.И. Лениным, право является частью надстройки над
экономическим базисом общества, обусловлено материальными
условиями жизни. Главное в праве, полагали они, его классовая
сущность, оно защищает, прежде всего, интересы определенного
класса, находящегося у власти. Будучи продуктом государства,
оно является возведенной в закон волей экономически господ-
ствующего класса.
Что касается современных направлений научного поиска в
области правопонимания, то наиболее интересной представляется
уже многими разделяемая либертарно-юридическая концепция
сущности права. Эту концепцию права сформулировал российский
ученый В.С. Нерсесянц.
Суть либертарно-юридической теории права заключается в
том, что право понимается как нормативная форма выражения
принципа формального равенства, свободы и справедливости.
Сторонники либертарной концепции права дают следующую
характеристику сущности современного права. Право – это всеоб-
щая и необходимая форма свободы в общественных отношениях.
При этом право и закон следует различать, поскольку процесс
формирования права есть по своей природе объективный процесс.
На создание закона же оказывают влияние субъективные факторы,
в том числе властно-волевой процесс формулирования закона. Из-
бежать этого влияния невозможно, так как государство выступает
здесь как институт, необходимый для возведения общезначимого
права в обязательный закон с надлежащей санкцией. Главное со-
держание и сущность современного права выражаются в его соци-
альном назначении – быть средством установления справедливо-
сти посредством строгого соблюдения принципа формального ра-
венства участников правовых отношений и свободы.
Правовое равенство – это равенство свободных и независи-
мых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу,
единой норме, равной мере. Основанием для правового уравнива-
ния является свобода индивида в общественных отношениях, ко-
торая утверждается в его правоспособности и правосубъектности.
В этом состоит специфика правового равенства и права вообще.
Он также утверждает, что право – это математика свободы, в том
смысле, что свободное осуществление своих прав происходит в
совместной жизни людей.
Одним словом, юридическая наука прошла сложный путь в
понимании сущности права, в попытке понять, что есть право, ка-
кова его сущность и социальное назначение, какова его роль и
функции в современном обществе, на каких принципах оно долж-
но создаваться, чтобы выполнить задачу установления правопо-
рядка в общественных отношениях.
Тем не менее, бесспорно, что, несмотря на различные подхо-
ды к познанию права, его назначение – регулирование сложных и
разнообразных общественных отношений, возникающих между
людьми, их коллективами, между обществом и государством.
Кроме того, одной из важных функций современного права долж-
на стать защита и гарантирование естественных прав и свобод че-
ловека, установление социальной справедливости и обеспечение
законности в тех сферах, где необходимо правовое регулирование.
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 831;