Лекция 4. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ
Типология государств и правовых систем – это научная
классификация, отражающая сущность и основные характеристи-
ки групп государств и правовых систем, позволяющая объединить
их в группы на основе определенных критериев.
Исходными предпосылками типологии государств до на-
стоящего времени являлось предположение о том, что развитие
человеческого общества, а вместе с ним государства и права – это
непрерывный естественно-исторический процесс, который связан
с постоянным развитием социальной природы, содержания и на-
значения государства и права, а также с коренными изменениями
основных принципов их организации и функционирования.
Однако государственно-правовая практика показывает, что
остановить естественно-историческое развитие общества невоз-
можно, как нельзя абсолютизировать имеющуюся точку зрения,
что государство и право обязательно проходят последовательно
все этапы своего развития: от рабовладельческого типа к социали-
стическому и современному капиталистическому.
Отдельные государства возникли сразу как феодальные, ми-
нуя рабовладельческий строй. Иные государства возникают и сей-
час сразу как современные капиталистические государства. Мож-
но лишь с определенностью утверждать, что на протяжении вре-
мени в государствах совершенствовались механизмы государст-
венного управления, расширялись взаимосвязи и взаимодействия
государств с обществом и различными социально-политическими
институтами, что обусловливает различия и особенности госу-
дарств, относящихся к одному типу.
В юридической литературе подавляющее большинство авто-
ров традиционно придерживаются двух подходов к типологии го-
сударств: формационного и цивилизационного.
В формационном подходе основным критерием являются
социально-экономические факторы, то есть исторический тип об-
щества, основанный на том или ином способе производства, а
именно общественно-экономическая формация.
Общественно-экономическая формация – это исторический
тип общества, основанный на определенном способе производст-
ва. Производственные отношения, складывающиеся на однотип-
ной форме собственности на средства производства, составляют
экономический базис общества, которому соответствуют опреде-
ленные политические, государственно-правовые и другие надстро-
ечные явления.
Формационная типология до настоящего времени определя-
ет четыре исторических типа государства:
- рабовладельческое;
- феодальное;
- буржуазное;
- социалистическое (которое, в соответствии с марксистской
идеологией, должно было перерасти в общественное коммунисти-
ческое самоуправление).
При цивилизационном подходе основными критериями яв-
ляются преимущественно духовные факторы: культурные, религи-
озные, национальные и т.п.
Устоялось мнение, что цивилизации до настоящего времени
прошли три этапа развития:
1-й этап – локальные цивилизации – древнеегипетская, шу-
мерская, индийская, эгейская и другие, при этом каждая из циви-
лизаций обладает индивидуальной совокупностью взаимосвязан-
ных социальных институтов, включая государство;
2-й этап – особенные цивилизации – китайская, западная,
мексиканская, православная, арабская, иранская, сирийская и дру-
гие с соответствующими типами государств;
3-й этап – современная цивилизация с ее государственно-
стью, которая в настоящее время претерпевает существенные из-
менения и для нее характерно совместное существование традици-
онных и современных социально-политических структур.
Юридической наукой выработаны иные подходы к типиза-
ции государств, основанные на строго определенных объективных
критериях в соответствии с выработанной самой жизнью социаль-
но-политической практикой.
Используются также подходы к типологии государств, исхо-
дя из уровня экономического развития: развитые, слаборазвитые,
индустриальные, постиндустриальные государства. Можно ис-
пользовать также хронологический подход: древние государства,
государства средних веков, нового и новейшего времени.
По форме правления: кто осуществляет властные полномо-
чия и как формируется властвующий субъект.
Власть может осуществляться единолично отдельным лицом
(деспот, тиран, монарх, вождь), группой лиц (аристократы, бога-
тые, военные, партократия, бюрократия), всем народом (непосред-
ственно или через своих избранных представителей).
Типологизация государств может осуществляться на основе
развитости их политической жизни принципов либерализма и де-
мократии.
С этих позиций государства можно разделить на авторитар-
ные, демократические, тоталитарные типы.
Типологизация на основе того, какое место в их деятельно-
сти, в выполнении функций занимает юридическая, нормативная
основа. С этих позиций государства можно подразделять по степе-
ни развитости правовой культуры на правовое государство или
неправовое государство.
По устройству и характеру взаимоотношений между вла-
стью и территорией: унитарные, федеративные, конфедеративные
государства.
Исторические типы государств
Рабовладельческий тип государства – исторически первая
государственно-классовая организация общества, возникшая в ре-
зультате разложения родового строя, посредством возникновения
первых противостоящих друг другу социальных слоев общества в
виде рабовладельцев и рабов. Основная функция этих государств –
защита собственности рабовладельцев на средства производства, в
том числе собственности на рабов, эксплуатация и подавление
эксплуатируемых.
Наиболее древними рабовладельческими государствами, ко-
торые образовались в конце IV – начале III тыс. до н.э. были: в
Древнем Египте – Египетское государство. В долинах азиатских
рек Тигра и Ефрата возникли Шумерийские государства, а также
Ассирийское государство (III тыс. до н.э.), Государства Индии и
Китая и Хеттское государство возникли в конце II тыс. до н.э.
Позже возникли государства Древней Греции и Древнего Рима.
В своем развитии рабовладельческий строй, а вместе с ним
государство и право, проходят две основные стадии. Первая ста-
дия связана с древневосточным рабовладением, особенностью его
является сохранение черт первобытнообщинного строя, а именно:
существование коллективного патриархального рабства и ведения
хозяйства, существование сельскохозяйственных общин, обуслов-
ленное необходимостью применения коллективного труда. Земля
находилась в собственности государства, общины и отдельных
храмов.
На второй стадии своего развития (греческо-римское рабо-
владение) рабовладельческий строй отличается более высоким
уровнем развития рабовладельческого способа производства, раз-
витостью государственного аппарата, более развитыми формами
эксплуатации рабов и неимущих граждан.
Экономическую основу составляет частная собственность
рабовладельцев на средства производства и рабов. Резко проявля-
ется экономическое, политическое и социальное неравенство клас-
сов и слоев общества, полное и ничем не ограниченное господство
рабовладельцев и бесправие рабов.
Свободные и полусвободные слои рабовладельческого об-
щества (ремесленники и мелкие землевладельцы) постепенно ра-
зорялись и закабалялись крупными землевладельцами и ростов-
щиками.
Государство, будучи по своей классовой сущности органи-
зацией класса рабовладельцев, укрепляло базис экономического
общества и использовало для сохранения и защиты рабовладель-
ческого строя и удержания господства над рабами все находив-
шиеся в его распоряжении средства. Поэтому важными функция-
ми рабовладельческого государства были охрана частной рабовла-
дельческой собственности, подавление сопротивления рабов, а
также завоевание и порабощение других народов.
По мере развития рабовладельческого государства разрас-
тался государственный аппарат, складывалась система органов
власти и управления, расширялась армия, укреплялась судебная
система, укреплялась власть церкви.
Рабовладельческое право представляло собой совокупность
норм, направленных на регулирование системы общественных от-
ношений в интересах господствующего класса. Классовый харак-
тер рабовладельческого права нашел отражение в таких важных
для того времени нормативных актах, как законы Солона и законы
Драконта в Афинах и Сервия Тулия в Риме, законы Хаммурапи в
Древнем Вавилоне, законы Ману в Индии и др.
Феодальный тип государства возникает двумя способами.
Первый путь – результат гибели рабовладельческого строя и воз-
никновения феодальной общественно-экономической формации.
Второй путь – путь постепенного развития, а затем разложе-
ния первобытнообщинного строя. По этому пути шло развитие фео-
дального строя у восточных и западных славян. Родовая знать, ста-
рейшины рода, военные вожди, духовная знать в результате захвата
становились крупными собственниками земли, скота, а их сородичи
разорялись и становились эксплуатируемым населением и находи-
лись в полной зависимости от феодалов. Вместе с тем, крепостные
крестьяне, в отличие от рабов, хотя и лишались права собственно-
сти на землю, имели свое небольшое хозяйство, владели некоторы-
ми средствами производства и выступали как производители мате-
риальных благ. Большая часть создаваемой ими продукции при-
сваивалась феодалом, остальное поступало в их собственность.
Таким образом, разложение общины и превращение органов
первобытного общества в органы феодального строя создало, как
полагают исследователи, более эффективный, по сравнению с ра-
бовладельческим, способ производства.
Феодальное государство, тем не менее, являлось орудием
классового господства крепостников-помещиков, представляло
собой главное средство защиты сословных привилегий феодалов,
угнетения и подавления зависимого крестьянства. Феодальная
собственность на землю составляла материальную основу взаимо-
отношений помещиков и крепостных крестьян, последние зависе-
ли от первых. Эксплуатация крестьян осуществлялась путем взи-
мания феодальной ренты. Три вида ренты: отработочная (барщи-
на), натуральная (натуральный оброк) и денежная рента (денеж-
ный оброк) должны были уплачиваться феодалу.
Основными функциями феодального государства были экс-
плуатация крестьян и охрана частной собственности феодалов.
Государство держалось не только за счет ренты с крестьян, но и
налогов, всякого рода штрафов, податей, пошлин, которые налага-
лись на ремесленников.
Единой системы права в масштабе государства не было, на
местах преобладали обычаи, нет деления на отрасли. Развито было
каноническое право – право церкви, господствующая религия воз-
водилась в ранг государственной. В связи с этим огромную власть
в этот период приобретает церковь, особенно в период феодальной
раздробленности. Феодальное право выражало волю и интересы
феодалов и помещиков, закрепляя привилегии отдельных сосло-
вий и подавляя любые попытки сопротивления и бунты крестьян
против угнетения и насилия. Буржуазный тип государства появля-
ется в результате буржуазных революций, которые покончили с
феодальным социально-политическим строем.
Буржуазное государство прошло два этапа своего развития и
во второй своей стадии становится демократическим государст-
вом. На первом своем этапе развития и в результате захвата поли-
тической власти буржуазией эксплуатация не исчезла, но изменила
свои формы. На защиту частной собственности капиталистов –
крупной буржуазии встало государство и право, угнетение проле-
тариата приобретало самые жесткие формы, присвоение результа-
тов чужого труда приводило к их бунту. Доминирующее положе-
ние занимает класс, обладающий капиталом и частной собствен-
ностью, он определяет экономическую, политическую основу бур-
жуазного общества, а рабочий класс обладает весьма низким соци-
альным статусом и доходами.
Буржуазное государство на втором этапе своего развития
(демократическом) функционирует на базе производственных от-
ношений, основанных на частной собственности на средства про-
изводства и юридической независимости рабочих от нанимателя.
Частная собственность и обладание становятся фундаментом
политической, социальной и личной свободы. Экономической ос-
новой буржуазного государства стали система хозяйствования,
основанная на частной собственности, появляется конкуренция,
отмечается рост национальных и транснациональных корпораций.
Государство само заинтересовано в сглаживании противоречий
между различными социальными слоями.
Важнейшими источниками права становятся Конституции,
нормативные акты, появляется независимый суд, разделение вла-
стей, демократическое избирательное законодательство, парла-
мент.
Социалистический тип государства – возникает в результате
социалистической революции, которая ниспровергает отношения
частной собственности и основанную на данных отношениях го-
сударственную машину.
Данная система экономических отношений базировалась на
государственной собственности на орудия и средства производст-
ва, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации
людей. Социалистическое государство – как исторический тип го-
сударства на первых этапах своего развития служило орудием
диктатуры пролетариата и держания политической власти трудя-
щихся классов.
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 932;