Билет № 2
Принятие Русью христианства, его значение для дальнейшего развития русской государственности и культуры.
Образование буржуазных партий в России: кадеты и октябристы, их программы и тактика.
Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей. В византийском церковно-государственном правосознании Император (Василевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности. Так, Киевскому великому князю в XII в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника[33]. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306—1328) — 77-е. Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо».
Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры, как наследнице античной традиции. Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие). Разрушались культовые сооружения — идолы, капища. Уничтожались представители реакционной русской духовной элиты: волхвы и ведуны. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева»). Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннего .
2) Кадеты
(конституционно-демократическая партия; официально — партия "народной свободы"), главная партия контрреволюционной либерально-монархической буржуазии в России. Оформилась в ходе Революции 1905—07 в России, 1-й учредительный съезд К., принявший программу и устав партии, состоялся в Москве 12—18 октября 1905. Созданию партии предшествовала деятельность либерально-буржуазного "Союза освобождения" и "Союза земцев-конституционалистов", которые и составили её ядро. Окончательно партия К. сконструировалась на 2-м съезде (Петербург, 5—11 января 1906), уточнившем программу партии и избравшем постоянный ЦК (1-й съезд, ввиду его малочисленности, избрал временный ЦК). Главными деятелями в руководстве К. были П. Н. Милюков, А. М. Колюбакин, В. А. Маклаков, А. И. Шингарёв, П. Б. Струве, Ф. И. Родичев, И. В. Гессен, А. И. Каминка, В. Д. Набоков, князья Павел Д. и Петр Д. Долгорукие, М. М. Винавер, А. А. Корнилов, кн. Д. И. Шаховской, И. И. Петрункевич и др. В 1906 партия насчитывала 70—100 тыс. членов. В составе ЦК преобладали представители буржуазной интеллигенции — адвокаты, профессора, литераторы, земские деятели, либеральные помещики. С февраля 1906 выходила газета "Речь", ставшая фактически центральным органом партии. В 1906 состоялись 3-й (Петербург, 21—25 апреля) и 4-й (Гельсингфорс, 23—28 сентября) съезды, а в 1907 (23—25 октября) — 5-й съезд К. в Гельсингфорсе. До 1916 съезды не созывались. Программа К., принятая в октябре 1905, оставляла вопрос о форме государственного строя открытым (§13 гласил: "Конституционное устройство Российского государства определяется основными законами"). Но через 3 мес., когда определился поворот в сторону поражения революции, 2-й съезд К. уточнил эту формулу: "Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией", с министерством, ответственным перед "народным представительством" — одно- или двухпалатным парламентом, избираемым на основе всеобщего избирательного права. Программа включала требования буржуазных свобод: слова, совести, собраний, передвижения, неприкосновенности жилища и т. и. Аграрная часть её предусматривала наделение землёй безземельных и малоземельных крестьян за счёт государственных, удельных, кабинетских и монастырских земель, а также частичного отчуждения частновладельческих земель по "справедливой" (нерыночной) оценке. По рабочему вопросу программа требовала распространения законодательства на все виды наёмного труда, постепенного ("по мере возможности") введения 8-час. рабочего дня; права рабочих на стачки и союзы; обязательного государственного страхования "с отнесением издержек на счёт предпринимателей". Особое внимание уделялось расширению прав земств и распространению их на всю страну, созданию мелкой земской единицы. По национальному вопросу К. требовали свободы языков; признания права автономии в пределах империи за Польшей и Финляндией. Сравнительная радикальность программы объясняется тем, что партия возникла в кульминационный момент революции и революционности масс и рассчитывала повести их за собой. Претензия на роль "вождя общенациональной оппозиции" основывалась на ошибочном представлении о политической отсталости крестьянства и убеждении, свойственном либерально-буржуазной интеллигенции вообще, что она выражает общенациональные "надклассовые" интересы. Главной линией К. было категорическое отрицание революции и противопоставление ей пути "мирного", "конституционного" развития России, стремление "овладеть революционной стихией", ввести её в русло "закономерной социальной реформы". До Манифеста 17 октября 1905 либеральная буржуазия частично, с оговорками, оправдывала и даже сочувствовала революционному движению, запугивая царизм революцией, она надеялась сделкой с ним получить "конституцию" за счёт народа. Манифест 17 октября, по мнению К., означал осуществление целей революции, начало "эры парламентарского творчества". После Декабрьских вооружённых восстаний 1905 К. резко повернули вправо. Они протестовали против "тирании революции", осуждали "безумие вооруженного восстания", тактику "крайних", особенно революционных социал-демократов.
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 786;