Объективы для управления перспективными искажениями
Съемка shift-объективом и обычным объективом |
PC-объективы (perspective control – управление перспективой), имеющие также название T-S (Tilt-Shift – наклон/сдвиг) еще более экзотическая, особенно для 35мм, оптика. Особая конструкция таких объективов позволяет наклонить или сместить оптическую ось объектива, что дает возможность контроля перспективных искажений на снимке, возникающих из-за непараллельности плоскости пленки и снимаемого объекта. К примеру, можно выпрямить "падающие" стены зданий при съемке архитектуры с нижней точки. Кроме того, наклоняя оптическую ось объектива, можно более гибко и в гораздо больших пределах, чем при помощи диафрагмы, управлять глубиной резкости. Среди производителей 35мм фотоаппаратуры лишь Canon в настоящее время может похвастаться целой линейкой T-S объективов для байонета EF – TS-E 24 мм f/3,5 L, TS-E 45 мм f/2,8 и TS-E 90 мм f/2,8. У Nikon в линейке оптики два объектива серии PC – PC micro 85/2.8 D и PC 28/3.5, а у Pentax только один объектив – Pentax 28mm f/3.5 Shift (без возможности наклона оптической оси). Minolta вообще не выпускает для AF-байонета объективов со сдвигом или наклоном оптической оси. Среди независимых производителей оптики единственный шифт-объектив Arsat-Н 35/2.8 shift (другое его название – Мир-67Н) выпускает ПО "Арсенал" (Украина).
Использование софт-объектива в портретной съемке (слева) |
Софт-фокусные объективы тоже выпускаются в небольшом ассортименте. Их оптическая конструкция сделана таким образом, чтобы получить эффект "мягкого фокуса" (когда резкое изображение дополняется романтическим ореолом, скрадывающим мелкие ненужные детали). Применяется этот эффект довольно часто при съемке портретов, поэтому основная масса софт-объективов выпускается с фокусным расстоянием в "портретном" диапазоне 85-135мм, хотя есть и исключения – например широкоугольный объектив Pentax FA 28mm f/2.8 Soft. В принципе, похожий эффект "мягкого фокуса" можно получить и на любом другом подходящем объективе, установив специальный смягчающий фильтр. Однако применение софт-объективов дает фотографу ряд преимуществ. Софт-эффект на большинстве объективов можно легко и просто регулировать одним движением кольца вплоть до полного отключения (то есть возможности получить нормальное контрастное изображение). Кроме того, софт-эффект большей части специализированных объективов в гораздо меньшей мере зависит от значения диафрагмы при съемке, чем в случае применения софт-фильтров, и гораздо лучше управляем.
Еще одна категория специальных объективов, предназначенных для портретной съемки – это объективы с управляемым размытием изображения в зоне нерезкости. Отличительная особенность объективов, входящих в эту группу – возможность раздельного управления глубиной резкости основного (резкого) плана и степенью размытия нерезких заднего и переднего планов. Применяя объективы с управляемой дефокусировкой вместо традиционных портретных объективов, можно не искать опытным путем компромисс между глубиной резкости и степенью размытости заднего плана, а получить, как говорится, "все и сразу". Основные представители этого класса – объективы Minolta STF 135mm f/2.8 [T/4.5], Nikkor AF DC 105 мм f/2D и Nikkor AF DC 135 мм f/2D.
Макро-объективы, как следует из их названия, предназначены для макросъемки, то есть фотографирования в крупном масштабе. Обычно макрообъективы предполагают съемку в масштабе 1:1 (реже – 1:2) и мельче. Термин "масштаб изображения" означает соотношение изображения объекта на пленке с его реальными размерами. К примеру, при масштабе 1:1 (произносится как "один к одному") размеры объекта съемки и его изображения на пленке будут одного размера, а при масштабе 1:4 ("один к четырем") – изображение будет иметь размер в четыре раза меньше объекта съемки. При съемке в крупном масштабе у обычных объективов, не предназначенных специально для макросъемки, резкость ухудшается как по центру изображения, так и, особенно, по краям. Поэтому макрообъективы отличаются не только более коротким минимальным расстоянием фокусировки, но и гораздо более сложной оптической конструкцией, а также - меньшей светосилой, чем у обычных объективов такого же фокусного расстояния. В конструкции современных макрообъективов для поддержания высокой резкости (одного из главных параметров макро-объектива!) во всем диапазоне фокусировки очень часто применяются "плавающие" оптические элементы.
Наиболее распостранены макро-объективы с фокусным расстоянием 50-60мм, 90-105мм и 180-200мм. Выбор необходимого фокусного расстояния объектива при макросъемке так же, как и в случае остальной оптики, диктуется в основном требованиями удобства и правильности передачи перспективы. К примеру, макрообъектив с фокусным расстоянием 200мм чрезвычайно удобен для "фотоохоты" за бабочками, жуками и другими насекомыми. Такой объектив позволяет вести съемку в крупном масштабе с достаточно большого расстояния. "Сотка"-макро незаменима для каталожной съемки мелких предметов. Ну а с 50мм макрообъективом весьма удобно, например, заниматься репродукцией.
Кроме привычных уже макро-объективов, некоторые фирмы также предлагают и нестандартные решения в области оптики для макросъемки. К примеру, Nikon выпускает макро-объектив с переменным фокусным расстоянием AF Micro Nikkor 70-180/4,5-5,6 D ED, обеспечивающий максимальный масштаб съемки 1:1,32 (с насадочной линзой № 6Т возможна съемка в масштабе до 1:1). Canon и Minolta предлагают оптику для съемки в масштабах еще крупнее, чем 1:1. Это объективы Canon MP-E 65 мм f/2,8 1-5x Macro (максимальный масштаб съемки 5:1) и Minolta AF Macro Zoom 3x-1x f/1.7-2.8 (максимальный масштаб съемки 3:1).
Приставку "macro" можно увидеть и в названии некоторых зум-объективов и фиксфокалов общего назначения (особенно – производства "независимых" фирм). Обычно надпись "макро" пояляется у объектива, если он позволяет фотографировать в масштабе 1:4 или крупнее. В любительской съемке макро-возможности объектива часто весьма востребованы. Конечно, такие объективы не дают того же качества изображения, что и специализированные макрообъективы, спроектированные для макросъемки. Поэтому, если вы серьезно занимаетесь съемкой в крупном масштабе, то без настоящего макрообъектива вам не обойтись.
Зеркально-линзовые объективы известны многим по отечественным "бочонкам" типа МТО, ЗМ и Рубинар. В конструкцию зеркально-линзового объектива входят два сферических зеркала, благодаря чему свет перед попаданием на пленку проходит через объектив три раза. Соответственно, такие объективы получаются весьма компактными, хотя и имеют ряд недостатков в сравнении с традиционными схемами. К примеру, задиафрагмировать зеркально-линзовый объектив нельзя, поэтому управление экспозицией можно производить только за счет подбора выдержки. Зеркально-линзовые объективы имеют достаточно специфический характер размытия контуров объектов, попавших в зону нерезкости – на фотографии они воспроизводятся в виде характерных "бубликов". Сейчас зеркальные объективы достаточно редки, хотя и присутствуют в линейках оптики некоторых фирм. Существует даже зеркальный зум-объектив Pentax Reflex 400-600mm f/8-12. Зеркально-линзовые объективы также относительно недороги. Поэтому они представляют собой экономный вариант получить эффект сверхтелевика, особенно если использовать еще и телеконвертер.
Дата добавления: 2015-03-23; просмотров: 741;