Произведения античных авторов

Греческие колонисты, торговцы и наёмники уже в VII в. до н. э. в большом количестве проникают в Египет. Египетские фараоны XXVI династии усиленно вербуют греческих, главным образом ионийских, наёмников, поощряют торговлю греков с египтянами и способствуют греческой колонизации в Египте. В дельте возникают греческие колонии, как, например, Навкратис. Греческие философы и политические деятели Фалес, Анаксимандр, Демокрит и Солон путешествовали по Египту, стремясь овладеть знаниями и тысячелетней мудростью египетского народа. Поэтому в трудах греческих писателей — историков и географов — мы найдём много интересных сведений, касающихся древнего Египта[2].

Наиболее полный очерк истории и культуры древнего Египта сохранился у греческого историка Геродота, посвятившего вторую книгу своего обширного исторического труда древнему Египту. Геродот не знал древнеегипетского языка и иногда был вынужден черпать свои сведения у мало осведомлённых лиц. Но живой интерес Геродота к культуре древней страны пирамид, его своеобразный историко-повествовательный талант и некоторые его попытки отнестись критически к тем или иным историческим сведениям делают его красочный и яркий рассказ интересным даже для современного историка. Многие свидетельства Геродота подтверждаются древнеегипетскими источниками, а те легенды и сказки, которыми он пересыпает свой исторический рассказ, являются ценными обломками греко-египетского фольклора и исторических сказаний, занимавших столь крупное место в художественной литературе Египта первого тысячелетия до н. э. Стремясь дать по возможности полный очерк истории и культуры древнего Египта, Геродот описывает природные условия долины и дельты Нила, обычаи и религиозные верования древних египтян, сообщает некоторые сведения о хозяйстве и общественном строе страны. Говоря о природе древнего Египта, Геродот отмечает огромное значение разливов Нила для развития земледельческого хозяйства в древнем Египте. По его словам, «река наводняет и орошает поля, а оросивши, вступает в свои берега: тогда каждый засевает своё поле и пускает на него свиней, которые и втаптывают семена в землю». Описывая обычаи древних египтян, Геродот указывает на их своеобразие, которое можно объяснить в значительной мере тем, что древнеегипетская культура, возникнув в глубокой древности, в течение ряда тысячелетий развивалась самостоятельно[3].

Геродот подробно останавливается на описании египетской религии и высоко оценивает египетскую культуру. Подчёркивая её достижения, он говорит, что египтяне первые установили особый календарь, разделив год на 12 частей, основываясь при этом на астрономических наблюдениях. Одновременно с этим Геродот правильно отмечает влияние древнего Египта на греческую культуру. Эта же мысль нашла своё яркое отражение в труде Гекатея (IV—III вв. до н. э.), который старался показать, что греческие законодатели во многом использовали опыт государственной организации древнего Египта. Геродот дал много ценных сведений о религии древних египтян. Он правильно описал обрядовый характер египетской религии, отметив огромные богатства и большое влияние жречества. Внимание Геродота не мог не привлечь своеобразный, доведённый до крайности культ священных животных, в частности быка, сокола, собаки, кошки и даже крокодила. Подробно описывает Геродот праздники и мистерии древних египтян, связанные с культом Озириса, получившим широкое распространение в Египте и в античном мире.

Большое внимание уделил Геродот и политической истории древнего Египта. Он сохранил в своём труде предание о древнейшем основателе Египетского государства Мине, имя которого сохранилось в родословных египетских фараонов. Его рассказ о постройке пирамид фараонами IV династии, которые, жестоко угнетая народ, использовали для этой цели труд множества людей, отличается яркой красочностью. Значительно достовернее и подробнее его рассказ, описывающий события египетской истории позднейшего времени — саисской и персидской эпох (VII—VI вв. да н. э.). Диодор, живший в I в. до н. э., посетил Египет приблизительно на 400 лет позднее Геродота, поэтому он не смог лично собрать столько ценных наблюдений над культурой древнего Египта, как Геродот. С другой стороны, Диодор смог использовать при составлении своего обширного труда по всеобщей истории много трудов различных греческих историков, как, например, Гекатея Абдерского и Агатархида, к сожалению, относясь к ним недостаточно критически. Однако современный историк может извлечь из очерков Диодора много ценных сведений, в свою очередь заимствованных Диодором из книг более ранних историков, труды которых лишь отчасти сохранились до нашего времени. Так, Диодор даёт подробное описание природных условий Египта и рассказывает о попытке фараона Нехо соединить каналом восточный рукав Нила с Красным морем. Он идеализирует государственный строй древнеегипетской деспотии, описывая особенности древнеегипетского законодательства и административного управления. Так, Диодор говорит, что каждое прошение в суд должно было подаваться в письменной форме и что пять царей до персидской эпохи вводили новые законы. Диодор с большой похвалой отзывается о древнеегипетских законах. Вообще Диодор даёт высокую оценку древнеегипетской культуре, указывая на то влияние, которое древний Египет оказал на античный мир. Особенно большой интерес в труде Диодора представляет описание египетской истории во время господства персов и тех событий, которые относятся к позднейшим периодам истории Египта. Очень подробно и во многом точно описывает Диодор эксплуатацию египтянами золотых рудников, расположенных в Нубии, где, по его словам, осуждённые преступники, «закованные в цепи, работают без устали день и ночь, лишённые даже возможности надеяться на побег, ибо они находятся под надзором иноземных воинов»[4].

В большом географическом и отчасти историко-географическом труде Страбона можно найти множество сведений о древнем Египте. Эти сведения касаются главным образом природы и населения Египта и соседних стран. Широко использовав труды своих предшественников, Страбон очень подробно описывает Нил, его разливы, систему естественного и искусственного орошения, растительность и животный мир Египта. Затем Страбон переходит к описанию хозяйственной жизни древних египтян. Особенно отмечает Страбон систему каналов и шлюзов, при помощи которых регулировали водоснабжение Фаюмского оазиса, одного из богатейших земледельческих районов Египта. Далее Страбон описывает оливководство, способы изготовления растительного масла, виноделие, отмечая в частности богатейший в хозяйственном отношении Арсинойский округ. Ценные сведения сообщает Страбон о племенах, живших по соседству с Египтом, в частности о племенах Эфиопии, отмечая низкий культурный уровень этих племён. Подобно Геродоту и Диодору Страбон счёл необходимым указать на то влияние, которое культура древнего Египта оказала на Грецию. По словам Страбона, такие известные греческие учёные и философы, как Евдокс и Платон, долго жили в Египте и многому научились у египетских жрецов[5].

Большое значение для изучения египетской религии имеет книга Плутарха Херонейского (46—120 гг. н. э.) «Об Изиде и Озирисе», содержащая единственное полное сохранившееся до нашего времени описание широко распространённого в Египте и во всём античном мире мифа и культа богов природы Изиды и Озириса. Хотя Плутарх описывает египетскую религию в её поздней, сильно изменённой иноземными влияниями форме и рассматривает её сквозь призму своего собственного мировоззрения, пропитанного греко-восточной религиозной философией, однако его описание исторически ценно, так как оно основано на использовании большого количества источников, часть которых не сохранилась. Свидетельства Плутарха во многом подтверждаются египетскими источниками. Так, Плутарх в полном соответствии с египетскими надписями называет Озириса богом первородной влаги и олицетворением Нила. По его словам, «мудрые жрецы не только называют Нил Озирисом, а море Тифоном, но Озирисом считается у них вся влажная первостихия; её они считают причиной возникновения и сущностью семени»[6]. Особое место среди античных авторов, писавших об Египте, занимает историк Манефон (IV—III вв. до н. э.). Манефон был египетским жрецом (первосвященником) в царствование Птолемея I Сотера и Птолемея II Филадельфа, когда Египет находился под сильным культурным влиянием греков. Благодаря своему высокому жреческому сану Манефон имел доступ к египетским храмовым архивам и библиотекам и мог подробно изучить древнеегипетские источники. Будучи приобщён к более высокой греческой образованности своего времени, он имел возможность подойти к составлению истории Египта во всеоружии знаний и критических методов, накопленных греческой наукой. К сожалению, труд Манефона в полном виде не сохранился. Дошли до нашего времени лишь краткие выдержки у некоторых поздних писателей, в частности у Иосифа Флавия (I в. н. э.) и Евсевия (IV в. н. э.). Сохранился переданный позднейшими историками краткий конспект труда Манефона, содержащий перечень фараонов, объединённых в 30 династий, с краткими сведениями исторического характера и хронологическими датами. Однако эти скудные обломки исторического труда Манефона представляют большую научную ценность для восстановления политической истории и хронологии Египта. Некоторые выдержки из труда Манефона, как, например, описание гиксосского завоевания, представляют большой исторический интерес, ибо они дополняют скудные источники этой эпохи[7].

Труд Манефона пользовался большим уважением среди античных и раннехристианских писателей. На Манефона ссылались различные авторы. Синкелл указывает, что Манефон пользовался в качестве источников египетскими надписями. Евсевий сообщает, что «Манефон египтянин облёк не только всю египетскую историю в греческую форму, но и всю их систему богословия». Однако современный историк должен критически подходить к выдержкам из труда Манефона, учитывая в первую очередь факт их позднейшей переработки, а также своеобразие взглядов самого Манефона.

Значительно меньше сведений о древнем Египте сохранилось в трудах римских писателей и историков. Тацит, живший в I—II вв. н. э., сохранил лишь бледные воспоминания о культуре древнеегипетского народа. Однако, говоря о древней стране пирамид, он описывает сохранившиеся до его времени гигантские развалины древних Фив и те надписи, которые ещё сохранились на стенах древних полуразрушенных дворцов и храмов. По его словам, римляне, посещавшие Египет, могли ознакомиться с содержанием этих своеобразных надписей благодаря старым египетским жрецам, которые могли ещё переводить древние тексты. Далее Тацит описывает войны египетского царя Рамзеса и сообщает о той дани, которую египетские цари взимали с завоёванных стран. Перечни этой дани, как вполне справедливо сообщает Тацит, сохранились на стенах фиванских храмов[8].

Интересные сведения о древнем Египте и древнеегипетской культуре сообщает Аммиан Марцеллин (IV в. н. э.). Он тоже описывает развалины древней столицы Египта — Фив, в частности бассейны, огромные статуи и обелиски, а также своеобразные картинные надписи древних, египтян. Аммиан Марцеллин особенно подчёркивает высокий уровень древнеегипетской культуры, наследие которой во многом было использовано греческими учёными, писателями и художниками в тот период, когда Александрия стала важным центром египто-греческой культуры.

 








Дата добавления: 2015-03-23; просмотров: 1603;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.