БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этот небольшой роман 1884 года не без оснований называют энциклопедией декаданса. Хрупкий аристократ Флорессас Дез Эссент, исчерпав до дна чашу наслаждений (а попросту говоря — изрядно поистаскавшись), решает удалиться от мира. Покупает домик в уединенном месте под Парижем и до последней мелочи приспосабливает его к своим декадентским вкусам. Гюисманс подробно перечисляет все ухищрения Дез Эссента — герой делает все, чтобы его жизнь протекала наоборот, не как у обычных людей.

 

Добропорядочные буржуа XIX века разинув рты постигали новый для себя modus vivendi. Дез Эссент устраивал обонятельные оргии, доводя себя до обмороков парфюмерными эссенциями из разных флакончиков. Просил ювелира инкрустировать панцирь живой черепахи редкими драгоценными камнями — разумеется, не бриллиантами, ведь они стали символами пошлости после того, как их принялись вдевать в уши и носить на пальцах разбогатевшие лавочницы. Часами смаковал французских религиозных писателей XVII века и современных ему поэтов-декадентов (имена которых большинство читателей впервые узнавали как раз из Наоборот), а главное — латинскую литературу периода ее постепенного вырождения — с III по X век.

 

Собственно, само слово декаданс, то есть упадок, в романе употребляется в узком значении — подразумевается упадок латыни. Но после выхода романа это понятие стали использовать для обозначения образа жизни. Более того, по этой книге стали строить жизнь.

 

Роман "Наоборот" вышел в свет в середине мая 1884 года. Практически в это же время "The Morning News" публикует интервью О.Уальда, где он так отзывается о романе: "Последняя книга Гюисманса одна из лучших, что я когда-либо читал". Повсюду об этой книге говорили как о "путеводителе по декадансу". Исследователи, такие как Э.Старки, Г.Хок, дж.Манро, едины во мнении, что роман Гюисманса находит отражение в романе самого Уальда в качестве той книги, что послужила толчком Дориана Грея на путь пагубных удовольствий и в конечном итоге привела в его гибели. Тем не менее, в тексте Уальд ни разу не упоминает ни автора, ни название книги, так что на этот счет остается только гадать, тем более, что в корреспонденции Уальда существуют указания на то, что та "желтая книга" выдумана самим Уайльдом, хотя и действительно под влиянием "Наоборот" Гюисманса. "Книга в "Дориане Грее" частично навеяна романом Гюисманса "Наоборот" ... ", - пишет Уайльд в переписке с Э.У. Преттом.

Говоря о культуре fin de siХcle в ее декадентском характере, можно выделить следующие творческие установки: индивидуализм, стремление к искусственности и изощренности, часто переходящие в эстетизм, манерность, культ чувственности и аристократическое презрение ко всему обыденному, тяготение к демонической мистике и морализаторству.

Всё это можно найти в романе "Наоборот", который назван "Библией декаданса". Это произведение не только оказало большое влияние на культуру fin de siХcle, оно представляло собой целую эстетическую программу, нашедшую своих приверженцев.

Герой "Наоборот" - Жан дез Эссент - является типичным культурным героем романа "конца века". Его жизненная цель заключается в преобразовании окружающего его мира в особенный, "свой" - мир наоборот.

СИМВОЛИКА ЦВЕТА. Итак, оставались лишь три цвета: красный, желтый, оранжевый.

Дез Эссент выбрал оранжевый, подтвердив тем самым теорию, которую всегда считал математически точной: художественные натуры связаны с цветом, любимым и, выделяемым ими".

Любовно, тщательно обставляются комнаты, герой уделяет внимание любым мелочам. И все эти мелочи призваны создать для него мир искусственный, мир наоборот. При этом герой не ставит себе целью эпатировать общество, от которого он удалился, цель его - создать идеальный мир, мир, который соответствовал бы его представлениям о красоте.

И основным критерием красоты оказывается ее искусственность.

Дез Эссент - человек "конца века" - изысканный, утонченный и образованный. Это Эстет, человек "наоборот", одинокий, уставший, утративший от суеты, искатель жизненной правды, всё испытавший и всем пресытившийся, но так и не нашедший ни покоя, ни кого-то, близкого ему по духу и интеллекту. Герой старается окружать себя красотой, но окружен моральным разложением мира, действующим на него пагубно даже сквозь созданный собственноручно искусственный мир наоборот.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ








Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1289;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.