Реформы Коммуны
Руководители Парижской Коммуны заявили о своем желании провести реформы: заменить постоянную армию вооруженным народом, ввести выборность и сменяемость чиновников государственного аппарата, отделить церковь от государства, ввести бесплатное обучение, справедливо организовать труд и др. Многое сделать Коммуна не смогла, но она освободила парижан от долгов по квартирной плате, вернула без выкупа владельцам заложенные в ломбардах вещи и др.
С апреля 1871 г. между бойцами отрядов Коммуны и версальскими войсками начались вооруженные столкновения. Но силы были неравны, т. к. Бисмарк стал досрочно возвращать пленных французских солдат, и Тьер использовал их для борьбы с коммунарами. Кроме того, версальцы получали от германского командования оружие и боеприпасы. Провинция коммунаров не поддержала, т. к. правительство Тьера разжигало ненависть к парижанам, которые «осмелились поднять мятеж», когда враг оккупировал часть страны. Обе стороны вели себя очень жестоко. Ссылаясь на убийство генералов Леконта и Тома, версальцы расстреливали пленных коммунаров. В ответ на это Парижская коммуна приняла декрет о заложниках, которыми становились состоятельные парижане, заподозренные в симпатиях к версальцам. Среди заложников оказались даже епископ и несколько священников. Жестокость коммунаров оттолкнула многих парижан, тем более что, как всегда бывает в таких случаях, ситуацией воспользовались представители городского «дна», видевшие во всем происходящем возможность убивать и грабить.
21 мая версальцы начали штурм Парижа. Им удалось прорваться в город, т. к. они хорошо были вооружены. Началась жестокая схватка. Версальцы расстреливали баррикады, сооруженные коммунарами, из пушек, а затем прорывались через бреши.
Коммунары защищали каждую улицу, каждый дом. Сопротивление их длилось до 28 мая, когда последних защитников коммуны расстреляли у каменной стены кладбища Пер—Лашез. После этого версальцы развязали кровавый террор против участников Парижской Коммуны. В городе действовали военно—полевые суды, и многих парижан расстреливали без суда и следствия. Эта неделя вошла в историю Франции как «кровавая майская неделя». Потери коммунаров при этом составили более 30 тыс. убитых – погибших в боях и расстрелянных во время террора, а потери версальцев – всего менее 1 тыс. человек. Особенно много среди убитых коммунаров было рабочих и ремесленников. Кроме того, версальцы арестовали 36 тыс. человек, отправили в ссылку в Новую Каледонию – 7,5 тыс. человек, среди них 31 женщину. Современники Парижской Коммуны по разному относились к этому событию. Для одних – это жестокий бунт, вызванный анархией, безвластием, чуть ли не повторение якобинского террора, для других – великий подвиг, попытка осуществить утопическую мечту об обществе, где будет торжествовать социальная справедливость и демократия. Парижская Коммуна еще раз показала необходимость политического компромисса между правительством и народом.
Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 1812;