ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ
Особое место среди французских мыслителей XVIII в. занимает по своим классовым позициям ранний провозвестник материалистического мировоззрения, утопический коммунист Жан Мелье (1664–1729).В оставленном им единственном произведении – «Завещании» он подвергает острой критике не только общественные отношения феодальной Франции, но и основы классового общества в целом. По своим философским взглядам Мелье является материалистом и атеистом.
Другой представитель французского Просвещения Шарль Луи Монтескьестоял на позициях деизма, признавал существование Бога как разумного первоначала и творца мира. Однако, пытаясь вскрыть закономерности общественного развития, он в противоположность религиозно—идеалистическим представлениям стремился найти основы общества в пределах естественных связей, не обращаясь к Богу.
Политические воззрения Монтескье, в частности его учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей между независимыми, но контролирующими друг друга инстанциями, носили прогрессивный характер, т. к. были направлены против феодально—абсолютистских порядков. Общественное учение было изложено Монтескье в сочинении «О духе законов».
Самым выдающимся вождем умеренного крыла французского Просвещения был Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) – (1694–1778).Вольтер в сотрудничестве с Дидро и Даламбером активно участвовал в создании «Энциклопедии». Вольтер находился на позициях деизма – Бог является для Вольтера пер—водвигателем и законодателем Вселенной, ее высшим разумным творческим началом. Вольтер считал, что вера в Бога необходима как основа морали и узда для народных масс. Вольтер видит истоки религии в невежестве людей и в корыстных интересах церковников, которые применяют самые жестокие средства (инквизицию), чтобы в союзе с аристократией охранять свою власть и свои богатства.
Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 673;