Проблема первоначала

 

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции. В отличие от Востока, философия здесь зародилась и развивалась в тесной связи с зачатками наук о природе. Первые греческие философы стремились ответить на вопрос о том, что находится в основе мира, из чего всё произошло, что лежит в основе всего? Таким образом, для раннегреческой философии характерен космоцентризм: в центре внимания философов находился мир в целом. Космос по-гречески означает порядок. Согласно древнегреческой мифологии, вначале существовал хаос (беспорядок), который затем был упорядочен.

Главной проблемой, которую пытались решить раннеантичные философы, был опрос о первоначале мира. При этом каждый мыслитель стремился дать на него свой ответ, не соглашаясь с другими.

Первые известные нам древнегреческие философы жили в городе Милет, поэтому их объединяют в милетскую школу философии. Её основоположник, Фалес (640/624 – 548/545 до н.э.), всё многообразие существующих вещей, процессов и явлений сводил к единому первоначалу – воде. Он считал, что все вещи возникли из воды и, разрушаясь, снова превращаются в воду. Вода здесь рассматривается как стихия природы, элемент материи и первооснова, субстрат всех вещей. Аналогичные воззрения развивали ученик Фалеса Анаксимандр (около 610 – 546 до н.э.) и ученик Анаксимандра Анаксимен (585/560 – 525/502 до н. э). У Анаксимена таким субстратом и первоосновой всех вещей является конкретная природная стихия – воздух. Его уплотнение ведёт к образованию огня, воды, земли и т.д. У Анаксимандра первооснова – это апейрон: неопределённое, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало. По Анаксимандру, ни одна из известных стихий природы не может считаться первоначалом, так как все они равнозначны и должны были возникнуть из какой-то иной частицы.

В значительно большем объёме до нашего времени сохранились взгляды философа из города Эфес Гераклита. В качестве первоначала мира Гераклит предложил огонь, так как только огонь всегда пребывает равным самому себе, неизменным во всех превращениях. Мир, по Гераклиту, – это нечто упорядоченное (космос). Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Таким образом, в мире господствует логос – всеобщая закономерность. В основе данной закономерности находится всеобщая изменчивость, общая текучесть вещей и явлений. Движение, по Гераклиту, вечно. Известны его выражения о том, что «всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного» и о том, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды, так как «на входящего в одну и ту же реку текут всё новые и новые воды». Таким образом, Гераклит является основоположником диалектики как стиля мышления.

 








Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 1369;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.