Исторические типы мировоззрения

Мировоззрение всегда отражает характер конкретного исторического типа культуры и в своих содержательно-нормативных структурах воспроизводит целостный образ социокультурного пространства эпохи, основные её смысловые и ценностные характеристики.

Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. В зависимости от субъекта – носителя мировоззрения выделяют личностную его форму, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определённой исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить о: а) нетеоретическом мировоззрении, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение; б) философско-теоретическом мировоззрении; в) научном мировоззрении.

Наиболее традиционная классификация – историческая типология мировоззрений. В ней выделяют следующие типы мировоззрения: обыденное, мифологическое, религиозное, философское.

Обыденное мировоззрение основывается на «здравом смысле», поэтому включает в себя неточности и ошибки. Оно не проникает в сущность явлений, отличается несистематичностью, необоснованностью.

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, что позволяло представлять окружающие предметы как двойственные по своей природе: человеческие и божественные, утилитарные и символические одновременно. Такая целостность мифологического мировоззрения была исторически необходимым этапом духовно-практического освоения реальности в эпоху архаических форм социальной организации. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

Религиозное мировоззрение исторически зарождается в недрах мифологического сознания и первоначально несёт на себе отпечаток многих его черт. В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного Космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога не сводится к простому и непосредственному принятию индивидом религиозного ритуала и культовых действий, имеющих божественное происхождение, а предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом.

Пока мифология и религия владели сознанием людей, у них не возникало побуждений самостоятельно, на основе рациональных рассуждений и аргументов ответить на вопросы о смысле бытия и человеческого существования. Сложившаяся система мифологических и религиозных представлений в целом отвечала уровню развития и потребностям архаичных обществ. Однако переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения. В нём представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Своей устремлённостью к фундаментальным вопросам бытия, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако, в отличие от искусства и мифологии, она стремится, прежде всего, не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Философия подвергает рационализации складывающиеся в различных сферах духовной культуры образы мира и человека, выраженные в форме категорий культуры. В этом процессе происходит формирование языка философии как совокупности предельно обобщённых категориальных форм или особых идеальных объектов. Благодаря этому философия в значительной мере преодолевает чувственно-эмоциональную конкретность и образность художественно-мифологического мышления и метафоричность языка дофилософских форм мировоззрения.

 

Рекомендуемая литература

1. Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. – Минск, 2008.

2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2010.

3. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.

4. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001.

5. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С. Стёпин [и др.]; / под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск, 2007.

6. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003.

7. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.– 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

8. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2001.

9. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А. Харина. – Минск, 2007.

10. Ахутин, А.В. Дело философии / А.В. Ахутин // Архэ – М., 1996. – Вып. 2.

11. Библер, В.С. Быть философом / В.С. Библер // Архэ. – М., 1996. – Вып. 2.

12. Виндельбанд, В. Что такое философия / В. Виндельбанд // Избранное: дух и история / В. Виндельбанд. – М., 1995.

13. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.

14. Хайдеггер, М. Что такое философия? / М. Хайдеггер // Вопр. философии – 1993. – № 8.

 








Дата добавления: 2015-03-19; просмотров: 1376;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.