БОЛЕЗНЬ ОТ КОШАЧЬИХ ЦАРАПИН
Определение. Болезнь от кошачьих царапин — инфекция, характеризующаяся безболезненным, иногда нагнаивающимся региональным лимфаденитом, развивающимся после получения царапин или тесного контакта с кошками. На месте внедрения возбудителя обычно обнаруживается местный очаг, и 90% больных сообщают о наличии царапин или контакта с кошкой.
Этиология. Этиология болезни от кошачьих царапин остается неустановленной. К микроорганизмам, которым ранее приписывали роль возбудителей, относятся кислотоустойчивые бактерии, хламидиоподобные микроорганизмы и вирусы. В настоящее время кандидатом на роль возбудителя болезни является мелкая, плеоморфная, предположительно грамотрицательная бактерия, идентифицированная при импрегнации серебром по Warthin—Starry в лимфатических узлах 25 из 34 больных с клиническими и гистологическими признаками болезни от кошачьих царапин. Наиболее часто микроорганизм обнаруживается в стенках капилляров и в макрофагах, выстилающих синусы или зародышевые центры, значительно реже — в участках нагноения или формирования микроабсцессов. Этот же микроорганизм был обнаружен в биоптате из очагов поражения на коже. Из лимфоузла одного из больных был выделен микроорганизм аналогичных размеров. Предполагаемый возбудитель оказался плеоморфным, неопределенно окрашивающимся по Граму и по всей вероятности относящимся к, бактериям рода Rothia. Бактерии этого рода являются частью нормальной орофарингеальной флоры. В экспериментах in vitro была установлена чувствительность возбудителя к пенициллину, эритромицину, котримоксазолу (Cotrimoxazole), цефалоспоринам и клиндамицину (Clindamycin). Постулаты Коха не подтверждены в отношении этого микроорганизма.
Эпидемиология. Болезнь известна во многих географических зонах. Наиболее часто она наблюдается осенью и зимой, причем 75% заболеваний регистрируется у детей. Положительная реакция на кожные пробы с антигеном выявляется у 3— 20% населения. Как установлено на основании анализа положительных реакций на кожные пробы с антигеном, лица, имеющие частые контакты с кошками (ветеринарные врачи или люди, имеющие бытовой контакт), значительно чаще, чем ин-тактные лица, имеют в анамнезе указание на это заболевание, перенесенное в прошлом. Установлено, что кошки являются только переносчиками инфекции. Животные, как правило, не болеют и дают отрицательные реакции на кожные пробы с антигенами. Семейное распространение этой инфекции, проявляющееся последовательным развитием нескольких заболеваний на протяжении месяцев или лет, позволяет предположить, что кошки служат интермиттирующими или долговременными носителями инфекции. Развитие сходного синдрома было описано после царапин, нанесенных обезьянами, и повреждений, вызванных неустановленными объектами.
Патологические изменения. Гистопатологические изменения лимфатических узлов не имеют специфического характера. Описаны три стадии развития заболевания: в ранних очагах выявляется ретикулоклеточная гиперплазия; в более зрелых очагах формируются гранулемы; в позднем периоде болезни в очагах обнаруживаются микроабсцессы. Гистологический характер изменений сходен с аналогичными, наблюдаемыми при атипичных микобактериальных инфекциях, венерической лимфогранулеме, токсоплазмозе, саркоидозе, бруцеллезе, туляремии и даже болезни Ходжкина.
Проявления. Инкубационный период составляет от 3 до 10 дней. В типичных случаях очаг представляет собой приподнятую, слегка болезненную, незудящую папулу, которая, прогрессируя, образует в течение 2—3 дней везикулы или струпы. Описаны множественные первичные очаги. Очаг часто выглядит как укус насекомого и обычно не побуждает больного обратиться к врачу. Примерно у 40% больных первичный очаг не выявляется, а у некоторых в анамнезе отсутствует указание на предшествующую травму.
Регионарная лимфаденопатия проявляется в период от нескольких дней до
6 нед после внедрения инфекции. Как правило, аденопатия проявляется в одном каком-либо участке тела и бывает односторонней и асимметричной, в большинстве случаев в процесс вовлекается только один лимфатический узел. Подмышечные, шейные, околоушные, подчелюстные, паховые, бедренные или эпитрохлеарные лимфатические узлы с одной стороны становятся размягченными и болезненными, часто это сопровождается покраснением кожи в области пораженного узла. Иногда лимфатические узлы нагнаиваются, размягчаются и спонтанно дренируются, свищи полностью заживают с формированием на месте их нежных рубчиков. Болезненность лимфатических узлов постепенно уменьшается, а безболезненные плотные, увеличенные лимфатические узлы обнаруживаются пальпаторно в течение нескольких недель или даже месяцев. За редким исключением, генерализованное увеличение лимфоузлов не выявляется, селезенка не пальпируется.
Системные симптомы обычно выражены слабо и проявляются головной болью, лихорадкой и недомоганием, которые в течение нескольких дней ликвидируются. Заболевание может сопровождаться ознобом и повышением температуры тела до 40°С, но такие проявления крайне редки. У многих больных не отмечается никаких симптомов. Иногда во время начальных стадий болезни появляются транзиторные макулярные или везикулярные высыпания, исчезающие в течение 48 ч. Могут также наблюдаться узловатая эритема и мультиформная или тромбоцитопеническая пурпура.
К другим клиническим формам этой болезни относятся энцефалит, характеризующийся лихорадкой, судорогами, нарушением сознания, невысоким плеоцитозом в цереброспинальной жидкости и повышением содержания белка (эти изменения при выздоровлении обычно нормализуются); железисто-глазной синдром Парино, характеризующийся, гранулематозным конъюнктивитом и увеличением гемолатеральных околоушных узлов; мезентериальный лимфаденит; спонтанно излечивающиеся остеолитические костные очаги; тромбоцитопеническая и нетромбоцитопеническая пурпура. При всех этих синдромах для постановки диагноза болезни от кошачьих царапин необходимо наличие характерных для этой болезни диагностических критериев.
Диагностика. Прежде чем будет подтвержден диагноз болезни от кошачьих царапин, должно быть установлено наличие следующих критериев: сведения о контакте с кошкой; первичный очаг поражения; регионарная лимфаденопатия; положительная внутрикожная проба; гистопатологические изменения, характерные для болезни от кошачьих царапин, в биоптате из лимфатического узла (этот критерий не является обязательным, если есть положительные результаты внутри-кожного теста); выявление предположительного этиологического бактериального . агента в первичном очаге поражения или лимфатическом узле и неудачи при поисках другого этиологического агента.
Специфическая диагностика основывается на результатах кожной пробы. В США нет стандартного коммерческого антигена для постановки кожных проб. Он приготавливается путем смешивания одной части гноя, аспирированного из пораженного лимфатического узла, с тремя частями изотонического раствора с последующим инактивированием полученной смеси путем нагревания или облучения. Положительная реакция проявляется в течение 24—48 ч как замедленная реакция туберкулинового типа и проявляется уплотнением диаметром 5 мм и более и эритемой размером 10 мм. Хотя активность отдельных партий антигена варьирует, больные, реагирующие на антиген одной партии, обычно реагируют также и на антиген другой партии. Материал для кожных проб можно сохранять в замороженном состоянии. Проба становится положительной через 30 дней после заражения и может сохраняться в течение многих лет. Активность каждой партии антигена необходимо тестировать у больных с верифицированным диагнозом болезни. Могут наблюдаться ложноотрицательные реакции. В то же время приблизительно у 5% здоровых людей обнаруживается положительная реакция.
К другим изменениям лабораторных показателей относятся небольшой лейкоцитоз (15•109/л), иногда невысокая эозинофилия и повышенная СОЭ.
Болезнь от кошачьих царапин — доброкачественное заболевание с благоприятным прогнозом. Основная трудность заключается в возможности спутать его с другими, более серьезными заболеваниями, сопровождающимися поражением лимфатической системы. К их числу относятся туляремия, туберкулез лимфатической системы, споротрихоз, гистоплазмоз, кокцидиоидомикоз, токсоплазмоз и бактериальные адениты. То, что аденопатия безболезненна, может спровоцировать подозрение на болезнь Ходжкина или другие лимфомы. Болезнь от кошачьих царапин следует дифференцировать от туляремии, которая иногда передается кошками. Массы, расположенные в области шеи, могут ошибочно быть приняты за кисты тиреоглоссального протока, дермоидные кисты, кистозные гигромы, аденомы щитовидной и паращитовидной желез, опухоли слюнной железы или каротидного тела, аневризмы, дивертикулы глотки или пищевода, мезодермальные опухоли, а также лимфомы. Для выявления других инфекций используются результаты соответствующих серологических и культуральных тестов; биопсия поможет исключить наличие опухоли. Положительные результаты кожной пробы с антигеном возбудителя болезни от кожных царапин могут избавить от необходимости проведения биопсии.
Лечение. Заболевание излечивается самопроизвольно, симптомы исчезают спонтанно в течение 1—2 мес. Иногда аспирация гноя из пораженных лимфоузлов приводит к уменьшению боли. Антибиотики и стероидные препараты неэффективны.
Дата добавления: 2015-03-17; просмотров: 572;