Вирус Марбург

 

Определение. Вирус Марбург (вирус церкопитековой геморрагической лихо­радки) вызывает острое системное фебрильное заболевание, характеризуемое вне­запным появлением головных болей, миалгии, фарингита, сыпи и геморрагиче­ских изменений. Впервые он был обнаружен в 1967 г., когда вызвал одновременно в ФРГ и Югославии вспышку заболевания среди работников лаборатории, кон­тактировавших с импортированными из Африки зелеными обезьянами (Cercopithecus aethiops). Есть сообщение о вспышке заболевания в Кении. Клинические проявления заболевания сходны с симптомами других геморрагических лихора­док, вызываемых вирусами рода ареновирус или флавивирус (аргентинская и боливийская геморрагическая лихорадка, см. гл. 144). Высокая смертность и способность к нозокомиальному распространению сделало идентификацию этого редкого патогенного агента задачей, важной для всемирного здравоохранения.

Этиология. Вирус Марбург размножается в организме морской свинки и на различных клеточных культурах, таких как клетки почки пестрой мартышки-верветки. Вирусная частица содержит липид и РНК, при электронно-микроскопи­ческом исследовании установлено, что она имеет вид волокнистых удлиненных частиц длиной 80—100 нм с отдельными пузыревидными наростами. Вирус Мар­бург имеет некоторое морфологическое сходство с другими представителями группы рабдовирусов, а именно вирусом бешенства и вирусами Мокола. Физико-химические исследования показали идентичность вирусов Марбург и Эбола (см. ниже). В настоящее время вирусы выделяют в новое семейство Filoviridae (нитевые вирусы).

Эпидемиология. Первичные вспышки заболевания охватили около 30 чело­век в Марбурге и Франкфурте (Германия) и Белграде (Югославия) и эпидемио­логически были связаны с обезьянами, завезенными из одного источника в Уганде. Вирус был выделен из крови и тканей этих обезьян. Из 25 первично зараженных больных 7 человек умерли. Затем возникли еще 6 случаев вторичного заражения: у двух врачей, одной медсестры, работника морга и жены ветери­нарного врача. Была заподозрена возможность распространения инфекции от человека к человеку при случайных уколах иглой или порезах, хотя нельзя было исключить респираторного и конъюнктивального пути передачи вируса. Болезнь вызванная вирусом Марбург, развилась у жены одного из пациентов. Вирус Марбург был обнаружен в семенной жидкости этого пациента, несмотря на нали­чие циркулирующих антител. Считается, что вторичное заболевание в данном слу­чае было приобретено в результате полового контакта. Естественный резервуар вируса Марбург неизвестен. Серологические исследования, выполненные среди большого числа приматов в Уганде, показали, что обезьяны, видимо, являются восприимчивыми, но случайными хозяевами.

Патология. Вирус Марбург является, видимо, пантропным, так как изменения находят во всех органах, включая лимфоидную ткань, печень, селезенку, под­желудочную железу, надпочечники, щитовидную железу, почки, яички, кожу и мозг. В лимфоидной ткани обнаруживают очаги некроза с дегенерацией. В печени были выявлены эозинофильные цитоплазменные тельца, напоминающие тельца Каунсилмена при желтой лихорадке. В легких может развиваться интерстици­альный пневмонит, а в мелких артериолах — эндартериит. Нейропатологические изменения включают множественные мелкие геморрагические инфаркты с проли­ферацией глии.

Клинические проявления. После инкубационного периода длительностью 3—9 дней у пациентов внезапно развиваются головные боли в лобной и височ­ной областях, недомогание, миалгии в области поясницы, тошнота и рвота. Температура тела повышается до 39,4—40°С. Приблизительно у 50% больных развивается конъюнктивит. Через 1—23 дня после начала заболевания разви­ваются водянистая диарея, часто очень тяжелая, летаргия и изменения созна­ния. В течение 1-й недели заболевания на мягком небе и миндалинах появля­ются энантемы, развивается шейная лимфаденопатия. Наиболее достоверным клиническим признаком служит макулопапулезная сыпь без зуда, появляющаяся на 5—7-й день заболевания на лице и шее и эфферентно распространяющаяся на конечности. Через 4—5 дней пораженная кожа на ладонях и подошвах начи­нает слущиваться. Обычно между 5-м и 7-м днем заболевания развиваются геморрагические осложнения, включая желудочно-кишечное, почечное, вагинальное и/или конъюнктивальное кровотечения.

На 1-й неделе заболевания температура тела остается в пределах 40°С, по­степенно понижается на 2-й неделе, а затем вновь повышается между 12-м и 14-м днем заболевания. На 2-й неделе заболевания развиваются спленомегалия, гепатомегалия, отек лица, покраснение мошонки или губ, а также орхит, способ­ный привести к атрофии яичек, миокардит, сопровождающийся аритмичным пульсом и электрокардиографическими изменениями, панкреатит. Общая смерт­ность составляет около 25%; смерть наступает обычно на 8—16-й день заболе­вания. Выздоровление обычно затягивается на 3—4 нед. Во время этого периода отмечаются облысение, периодические боли в области живота, ухудшение аппе­тита и длительные психотические расстройства. К поздним осложнениям относят поперечный миелит и увеит. Вирус Марбург можно выделить из передней камеры глаза и семенной жидкости в течение 3 мес после начала заболевания.

Лабораторные исследования. Уже в 1-й день заболевания обнаруживаются лейкопения со снижением числа лейкоцитов до 1- 10'Ул, нарушения функции гранулоцитов, а на 4-й день развивается нейтрофилия. Затем могут появиться атипичные лимфоциты, а также нейтрофилы, характерные для аномалии Пельгера—Хюэта. На ранних стадиях появляется тромбоцитопения, достигающая сво­его пика (менее 10•109/л) между 6-м и 12-м днем заболевания. В случае смерти больного можно обнаружить признаки диссеминированного внутрисосудистого свертывания. Развиваются гипопротеинемия, протеинурия и азотемия; на­блюдается повышение уровней глутаматоксалоацетаттрансаминазы и аланинаминотрансферазы в сыворотке. Результаты люмбальной пункции не выявляют нару­шений, или же отмечается небольшой плеоцитоз. Скорость оседания эритроцитов невелика.

Диагностика. Основой диагностики служат характерное клиническое течение заболевания и эпидемиологические признаки. Специфическая диагностика тре­бует выделения вируса или получение серологических доказательств инфекции в парных пробах сыворотки. Вирусемия совпадает с фебрильной фазой заболе­вания; вирус может быть выделен из тканей, а также мочи, семенной жидкости, смывов глотки и прямой кишки. Попытки изолировать вирус следует предпри­нимать только в условиях специализированных лабораторий, в соответствии с правилами техники безопасности. Больные должны находиться в строгой изоля­ции; препараты следует исследовать и транспортировать в соответствии с ука­заниями ВОЗ.

Лечение. Специфического лечения не существует. Четырем больным вво­дили сыворотку реконвалесцентов, что привело к уменьшению тяжести течения заболевания. Однако такое же благоприятное течение наблюдали и у больных, не получивших сыворотки.

 








Дата добавления: 2015-03-17; просмотров: 956;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.