Дискуссия о славянской правовой семье.
Славянская правовая семья стала выделяться в качестве самостоятельной только в самое последнее время. Считается, что еще дореволюционный русский юрист Н.М. Коркунов настаивал на ее выделении. В настоящее время активным поборником этой идеи выступает проф. В.Н. Синюков, сформулировавший особенности славянской правовой семьи. При этом указывается, что славянская ветвь правовой цивилизации основана главным образом на национально-культурных и географических факторах.
Самобытность славянской правовой семьи определяется следующими моментами:
самобытностью государственности. Как известно, восточные и южные славяне уже в VI-XI вв. имели собственные государственные образования со своими традициями, своим отношением к государственной власти, формам ее организации;
особыми условиями экономической жизни, где ведущей формой хозяйствования долгое время была крестьянская община, основанная на взаимопомощи, местном самоуправлении, ответственности по принципу "круговой поруки". Отсюда развитость начал коллективизма, кооперативности;
тесной связью государства и права с православной ветвью христианства, что значительно сказывалось и продолжает сказываться на духовной жизни славянских народов, в том числе на связи права и нравственности;
будучи прямым наследником Византийской империи, славянская правовая семья через Византию унаследовала из юридических источников законодательные традиции римского права, а позднее - рецепцию германского права. Поэтому по технико-юридическим приемам она примыкает к романо-германской правовой семье.
Ведущее место в данной правовой семье принадлежит российской правовой системе, которая является своеобразным культурно-историческим и юридическим образованием, имеющим свои закономерности развития.
Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 2982;