НЕОПЛАТОНИЗМ
Философия неоплатоников – последний этап в истории античной философии, синтез всех её основных достижений, но прежде всего – синтез идей Платона и Аристотеля не только друг с другом, но и с античной мифологией и всей мистической традицией, для которой цель и смысл жизни человека заключается в возвращении души, «излучённой» каким-то образом из абсолюта, обратно в первоначальное единство, «растворении» души в божественном. Если рождение греческой философии было по существу отрицанием религиозно-мифологического мировоззрения, то в конце своего пути она стремится к синтезу философии и мифологии, к философскому прояснению и обоснованию «языческой» греко-римской мифологии и древнейшей, в том числе восточной, мистической культовой практики. Философия поздней античности, развивавшаяся параллельно с нарождающейся христианской церковью, приобретает религиозную окраску и становится по существу философской теологией. Неоплатонизм, не принимавший христианства, оказал огромное влияние на всю последующую христианскую богословско-философскую мысль, а также на многих крупнейших мыслителей: Августина, Николая Кузанского, Джордано Бруно, Спинозу, Гегеля и мн. др.
Основателем неоплатонизма был Плотин (III в.), сочинения которого обработал Порфирий. Поскольку они были разделены на 6 книг по 9 глав в каждой, то получили название «Эннеады» («девятки»). Завершил развитие неоплатонизма крупный учёный и философ Прокл (V в.), давший наиболее сжатое и строгое изложение сложной умозрительно-спекулятивной системы неоплатонизма в знаменитом трактате «Первоосновы теологии». К этой школе принадлежали многие мыслители, существовали различные школы и традиции неоплатонизма: афинская, александрийская, сирийская и т.д. (см. соч. А.Ф.Лосева). Мы рассмотрим в самом общем виде лишь исходную схему, идею неоплатонизма.
Его исходное понятие – Единое, платоновское Благо, Сверхсущее, «первосвет занебесный», дополненный и прояснённый учением Аристотеля о божественном Уме и Перводвигателе. Единое – выше всякого бытия и всякой сущности, оно ускользает от всякого понятия. Это Единое (Бог), первооснова и первопричина всего множественного (мира, Космоса), не может быть описано и определено рационально – оно постигается лишь в мистическом экстазисе, сверх-умном, сверх-логическом, интуитивном слиянии души с абсолютом, которое достигается лишь в конце всего пути познания, в итоге восхождения души к познанию абсолютного как «слиянию» с ним. Это Единое можно представить себе как бесконечную полноту бытия в одной простой неделимой вневременной и внепространственной «точке», которая от «избытка» своего совершенства и бесконечной творческой мощи «изливается» из себя и «излучает» из себя множество, ничего не теряя при этом от своего совершенства, своего бытия и своей простоты. Это вневременное порождение многого (мира) Единым (Богом) неоплатоники назвали эманацией («истечение»). Это истечение множества из первоначального единства происходит по определённым ступеням, порождает вечную иерархию бытия. Эманация – нисхождение по ступеням бытия, ступеням совершенства. Чем множественнее бытие, тем оно несовершеннее, тем больше в нём материи. Основные ступени вневременного «истечения» мира из Бога – Числа, Ум, Душа, Космос, материя (от чистой актуальности Аристотеля – до первоматерии). Первая ступень эманации – это первая «определённость», первичная множественность, расчленение единого, его первое иное, которое представляется как самостоятельно существующие бескачественные объективные субстанции, «сверхсущие единицы», соединение беспредельного и предела, или Числа. Вторая ступень эманации – Ум (нус), смысловой первообраз всех телесных вещей, ясная сфера идеальных архетипов, блаженных богов, умопостигаемый Космос, в котором уже есть раздвоение на объект и субъект, единство мыслимого и мыслящего (аристотелевский Ум, мыслящий самого себя). Третья ступень нисхождения – переход вечно-неподвижных идей божественного Ума в становление, хотя и без телесной материи, космическая Душа, как движущие и одушевляющие материю силы (вторичные боги), как вечный источник одушевления и движения всего существующего. На четвёртой ступени эманации становление переходит в нечто ставшее, движимое другим (мир «тел») – в чувственно воспринимаемый телесный Космос. Неоплатоники в учении о строении Космоса опирались на физику и космологию Платона («Тимей») и Аристотеля («Физика» и другие естественнонаучные трактаты). Умопостигаемой иерархии ступеней совершенства соответствует иерархия физического бытия, вложенных друг в друга сфер Космоса. Последняя ступень эманации, предел деградации бытия и совершенства – материя, как таковая, «восприемница» форм и смысла, вечное «иное», не что-нибудь, а иное всякого «что», ни-что, утрата всякой формы и смысла, лишь возможность быть чему-нибудь, предельное распадение Единого, рассеяние ума и души и т.д.
Вечное «истечение» Единого из себя в множество есть одновременно и вечное «возвращение» множества обратно, в первоначальное единство. Этот процесс, обратный эманации, неоплатоники назвали эволюцией. В свете этой идеи эволюции, как восхождения по ступеням совершенства, от множества – к единству, от телесного – к духовному, от мира – к Богу и т.д. неоплатоники осмыслили древнейшие учения о переселении душ, искуплении, спасении, воскресении и т.д., о иерархии многочисленных сверхъестественных существ, богов и демонов, о чудесах и пророчествах, о тайных культах и мистериях. Космос – вечный круговорот душ, их восхождение и нисхождение. Цель и смысл жизни человека – выйти из «темницы» тела, подняться от телесно-чувственной, тёмной жизни – к душевной, от душевной – к умной, от умного познания Космоса, Души, Чисел – к постижению Единого, слиянию с ним. Ведь во всяком понятии мыслится общее, или единое в ряду вещей, поэтому любое познание есть постижение единства, и чем шире познание – тем шире постигнутое в нём единство, поэтому тот предел, к которому стремится всякое познание, а тем самым и человек, как мыслящее существо, - постижение абсолютного, первичного, всеобъемлющего единства, Единого как такового, или – высшего Блага, или – Бога. Но этот конечный пункт и завершение всего процесса познания и всех человеческих устремлений находится уже за пределами научного, ясного, логического мышления – на высшей ступени совершенствования человека и его знания замирает даже ум – душа через сверхумный экстазис «выходит из самой себя» и исчезает в Едином.
Проблематика неоплатонизма подводит нас вплотную к процессу становления христианского богословия и раннехристианской философии, испытавшей его мощное воздействие. Но возможности ассимиляции неоплатоновских идей в христианстве были ограничены тем, что Единое Плотина – безлично, что материя и Космос в неоплатонизме – вечны, а не сотворены, что душа способна к перевоплощениям, что мир и Бог по сути дела – одной природы, одной сущности, что единение с Богом достигается не через посредство Откровения и церкви, но в познании, личном совершенствовании и личном слиянии с абсолютом и т.д. Поэтому опора на идеи неоплатоников неизменно приводила христианских мыслителей к вольнодумству, к «ереси» пантеизма, к отступлению от буквы Священного Писания.
Но значение неоплатонизма не ограничивается его влиянием на христианскую мысль. В работах Плотина и его последователей можно найти тонкую проработку философских понятий, категорий, оказавшую существенное влияние на тех, кто пытался основательно вдуматься в отношение между бесконечным и конечным, абсолютным и относительным, единым и многим, временем и вечностью, Богом и миром, телесным и духовным и т.д. Например, важную роль сыграло во всей последующей истории философии разработанное преимущественно Ямвлихом (IV в.) и Проклом учение о триаде, о тройственном ритме, пронизывающем весь телесный и духовный мир, включая отношение Единого и многого (Бога и мира). Триада – единство трёх моментов, трёх ступеней или состояний: 1) пребывание в себе (отец, причина, Единое), 2) выхождение из себя (эманация, энергия, действие, мать, иное, множество), 3) возвращение из инобытия в исходное единство, но уже опосредствованное, в «единораздельную сущность», во многое как единое. Это тройственное движение Прокл проводит через всю систему, в эту схему укладывается весь материал философского размышления. Как показывает история дальнейшего развития философии, эта схема может быть применена и для осмысления отношения лиц в христианской Троице, и для философского истолкования отношения Бога и мира, и для анализа человеческого самосознания («я» означает раздвоение себя на мыслимого и мыслящего и одновременно снятие этого различия) и для построения всеобъемлющей спекулятивно-диалектической теории отношения мышления и бытия (у Шеллинга и Гегеля) и т.д.
[1] Аристотель. Метафизика // Соч. в четырёх томах. М., 1975. Т.1. С.71.
[2] Бытие. 1,1.
[3] Там же.
[4] Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.1. – СПб.: Наука, 1993. С.207-208.
[5] Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. – М.: Наука, 1989. С.217.
[6] Лукреций Кар. О природе вещей. - М.: изд-во АН СССР, 1946.
[7] Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. – М.: Мир, 1977. С.23-36.
[8] Лукреций Кар. О природе вещей. - М.: изд-во АН СССР, 1946. С.221.
[9] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М.: Ладомир, 1994. С.464.
[10] Фейнман Р. Характер физических законов. – М.: Наука, 1987. С.44.
[11] Там же, с.51, 59-60.
[12] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: Ладомир, 1994. С.246.
[13] Лосев А.Ф. Цит. соч., с.263.
[14] См.: там же, с.286-288.
[15] Галилей Г. Пробирных дел мастер. – М.: Наука, 1987. С.41.
[16] Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т.2. – М.: Мысль, 1978. С.536.
[17] Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1. – М.: Мысль, 1972. С.293-294.
[18] Там же. С.293.
[19] Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Соч. в двух томах. – М.: Мысль, 1990. Т.1. С.112.
[20] Там же. С.115.
[21] Ницше Ф. Цит. соч. С.114.
[22] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.2. Софисты. Сократ. Платон. – М.: Ладомир, 1994. С.58.
[23] Платон. Соч., т.3/1. М., 1971. с.411.
[24] Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1986.
[25] С.С.Аверинцев. Киники // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. С.255.
[26] Платон. Сочинения в трёх томах. – М.: Мысль, 1971. Т.3. С.469.
[27] Платон. Сочинения в трёх томах. – М.: Мысль, 1970. Т.2. С.364.
[28] Платон. Соч., т.3/1, с.420. 592b.
[29] Платон. Соч., т.3/1. М., 1971. С.364. 550е.
[30] Там же, с.371. 556b.
[31] Там же, с.373. 557c.
[32] Там же, с.381. 563e.
[33] Там же, с.386. 567a.
[34] Там же, с.411. 586b.
[35] Кант И. Логика. Пособие к лекциям // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С.323-324.
[36] Аристотель. Метафизика // Соч. в четырёх томах. М., 1975. Т.1. С.306-307.
[37] Там же. С.311.
[38] Там же. С.310.
[39] Гегель Г. Лекции по истории философии: в 3 кн. // Соч.: в 14 т. - М.-Л., 1932. Т.10. С.249, 253.
[40] Там же. С.251.
[41] Гегель Г. Лекции по истории философии: в 3 кн. // Соч.: в 14 т. - М.-Л., 1932. Т.10. С.298.
[42] Аристотель. О душе, II, 1.
[43] Аристотель. О душе // Соч., т.1, с.407.
[44] Там же, с.440.
[45] Там же, с.440.
[46] Там же, с.439.
[47] Там же, с.430.
[48] Там же.
[49] Там же, с.433.
[50] Аристотель. Политика, II, 2, 1263а 40-41.
[51] Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Кн.X, 127-132 (119, 135).
Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 1512;