Основные этапы развития психологии как науки.
Психологические знания появились с рождением человеческой цивилизации. Человеческое сообщество пыталось понять место человека в окружающем мире, его возможности и ограничения при взаимодействии с действительностью. В результате таких размышлений возникло психологическое познание в рамках философии и медицины.
С возникновение человеческого общества, люди полагали, что у всего на свете есть душа. Предполагалось, что душа управляет всеми живыми и неживыми предметами. Душа была наделена магической сущностью, не зависящей от тела. Так появилось первое представление о психике, его назвали анимизмом - от латинского «анима» - дух, душа
Позднее, в античной Греции, стали развиваться новые представления о душе. Душа рассматривалась как природное, естественное явление. Психологические аспекты рассматривались в плане идеализма и материализма.
Платон (427—347 гг. до н.э.), философ – идеалист, полагал, что индивидуальная душа человека – это несовершенный образ единой универсальной мировой души. Душа божественна, бессмертна, призвана управлять телом и направлять действия человека. До соединения с телом душа находится в мире идей. После соединения с телом, душа познает окружающий мир, припоминая идеи. Тело смертно, раздираемо страстями, подвержено болезням, оно является «темницей» для души. После смерти тела, душа странствует по телам и мирам. Платон разделял душевные явления на: разум - размещается в голове, мужество (воля) - размещается в груди, вожделение (мотивация) - размещается в брюшной полости. Целостность душевной жизни человека в гармоническом единстве разума, стремлений и вожделения.
Аристотель (384—322 гг. до н.э.), написал первый психологический научный трактат «О душе». Он полагал, что душа есть неразделимая форма живого тела, основа его жизненных функций, умирает вместе с телом.
С точки зрения Аристотеля, душа есть у всего живого на Земле. Её главная функция - реализация биологического существования организма. Души всех организмов выполняют разные функции:
1.Растительная душа, имеется уже у растений, выполняет только вегетативные функции.
2. Животная душа, имеется у животных и человека, выполняет чувственно-двигательные функции.
3. Разумная душа - это разум и воля, присущая только человеку.
Таким образом, с античного периода, психология выступала как наука о душе.
Античный врач Гиппократ (460—377 гг. до н.э.) полагал, что:
1. Причина болезней человеческого организма – пропорции, находящихся в организме различных "соков". Эти пропорции, кровь, желчь, слизь он называл темпераментами.
2. Индивидуальные различия между людьми находятся внутри организма. Душевные качества зависят от телесных качеств.
Успехи, достигнутые античными медиками, послужили фундаментом для учения о четырех классических типов темперамента - сангвинике, холерике, флегматике и меланхолике.
В эпоху Средневековья, душа рассматривалась как божественное начало. Полагалось, что:
1. Величайшие таинства души можно постигнуть в религиозном (мистическом) опыте.
2. Внутренняя, душевная жизнь, должна изучаться богословами.
3. Внешняя сторона души, обращенная к материальному миру, может быть подвержена человеческому суждению.
Английский философ, Френсис Бэкон (1561—1626), полагал, что:
1. Природу души, ее сущность и способности, можно познать через непосредственное эмпирическое изучение психических явлений и процессов.
2. Необходимо отделить науку о теле от науки о душе, а в науке о душе выделить:
- науку о рациональной, божественной душе;
- науку о душе нерациональной, чувствующей, телесной, общей для человека и животных.
Система взглядов Ф. Бэкона была завершением этапа развития психологического знания в рамках учения о душе, и положила начало новому этапу развития психологии как «науки о сознании».
В эпоху Возрождения (XVI-XVII вв.) машины облегчали и иногда заменяли труд человека. Создавались роботы – машины. Они имитировали действия и поведение человека.
Французский философ Рене Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Сопоставляя простые действия человека по аналогии с машиной, полагал, что мышечные движения возникают без непосредственного участия души, а благодаря устройству нервной системы. Движение мышц вызывают «животные духи», которые двигаются по «нервным трубкам», от органов чувств, к центральной части головного мозга. Так, объясняя простейшие мышечные движения человека и животных, впервые возникла идея о рефлексе.
Сложные формы поведения человека, основанные на моральных и нравственных нормах, осуществляются при участии души, полагал Р. Декарт. Поведение животных не отличается от работы механической машины, так как у них нет души. У человека «разумная душа», находящаяся в головном мозге, управляет механическим телом. Так понятие «Душа», заменялась понятием «Разум».
По мнению Декарта, человек познает мир и разумно действует, благодаря своим мыслям. «Я мыслю, значит, я существую» - знаменитая декартовская фраза. Мысли помогают постигнуть истину, процесс мышления находится внутри нас, и непосредственно воспринимается нами.
Эти идеи Декарта стали основой для внутреннего познания психики человека, анализа состояния и содержания сознания. Предметом психологии стало сознание.
Нидерландский философ Б. Спиноза (1632-1677), полагал, что душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Духовное начало есть одно из проявлений материи. Мышление – это природное свойство материи. Оно присуще и камню и животным. У человека, мышление проявляется в форме интеллекта и воли.
Английский философ Дж. Локк (1632-1704), считал, что врожденных знаний нет, все знания основаны на собственном опыте. Опыт имеет два источника:
- Внешний опыт - порождает ощущения, путем воздействия предметов и явлений материального мира на органы чувств.
- Внутренний опыт – рефлексия, т.е. непосредственное восприятие, основан на деятельности ума.
Эти взгляды Локка способствовали становлению эмпирической (опытной) психологии.
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) полагал, что в душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил, из которых возникают сознательные желания и страсти. Он отвергал равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике.
Немецкий философ XVIII века X. Вольф, обозначил направление в психологической науке, термином «эмпирическая психология». Основные задачи эмпирической психологии – это наблюдение за конкретными психическими явлениями, их классификация и установление закономерной связи между ними.
В 60-х годах XIX века были созданы специальные научно-исследовательские учреждения: Э. Г. Вебера (1795 - 1878), Г.Т. Фехнера (1801 - 1887), Г. Гельмгольца (1825 - 1924), В. Вундта (1832 -1920) и др. В них экспериментально изучались основные психические явления.
Окончательное оформление психологии, как самостоятельной науки, произошло в 1879 г. В. Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге.
Вундт полагал, что объективно исследовать сознание, можно, разбив его на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Для детального описания этих элементов, использовали метод интроспекции, самонаблюдения. По Вундту, «Психология - это наука о структурах сознания» — это направление назвали структуралистский подход.
К 20-м годам XX века, психология сознания практически перестала существовать, так как, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания.
Американский психолог У. Джеймс выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в возможности адаптации человека в окружающей среде. Он предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Согласно функционалистам - «Психология - это наука о функциях сознания».
Джеймс полагал, что содержание и состояния сознания непрерывно меняются. Процессы сознания могут быть:
- непроизвольными, происходят как бы сами собой;
- произвольными, организуются и направляются человеком.
Функционалисты использовали методы интроспекции, самонаблюдения, фиксации времени решения задач.
И.М. Сеченов (1829-1905) основоположник отечественной научной психологии, в книге «Рефлексы головного мозга» (1863) описал, что основные психологические процессы действуют по схеме рефлекса. Физиологическая трактовка – такова: от внешнего воздействия, через центральную нервную деятельность, к ответной деятельности – речи, движению, поступку. При этом не учитывалась психическая реальность, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
И.П. Павлов (1849-1936) создатель учения о высшей нервной деятельности. Его работы по условно-рефлекторным связям в деятельности организма, способствовали пониманию физиологических основ психической деятельности.
В.М. Бехтерев (1857-1927) основоположник рефлексологии.
В 1885г., в Казани, организовал первую экспериментальную лабораторию в России, с использованием объективных методов исследования.
В 1907 году основал в Санкт – Петербурге психоневрологический институт. Это было первое в мире исследовательское и высшее учебное заведение, по комплексному изучению человека.
В 1912 году, в Москве был открыт первый в России психологический институт. Его основатель Г.И. Челпанов (1862-1936).
В начале XX века, в Германии, Англии, Франции, России, Америке, проводилась много исследований, результаты которых по-новому отвечали на вопросы науки. Понимание учеными несостоятельности старых взглядов и методов исследования, развитие новой биологии, обусловило возникновение кризиса в развитии науки. И как следствие, появились новые направления, концепции и взгляды на предмет психологической науки.
Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение), направление психологии, возникшее в Америке в 1913 г.
«Психология — это наука о поведении», провозгласил американский психолог Джон Уотсон. Он полагал - объективно можно изучать, только то, что можно наблюдать. Применяя объективные экспериментальные методы изучения поведения, психология получает право называться наукой. Основные идеи бихевиоризма:
1. Джон Уотсон полагал, что поведение человека – это совокупность врожденных или приобретенных двигательных реакций в ответ на воздействия внешней среды. Зная условия внешней среды - можно предсказать реакцию, или поведение человека.
2. Б. Скиннер считал, что человек является активным организатором своего поведения. Поведение каждого человека обусловлено ожидаемыми последствиями.
3. Альберт Бандура полагал, что социальная среда формирует действия человека. Человек учится, наблюдая за опытом других, и подражает поведению других людей.
Заслуги бихевиоризма: применение объективных методов регистрации внешне наблюдаемых реакций и действий человека, открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.
Недостаток бихевиоризма, в том, что не учитывалась психическая деятельность человека, процессы сознания и творчества, мотивы и стремления личности.
Гештальтпсихология возникла в Германии в 1912году.
Основатели гештальтпсихологии (от нем. gestalt- образ, структура), Т. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка и К. Левин, выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Они полагали, что построение сложного психического образа происходит в акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Метод исследования гештальтов – это непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.
Заслуги гештальтпсихологии: ввели понятие - психологический образ, применили системный подход к изучению психических явлений.
В начале XX века, в Европе возникло направление психоанализа, или фрейдизма. Австрийский врач Зигмунд Фрейд полагал, что поведение человека обусловлено бессознательной мотивацией, защитными механизмами психики и сексуальным влечением.
Психоаналитическое направление направлено на изучение неосознаваемых психических процессов. К неосознаваемым процессам относят:
- неосознаваемые механизмы сознательных действий - автоматические действия и навыки, явления неосознаваемой установки;
- неосознаваемые побудители сознательных действий - влечения, вытесненные желания, переживания.
Зигмунд Фрейд интенсивно исследовал импульсы бессознательной области психики, проявляемые через невротические симптомы и сновидения, оговорки, описки, забывание вещей.
Его последователи развивали свои теории бессознательного:
1. Индивидуальная психология А. Адлера.
Он полагал, что фактором развития личности является:
- чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект;
- стремление к превосходству;
- стремление к самосовершенствованию;
- индивидуальный стиль жизни;
- социальный интерес;
- творческое «Я».
2. Аналитическая психология К. Г. Юнга.
Психическое развитие личности определяют архетипы, т.е. коллективное бессознательное, вобравшее в себя общечеловеческий опыт.
3. Теория базальной тревоги К. Хорни.
Поведение человека обусловлено бессознательными побуждениями и стремлением к безопасности и самореализации.
4. «Я-система» и межличностные отношения Г. Салливена.
В раннем детстве человек формирует специальный механизм, который Салливен назвал избирательным вниманием. Это образы себя - хорошее Я, плохое Я и не-Я и образы других.
5. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.
Современное общество формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Индивид стремится адаптироваться в социальной среде и достичь гармонии с социальной структурой.
Гуманистическая психология.
В 30-е годы XX века Г. Олпортом был использован термин «гуманистическая психология». Как особое направление, гуманистическая психология сформировалась в 60-е годы XX века. Представители этого направления, предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.
Основные теории гуманистической психологии:
1. Теория личностных черт Г. Олпорта.
Каждый человек представляет собой сложную, открытую для общества, систему. В этой системе выделяются различные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, мотивы нужды и высшие мотивы, уникальные и автономные инструментальные черты личности, образующие множественные Я-личности.
2. Гуманистическая психология А. Маслоу.
У каждого человека имеется своя структура потребностей, и человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями. Потребность в самоактуализации является высшей потребностью личности.
3. Феноменологическая психология К. Роджерса.
Человек – это активное существо, ориентированное на движение вперед к определенным целям. Сущность природы человека ориентирована на актуализацию, то есть максимально раскрывать себя, выявлять заложенные природой, лучшие качества своей личности.
4. Логотерапия В. Франкла.
Как отмечает В. Франкл, побудительными мотивами жизни каждого человека, является поиск смысла: смысла жизни, смысла любви, смысла страдания. Воля к поиску смысла заполняет экзистенциональный вакуум. Экзистенция индивида - это его собственное непосредственное переживаемое существование. При отсутствии интереса к жизни, человек скучает, предается пороку, переживает тяжелые неудачи.
Когнитивная психология возникла в 60-х г. ХХ века.
Представители этого направления, У. Найссер, А. Пайвио, Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон, считают, что знания (от лат. cognito - знание), определяют поведение субъекта. Исследуя соотношение вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления, они полагают, что организация знания в памяти человека, аналогична процессам переработки информации в вычислительном устройстве.
Вклад отечественных ученых в развитие психологии XX века:
1. Л.С. Выготский (1896-1934), полагал, что высшие психические функции внутри индивидуума, развиваются в процессе общественных отношений организма со средой. Заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Признавал социальную природу человеческого мышления и деятельности.
2. А.Н. Леонтьев (1903-1979), создал новое направление в психологической науке, основанное на теории деятельности.
3. А.Р. Лурия (1902-1977) , создал новое направление в психологии – нейропсихологию. Разработал теорию локализации высших психических функций и их нарушений.
4. П.Я. Гальперин (1902-1988), автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Рассматривал психические процессы, как ориентировочную деятельность индивида в проблемных ситуациях.
Таким образом, в настоящее время, в психологии развиваются следующие направления:
1. Психоанализ
2. Бихевиоризм
3. Гештальтпсихология
4. Когнитивная психология
5. Психология деятельности.
Контрольные вопросы к лекции № 1
1. Дайте определение психологического знания.
2. Охарактеризуйте этапы психологического знания.
3. С какими науками взаимодействует психология?
4. На какой основе формируются отрасли психологии?
5. Перечислите методы психологии и дайте им краткую характеристику.
6. Кто написал первый психологический научный трактат «О душе»?
7. Перечислите основные идеи бихевиоризма.
8. Что изучает гештальтпсихология?
9. Когда возникло направление психоанализа?
10. Какие направления в психологии развиваются в настоящее время?
Литература к лекции № 1
1.Л.Д.Столяренко, Психология. Учебник для вузов – СПб, Питер. 2013 – 592с.
2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б., Психология. Учебник. – М. Издательство Юрайт.2013 – 575 с.
3. Парфенов В.Н. Психология. Учебное пособие – СПб, Питер. 2013 – 480с.
4. Сосновский Б.А., под редакцией. Психология. Учебник. – М. Издательство Юрайт.2013 –799 с.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 1271;