Символы Святого Сердца и центра мира
Какие же символы в наибольшей степени интересуют Генона? Прежде всего, это важнейшие для европейской традиции символы Чаши Грааля и Сакре Кёр (Сердца Иисусова). С рассмотрения этих символов Генон начинает изложение, ими он и заканчивает книгу. Сердце для мыслителя — основа основ, квинтэссенция бытия, мистический центр мироздания, по отношению к которому все остальные центры человека и вселенной, а также другие сакральные символы являются периферией. Он соотносит сердце с другими символами "священной науки" — с мировым яйцом, пещерой, по отношению к которой сердце выступает как ее внутреннее пространство или полость, с единицей, представляющей собой центр круга, а все остальные девять однозначных чисел — окружность в этом круге. Сердце символизирует не только центр вселенского пространства или средоточие того или иного символа, но и "Хозяина времени" — неподвижную сферу вечности (перводвигатель Аристотеля, центральная точка свастики, индуистский титул Шакраварти — "тот, кто вращает колесо"), вокруг которого исполняют свой вечный танец циклы времени. Мера приближенности того или иного предмета, символа или цикла к священному сердцу мира есть степень его сакральности, соответственно мера удаленности от сердца является признаком погруженности в материю, профаничности или периферийности.
Другой символ, более всего интересующий Генона, — это символ Грааля, также непосредственно связанный с понятием Святого Сердца. Дело в том, что чаша во многих традициях мира олицетворяла собой сердечный центр, через который проходит кровь и в котором созидается сама жизнь человека. Этот символ, по мнению мыслителя, прямым образом связан с таким сокровенным понятием христианства, как сердце Христа. Потеря Грааля может быть отождествлена с потерей человечеством райского состояния. Сокровище Грааля, утраченное Западом, символизирует собой потерю души самой западной традицией. Запад, отказавшийся от "подлинной интеллектуальности", заключенной в герметизме, мистериальном гнозисе Древнего Египта и античности, инициатической практике рыцарских орденов, пошел по пути духовной деградации, расчленившей единое тело примордиальной (изначальной) традиции на два ложных пути познания — рационализм и сентиментализм. Между тем, истинный путь ума не может противоречить истинному пути сердца. Не зря Генон, отождествляя Чашу Грааля со Святым Сердцем, в то же время соотносит Грааль с понятием индуистской мифологии urna — жемчужиной, крепящейся на лбу и означающей третий глаз Шивы — орган ясновидения и "чувства вечности". Если сердце в своем высшем мистическом значении представляет собой вместилище любви, то urna или третий глаз — средоточие мудрости — силы, позволяющей отделять истину от заблуждения. Эти два центра неотделимы друг от друга и у посвященного адепта той или иной традиции сливаются в единое духовное целое, для которого гималайская традиция огненной йоги подобрала удачное определение — "чувствознание". Всем ходом своего изложения Генон подводит к мысли: Запад остро нуждается в новом синтезе интеллектуального и эмоционального планов бытия.
Рассматривая другие понятия священной науки, будь то символы, связанные с космическими циклами и сакральным оружием или же так называемой строительной символикой, "каирский отшельник" почти всегда соотносит их с уже упомянутыми главными символами центра и сердца и как бы нанизывает их на проходящую сквозь все планы бытия ось мира. Умение разглядеть во всех остальных символах, приводимых мыслителем, присутствие основного символа, связанного с центром мира и сердцем, составляет одну из важнейших целей священной науки.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 875;