Генон и фашизм
В оценках идейного наследия Генона и на Западе, и в современной России преобладают две тенденции: 1) тотальная апология, восхваление всех, даже не самых сильных черт его творчества и 2) безудержная критика, нередко состоящая из чисто эмоциональных обвинений, за которыми проглядывает чисто профаническая ненависть ко всему священному и традиционному. Характерным образчиком подобного отношения к идеям Генона служит высказывание эмигрантского исследователя символика Михаила Евзлина:
"Изобретатели “священного” китча, претендовавшие на обладание “священной наукой”, вечной и неизменной, передаваемой по темным закоулкам, в свое собрание не могли не включить, в качестве одного из экспонатов, легенду о св. Граале. Имеется в виду сочинение признанного maestro французских традиционалистов Рене Генона “Символы священной науки”. Само название этой книги заставляет вспомнить изобретателей “марксистской” или “арийской” наук. Связь между этими науками — историческая и идеологическая — очевидна. И в том, и в другом случаях выдвигалось притязание на создание “истинной” науки, для которой не существует никаких тайн. “Священные” сочинения подобного рода вызывают ощущения, сходные с теми, которые испытывает герой гоголевского Портрета, рассматривая в пыльной лавке картины с изображениями голландских мужиков в гольфах и с трубкой во рту".
Если завистливые и творчески несостоятельные исследователи символики упражняются в попытках дискредитации геноновских идей за счет уподобления их марксистской науке и методологии, то большинство либеральных авторов Запада чаще обвиняют мыслителя в консерватизме, антизападничестве и даже в профашистских тенденциях. При этом на ум приходит крылатое выражение из книги Павеля и Бержье "Утро магии", где фашизм определяется как "генонизм плюс танковые дивизии". Нередко Генона воспринимают как крестного отца и идейного вдохновителя движения новых правых, к которым его стараются присоединить как сторонники его идей, так и противники. И хотя Генон много сделал для воспитания достойной интеллектуальной элиты на Западе, выводить из его наследия всю линию новых правых значит конструировать миф, не подкрепленный ни реальными жизненными поступками мыслителя, ни его духовными убеждениями, ни творчеством. Генон не остановился перед разрывом со своим одаренным последователем Юлиусом Эволой по причине углубления его сотрудничества с движением итальянского фашизма. И хотя Эвола, представлявший мягкую итальянскую версию фашизма, был в конечном счете отвергнут оккультными идеологами Третьего Рейха, после тщательной экспертизы квалифицировавших его идеи как внутренне чужеродные германской мистической традиции, для Генона это уже не имело значения — сам факт подобного идейного уклона бывшего сподвижника был неприемлемым. Нелепость подозрений в будто бы имевших место скрытых симпатиях Генона к фашизму ясно просвечивает в характере его оценки творчества Юнга. Если бы Генон действительно тяготел к фашизму, он едва ли стал бы обрушиваться с резкой критикой на идейного собрата, чье восхищение новой идеологией было настолько всепоглощающим, что он мог позволить себе утверждение, будто бы "в Гитлере говорит голос богов". (Именно это и послужило причиной последующего замалчивания заслуг Юнга со стороны послевоенного демократического Запада, не простившего великому ученому его заблуждений и до сих пор мстящего ему: вряд ли по-иному можно квалифицировать развернувшуюся в 1995 году через полвека антиюнговскую кампанию в прессе о будто бы имевшей место с его стороны фальсификации результатов клинических исследований). Есть у Генона и более конкретные высказывания о попытках фашизма приобрести мистическую силу благодаря похищению и переворачиванию не принадлежащих ему символов. Еще в 1926 году, когда суть нацизма была понятна очень немногим, он писал: "Мы здесь никак не намекаем на совершенно искусственное использование свастики, в частности, некоторыми немецкими политическими группировками, которые совершенно произвольно превратили ее в знак антисемитизма — под тем предлогом, что данная эмблема присуща так называемой "арийской расе". Все это из области чистой фантазии". Приведенная цитата не дает, в то же время, ни малейших оснований для того, чтобы делать из Генона пламенного либерального антифашиста. Однако, поскольку идеи мыслителя не укладываются в какие-либо идеологические схемы, то можно быть уверенным, что и в дальнейшем, по мере распространения книг Генона в России, критика его идей и слева, и справа будет возрастать вместе с ростом интереса к ним. Но это уже неизбежный удел великих.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 1640;