Переходы в деятельности
Технологический процесс зависит и от других людей, от их деятельности, от социальной ситуации, а не только от одного непосредственного исполнителя деятельности. Технологический процесс течет сам собой, в какой-то степени автономно, продолжаясь даже тогда, когда «одиночный» человек бездействует. Чем выше степень автоматизации, тем длительнее периоды бездействия человека. Наличие периодов бездействия в технологическом процессе заставляет говорить о переходах к активной деятельности и после ее окончания — о периодах бездействия. Такие переходы могут вызывать трудности даже у опытных профессионалов. При переходе к активным действиям нелегко преодолеть инерцию состояния пассивного ожидания в предыдущий период и инерцию состояния активной деятельности — при переходе к периоду бездействия.
Но и сама деятельность рассматривается не как слитная, а как множество согласованно функционирующих блоков: восприятие, исполнительные процессы, мышление, сознание, бессознательное. Сам субъект может выделяться из деятельности, противопоставляя себя ей, но может сливаться с ней, погружаясь в нее да-ликом. Внимание (непроизвольное, произвольное, послепроиз-вольное) связывает субъекта с деятельностью, с технологическим процессом, с окружающим миром. Здесь снова вспоминаем о паузах и, соответственно, переходах, обязательных в любых типах технологических процессов: кузнечное дело, металлургия и машиностроение, транспорт. Всякое промышленное производство содержит периоды ожидания, бездействия и соответственно переходы, которые должны совершаться так, чтобы не разрушить производственный процесс. Переход от бездействия должен осуществляться так, чтобы после него субъект мог интенсивно, успешно действовать, не отставая от технологического процесса и не опережая его. Это и есть синхронизация, период перехода предполагает ее, переход становится своеобразной подготовкой к деятельности, адекватной технологическому процессу. В период бездействия профессионал готовится к следующему периоду активного действия. Подготовка предполагается самим переходом. В процессе подготовки субъект решает различные временные задачи: определение временной упорядоченности активных действий, их длительности, моментов контроля и пр. Если технологический процесс идет автономно, субъект еще больше отделяется от него, но его деятельность становится иной: понимание, толкование, обсуждение с коллегами, наблюдение. Личное отношение не утрачивает своего значения, а, наоборот, усиливается. Это есть в любом процессе, в который включен человек: обучение, тренинг, психодиагностика. Мы говорим о временных качествах человека-профессионала: аккуратность, точность, педантичность, королевская вежливость.
В деятельности динамика возникает из исполнительных (моторных, речевых) и воспринимаемых движений, из переживаний субъекта и напряжения ситуации. Такой динамический аспект деятельности необходимо постоянно удерживать в рассмотрении, иначе мы будем иметь дело с мертвой, надуманной системой.
Сложной проблемой является усвоение ритмов, навязываемых технологическим процессом и только им, вопреки возможностям индивида. Тем не менее индивид должен суметь втянуться в любой ритм. Освоение требуемых чуждых ритмов возможно только ценой усилий. Усвоенные ритмы могут поддерживаться автоматически, усилия уходят на второй план, но с утомлением для поддержания ритмов субъекту потребуются новые, теперь уже явные усилия. Ритм как особая временная форма создается и поддерживается энергией человека. Усваивая навязанные, «чужие» скорости и ритм деятельности, человек расширяет свои возможности, познает себя, укрепляется в уверенности в своих силах. Если человек будет работать на пределе своих возможностей, то через некоторое время наступит срыв — человек утратит способность трудиться. Это прежде всего срыв в эмоциональной сфере, в сфере реренности в себе, в успехе действия и пр.
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 799;