ФОРМЫ И ВИДЫ ПСИХОДРАМЫ

Выделяют следующие формы психодрамы:

1. Психодрама, центрированная на протагонисте.

2. Психодрама, центрированная на теме.

3. Психодрама, направленная на группу.

4. Психодрама, центрированная на группе.

Психодрама, центрированная на протагонисте

Центрированная на протагонисте психодрама концентрируется на главном исполнителе, который с помощью ведущего и партнеров изображает реальную или воображаемую ситуацию своей жизни. В результате разыгрывания психодраматической ситуации многие скрытые или вытесненные из сознания события достигают уровня переживания и осознания.

Психодрама, центрированная на теме

Если на занятии группы нет актуального группового конфликта или мотивированного протагониста, как это бывает в новых группах, то всегда находится тема, затрагивающая всех членов группы, которая должна быть проиллюстрирована каждым через изображение соответствующих событий. Например, один из участников группы заводит разговор о том, что испытывает волнение, оказавшись среди незнакомых людей. Другой выражает свое понимание и говорит, что ему знакомо тягостное чувство, возникающее у него по любому поводу. Третий утверждает, что тоже испытывает страх в тех ситуациях, когда ведет себя неумело.

Таким образом, центральной темой групповой беседы становится страх. Члены группы вкратце изображают ситуации, в которых страх угнетал бы каждого члена группы. Небольшие эпизоды проигрываются на импровизационной основе. Короткие сценические представления позволяют распознать важные проблемы отдельных участников группы, и они служат материалом для последующей, центрированной на протагонисте или направленной на группу психодрамы.

Психодрама, направленная на группу

Направленная на группу психодрама зачастую осуществляется в виде психодрамы, центрированной на протагонисте. Характерной особенностью направленной на группу психодрамы является работа с проблемой, затрагивающей всех членов группы. Такой проблемой в группе супружеских пар может быть супружеская неверность, в группе алкоголиков - возвращение поздно ночью домой из бара или ресторана, в группе подростков - возможное отбывание срока в исправительной колонии, в группе родителей - проблемы с подрастающими детьми. Почти все участники группы получают возможность для идентификации, которая детально прорабатывается в фазе обсуждения. Как и при центрированной на протагонисте психодраме, психодрама, направленная на группу, может быть нацелена на раскрытие этиологии того или иного состояния, но прежде всего она ориентирована на обретение всеми участниками группы нового, углубленного понимания проблематики, в той или иной степени затрагивающей каждого из них.

Психодрама, центрированная на группе

Центрированная на группе психодрама занимается эмоциональными отношениями участников группы друг с другом и возникающими "здесь и теперь" общими проблемами, вытекающими из этих отношений. Такая форма психодрамы применяется при синдроме ролевого дефицита, при делинквентном поведении, различного рода фобиях, при ролевых конфликтах, для повышения креативности.

Размер группы в психодраме составляет от 6 до 9 человек. Если группа меньше 6 человек, то получается слишком мало зрителей. Если группа слишком велика - даже опытному режиссеру нелегко управляться с запросами протагониста, улавливать реакции отдельных членов группы и следить за динамикой всей группы. Для целенаправленной психодрамы имеет значение состав группы.

Психодрама в группе требует гетерогенного состава группы. Участники группы (различные по своему полу, структуре личности, способностям, опыту) способны изобразить неожиданные ситуации более полно, чем гомогенные группы.

Психодрама для группы чаще всего осуществляется в гомогенных по составу группах (например, группах супружеских пар, родителей, подростков, алкоголиков и т.д.). Изображение какой-нибудь проблемы протагониста и работа с ней в гомогенной группе влияют не только на протагониста, но и на всех участников группы. Это - пример изображения их собственных проблем и работы с ними.

Драматическая группа может быть либо закрытой, либо открытой. В закрытой группе быстрее возникает сильная групповая сплоченность. Открытая группа рассматривается как естественное следствие психодрамы, целью которой является быстрое обретение самостоятельности каждым участником группы в реальной жизни.

Длительность психодрамы. Обычно сеанс представляется как встреча продолжительностью 50 мин. В реальности встречи могут быть короче или длиннее, и протяженность сеансов зависит от остроты, сложности проблем клиента, от его реакции. Примерные рамки сеанса: от 15-20 мин до 4ч.

Основные компоненты психодрамы: ролевая игра, спонтанность, "теле", катарсис, инсайт.

Ролевая игра - участие в импровизированном представлении, когда человеку предоставляется возможность творчески проработать личные проблемы и внутренние конфликты.

Психодрама создает такие условия, при которых участники группы, играя роль, могут творчески работать над своими личностными проблемами. Д. Морено подчеркивал, что между исполнителем роли в психодраме и актером существует большая разница: актер играет то, что написано автором сценария, он должен обладать способностью перевоплощаться по заказу. В психодраме это умение создавать "фальшивый фасад" может оказаться только помехой.

В отличие от театра психодрама поощряет импровизацию- разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, поэтому и "сценарий", и "постановка" являются результатом работы не профессионалов, а самих участников группы.

Спонтанность - это поведение и чувства, не регулируемые воздействием извне, поэтому в психодраме нет заранее написанных сценариев и ролей. Д. Морено рассматривал спонтанное поведение в психодраме как противоядие от все возрастающей ригидности социальных ролей.

В группе психодрамы участники учатся расширять свой ролевой репертуар и предавать самоисследованию такую направленность, о возможности которой они прежде не подозревали. В понимании Д. Морено, спонтанность - это ключ, с помощью которого можно освободить творчество: "Творчество подобно спящей красавице, которую надо пробудить. Лучшим средством для этого является спонтанность", - пишет он.

Спонтанность предполагает два важных параметра: адекватность ответа, новизну.

В идеале поведение должно быть как новым, так и адекватным данной ситуации. Если член группы незнаком с социальными ограничениями, которые накладываются на

разыгрываемую им роль, то его поведение может быть спонтанным, а подход к роли -творческим, но совершенно неприемлемым. Спонтанность в психодраме проявляется в том, что проблемы и отношения не анализируются на словах, а переживаются в каждый данный момент их существования.

В психодраматическом действии нет прошлого и будущего - есть только настоящее, все происходящее переживается в реальном действии. Это дает возможность ее участнику объективизировать свое прошлое, проявить его вовне. Как ребенок от имени игрушки может высказать все, что ему не дозволено говорить самому, так участник психодрамы от имени своего персонажа, перевоплощаясь и импровизируя,

может достаточно глубоко раскрыть свое внутреннее "Я" независимо от того, идет ли речь о прошлом, будущем, настоящем.

Если понятие "перенос", по 3. Фрейду, обозначает односторонний процесс передачи эмоций от пациента психотерапевту, а "контрперенос" - от психотерапевта пациенту, то "теле", по Д. Морено, обозначает двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и режиссером и среди членов группы. Морено определял "теле" как вчувствование друг в друга, как взаимосвязь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эмпатии. В то время как эмпатия - одностороннее вчувствование одного человека во внутренний мир другого, "теле" представляет собой взаимный обмен эмпатиями. "Теле" может включать в себя как положительные (позитивные "теле"), так и отрицательные (негативные "теле") эмоции, возникающие в психодраматической ситуации. Это вчувствование индивидов друг в друга Морено называл цементом, который скрепляет группу.

Результатом использования "теле" является признание того, что мы видим других не такими, какими они есть на самом деле, а такими, какими они проявляются в отношении к нам. Психодрама создает в группе своего рода лабораторные условия, в которых одни участники могут анализировать свое восприятие других.

Понятие "теле" наиболее приемлемо в социодраме - особой разновидности психодрамы, для которой характерна общая групповая тема.

Участники социодрамы вместо того, чтобы исследовать личные проблемы каждого, имеют дело с фактором, влияющим на всех присутствующих. Члены группы используют ролевые игры, чтобы исследовать свои отношения к социокультурным потребностям, таким, как предубеждение, отношения между родителями и детьми, конфликты между населением и чиновниками, расизм и т.д. Посредством спонтанных творческих действий участники изучают свое восприятие этих проблем, свою реакцию на них, а также связанные с ними чувства и способы поведения, чтобы повысить существующий в группе уровень взаимопонимания.

Катарсис понимается как чувственное потрясение и внутреннее очищение. Д. Морено несколько расширил это понятие, распространив действие катарсиса не только на зрителей, но и на актера. Он говорил о том, что психодрама

имеет лечебный эффект не столько по отношению к зрителю (вторичный катарсис), сколько по отношению к самому актеру, который разыгрывает драму и освобождает себя от нее. Д. Морено образно отмечал, что различия между зрителями традиционного театра и зрителями психодрамы можно сравнить с различием между человеком, который смотрит фильм об извержении вулкана, и человеком, который непосредственно наблюдает извержение у подножия вулкана.

Инсайт - это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию проблемы. Это прозрение, озарение. Инсайт - это изменение в структуре перцептивного поля участников психодрамы. Инсайт может возникнуть не только во время катарсиса, но и во время обсуждения разыгранной психодрамы тогда, когда связанные с ним переживания уже ослаблены. Целью психодрамы является создание такого группового климата, в котором было бы возможно максимальное проявление катарсиса и инсайта.

256 Основные фазы психодрамы

1. Разогрев и разминка.

2. Собственно драматическое действие.

3. Обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен).

Во время 1-й фазы происходят вывод протагониста, получение материала для дискуссии, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства для психодраматического действия. Первая фаза состоит из трех стадий:

1. Постепенное раскрепощение двигательной активности участников.

2. Стимуляция спонтанных поведенческих реакций.

3. Фокусировка членов группы на конкретной проблеме. Различают направленный и ненаправленный разогрев.

Направленный разогрев используется в ситуации, когда

протагонист вступает в сеанс, не будучи готовым к ролевой игре. Здесь задача режиссера- максимально реализовать стадию разогрева для достижения обычных для нее целей. Используются вербальные и невербальные приемы.

Ненаправленный разогрев может быть сфокусированным и специфическим. В этом случае протагонист входит в сеанс,

будучи готовым иметь дело с определенной темой. Нет необходимости тщательно проходить стадию разогрева, но это не значит, что режиссер может немедленно перейти к стадии действия. Следует провести короткий разогрев, так как такие протагонисты часто перевозбуждены и требуется некоторый период для их "остывания". Затем начинается действие. В других случаях протагонист вступает в сеанс подготовленным к участию в ролевой игре, но определенная тема не называется. Во втором случае ключи для начала сцены действия надо подобрать, и это должен сделать режиссер.

Во время разминки члены группы выполняют ряд несложных упражнений, облегчающих в дальнейшем исполнение определенных ролей в психодраме. Во время разминки участники психологически и физически раскрепощаются, снимают излишнюю напряженность и тревожность, настраиваются на игровые роли. Разминка может проводиться в виде словесных или телесных упражнений или в форме комбинации тех и других. Ее задачи: стимулирование спонтанности участников, ослабление страха, тревоги и беспокойства, снятие защиты, создание соответствующей эмоциональной атмосферы.

Для решения этих задач используются различные вспомогательные приемы: дискуссии, живые скульптуры, импровизации, разыгрывание сказок, фантастических ситуаций и т.д.

С помощью разминки в группе создается атмосфера, побуждающая участников действовать спонтанно и идти на риск для создания чувства доверия и безопасности.

Разминка особенно полезна в тех случаях, когда члены группы сопротивляются исследованию предложенной им темы и стесняются первыми брать на себя роль протагониста. Она помогает участникам настроиться на занятие, познакомиться друг с другом, снижает уровень их тревожности. Разминка может быть вербальной или невербальной.

Невербальные разминки косвенно помогают участникам преодолевать свое сопротивление открытому разговору о чувствах и проблемах. Физические действия служат целям активизации участников. Для того чтобы помочь им вспомнить детские впечатления, которые могут иметь отношения к воспроизведенным в психодраме конфликтам, предлагается такое упражнение: членам группы раздают карандаши и бумагу и просят, чтобы каждый своей, обязательно "нерабочей" рукой написал о своих впечатлениях, относящихся

к тому времени, когда он только учился писать. Каракули, выходящие из-под непривычной к письму руки, могут расслабить действие взрослой психологической защиты.

После разминки начинается подготовка психодраматического действия. Кто-либо из членов группы рассказывает о своей жизненной проблеме, касающейся сферы человеческих отношений, такой, какую он хотел бы решить в группе "здесь и теперь".

Эта проблема становится основной темой или сюжетом психодрамы. Рассказчик обрисовывает суть проблемы, называет ее реальных участников в жизни, характеризует их, описывает их поведение в проблемной ситуации, включая и собственное. Затем между членами группы, согласившимися стать участниками психодрамы, распределяются роли тех людей, которые в жизни участвуют в проблемной ситуации и между которыми складываются непростые взаимоотношения. В распределении ролей участвует сам автор проблемы. Для исполнения каждой роли он подбирает тех, кто более всего подходит по своим внешним данным и поведению.

Иногда тема выбирается исходя из предварительного знакомства с членами группы или обстоятельств, которые выявились в ходе разминки. Когда специфика ситуации становится ясной, протагониста просят, чтобы он рассказал ситуацию достаточно подробно, а потом разыграл ее.

Протагонист обставляет сцену с помощью подручных средств так, чтобы она максимально соответствовала воспроизводимому событию. Для этого в помещении, где разыгрывается психодрама, должен быть богатый выбор возможностей. В классическом варианте стулья в помещении расставляются так, как это делается для зрителей в театре. Лучше, чтобы это было подобие амфитеатра (с полукруглой многоярусной сценой), имеющее частично отгороженное пространство и балкон.

2-я фаза психодрамы представляет собой собственно психодраматическое действие, когда импровизированно воссоздаются и проигрываются в ролях реальные проблемные жизненные ситуации.

Чаще всего автор проблемы играет роль самого себя. Проблемная ситуация проигрывается с разных сторон и различными способами для того, чтобы лучше понять и осознать суть самой проблемы, найти наиболее разумный способ ее решения. В ходе психодраматического действия клиент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства.

отношения, установки, проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы помогает целый рад приемов: "зеркало", "двойники", другие "Я", "монолог", "диалог", "построение будущего", "проба реальности" и др.

3-я фаза - обсуждение, или интерпретация, - является завершающей. Когда действие закончено, протагонист и остальные члены группы приступают к его анализу. Начинается он обычно с высказываний клиентов, не принимавших непосредственного участия в психодраматическом действии: о своих впечатлениях, о собственных переживаниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникли у них во время разыгрывания ролевых ситуаций. Здесь также предоставляется обратная связь протагонисту, происходят анализ и интерпретация психодраматического действия, затем высказываются вспомогательные "Я", которые говорят о своих чувствах, о своем видении ситуации, о тех переживаниях, которые возникли у них во время разворачивания психодраматического действия. Затем слово предоставляется протагонисту, и завершает обсуждение психолог со своим видением проблем клиента. Сначала участникам предлагается рассказать о чувствах, которые вызвала у них психодрама, о том, какое отношение, на их взгляд, она может иметь к каждому из них. После обсуждения эмоциональных реакций члены группы переходят к более конкретному обсуждению психодраматического действия, чтобы помочь протагонисту извлечь из него пользу.

Фаза обсуждения обычно состоит из двух частей: ролевой обратной связи; идентификационной обратной связи.

В ролевой обратной связи партнеры по очереди описывают протагонисту чувства, которые появлялись у них при исполнении отведенных им ролей, а также при изображении протагониста при обмене ролями. Благодаря вербальной фиксации чувств, пережитым им в разных ролях, протагонист видит себя и свое поведение совершенно в другом ракурсе, чем если бы он вспоминал или рассказывал о случившемся только со своей позиции.

В идентификационной обратной связи участвуют зрители и ведущий психодрамы, поскольку во время игры они идентифицировались с протагонистом или с одним из изображенных людей, имеющих к нему отношение. Например, обычно молчаливый участник группы просит слова и сообщает, сколь сильна была его идентификация с протагонистом в детской сцене. В его детстве случилось нечто подобное, только ревновал он не к своему младшему брату, а к

старшей сестре, которую выделял среди них двоих отец. Однажды он не смог больше смотреть, как ее балуют, и тоже убежал из дома. После того как этот участник группы закончил описание своей идентификации с протагонистом, другой участник группы рассказывает о своем сильном переживании в детской сцене.

Идентификация также является важной информацией об участниках группы. Отчет об идентификационном переживании может облегчить зажатому человеку выход его собственной проблематики. Кроме того, психосоматические реакции, достаточно часто возникающие у зрителей в фазе игры, при идентификационной обратной связи быстро исчезают. В выраженных случаях затруднения симптомоносителей должны быть проработаны в психодраме. Как только собственная, зачастую давно минувшая, идентификационно-специфическая конфликтная ситуация проигрывается и у протагониста происходит катарсис, психосоматические нарушения сменяются чувством освобождения и разрядки.

На этой стадии решаются следующие задачи:

· де-ролинг - выход из роли, которую протагонист играл во время действия, происходит в форме короткой дискуссии, процесса выражения чувств и обмена ими со стороны протагониста и получения обратной связи;

· эмоциональная стабильность - как часть процесса выхода из роли рассматривается восстановление эмоциональной стабильности после окончания действия;

· комфортное состояние - этому ощущению способствует понимание того, что кто-то старается разделить с тобой твои сложности. Зачастую просто способность объективно оценить свою ситуацию сама по себе усиливает ощущение комфортности. В крайнем случае, режиссер должен помочь протагонисту понять, что его трудности не так уж необычны, что многие люди сталкиваются с подобными или еще более сложными проблемами;

· способность понимать себя - увеличение в клиенте способности понимать себя, свое поведение, свое воздействие на окружающих - эту задачу режиссера выделяет подавляющее большинство участников психодраматических сеансов. Обычно это проходит в ходе интерпретации, даваемой режиссером.

Основным правилом стадии обсуждения служит отсутствие действия. Используются словесные приемы, такие как обмен чувствами, обсуждение или анализ.








Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 695;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.